Таня Сосонная
Выступление для родителей за «круглым столом» по теме «Грамматика дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Как приятно рассказать малышу сказку! С каким интересом он слушает! А что, если эта сказка еще и обогатит словарный запас, научит грамотно и логично высказывать свои мысли, поможет освоить грамматические правила русского языка?
Лучше учителя родного языка - это родители, дедушки и бабушки, эмоционально близкие ребенку люди. В последнее время возросло число детей, испытывающих трудности с усвоением чтения и письма; причиной этого являются, в частности, стойкие аграмматизмы (грамматические ошибки) в речи 5-6 летних детей. Ребенок, имеющий скудный словарный запас, в школе испытывает большие трудности при подборе родственных (проверочных) слов, не может усваивать грамматические правила, у него возникают проблемы с монологической речью. Например, недостаток в речи ребенка приставочных глаголов не только лишает его возможности в полном объеме пользоваться самым выразительным способом словообразования, но и приводит к затруднениям, когда надо отличить приставку от предлога.
Публикация «Выступление для родителей за „круглым столом“ по теме „Грамматика дома“» размещена в разделах
Эти проблемы заставляют искать более эффективные пути формирования грамматического строя речи, опираться на интерес ребенка к словообразованию.
Дети легко запоминают необычное, фантастическое, забавное. Поэтому дома, занимаясь с ребенком, предлагать вам использовать сказки, словесные игры, упражнения, которые помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки правильного использования существительных, прилагательных, глаголов, наречий как в устной, так и в письменной речи, будут способствовать формированию грамматически правильной речи и обогащению словарного запаса.
Это рассказ поможет детям, что от существительных (слов, обозначающих предметы) могут образовываться глаголы (слова, обозначающие действие) и другие существительные.
Обещание
Петя попросил папу:
- Подари мне пожалуйста барабан и трубу.
- Я бы подарил, сынок, да боюсь, что ты будешь то трубить, то барабанить и мешать мне работать.
- Честное слово, папочка, я буду барабанить, когда ты отдыхаешь, а трубить когда ты спишь.
Вопросы и задания:
1. Спросите ребенка:
- Что Петя просил ему подарить?
- Чего боялся папа?
- Что обещал Петя?
- Доволен ли папа?
2. Попросите ребенка назвать слова, похожие на слово "барабан" (барабанить, барабанщик, на слово "труба" (трубить, трубач). Объясните ребенку, что есть "слова - родственники". Они похожи, словно из одной семьи, поэтому так и называются - родственные.
3. Выполните с ребенком упражнения для пальчиков, имитируя игру на музыкальных инструментах.
Оркестр
Я играю на гитаре,
Друг мой Вася - на баяне,
Таня может на трубе
Поиграть гавот тебе.
Ты, я слышал, пианист
Поиграем вместе твист.
4. Перекидывая мяч, поиграйте с малышом "в слова".
Кто играет на баяне? - Баянист.
Кто играет на гитаре? - Гитарист.
На пианино? - Пианист.
На контрабасе? - Контрабасист.
На флейте? - Флейтист.
На органе? - Органист.
На трубе? - Трубач.
На скрипке? - Скрипач.
На барабане? - Барабанщик.
На балалайке? - Балалаечник.
На арфе? - Арфист и т. д.
5. Попросите пересказать рассказ "Обещание", используя родственные слова : труба, трубить, трубач; барабан, барабанить, барабанщик.