МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Краснова Светлана
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Темой моей работы по самообразованию является «Развитие мелкой моторики рук ребёнка средствами игровой деятельности». Проблема, над которой я работаю, считаю наиболее актуальной на сегодняшний день: Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребёнка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением действий, требующих точности, синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. д. Важно подчеркнуть также, что недоразвитие мелкой моторики у детей в дошкольном возрасте приведет к трудностям усвоения навыка письма в школе.

Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель моей работы: Развитие мелких мускул детской руки в играх и упражнениях, создание всех необходимых условий для накопления ребёнком двигательного и практического опыта и, прежде всего ручной умелости.

Для реализации этой цели я определила следующие задачи:

1. Способствовать развитию мелкой моторики рук у детей, координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2. Развивать психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей.

3. Формировать и совершенствовать пространственные представления: ориентация на листе бумаги, ориентация на примере собственного тела.

4. Формировать навыки учебной деятельности: умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно продолжать выполнять поставленную задачу, контролировать собственные действия.

5. Повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

В своей деятельности использую следующие формы работы:

1. Совместная деятельность воспитателя с детьми.

2. Индивидуальная работа с детьми

3. Свободная самостоятельная деятельность самих детей

4. Консультативная работа с родителями

Для достижения поставленных задач я свою работу по развитию мелкой моторики поделила на четыре блока:

I блок. Диагностика:

• обследование мелкой моторики рук каждого ребёнка;

• критерии оценки уровня подготовленности детей к овладению навыком письма.

Обследование проводится в начале и в конце года в разных формах: фронтальных,

подгрупповых и индивидуально.

II блок. «Пальчиковый игротренинг» :

Для более успешного формирования мелкой моторики применяется «пальчиковый игротренинг», который в себя включает:

Самомассаж кистей и пальцев рук: в данных упражнениях использую традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, например «Согреем руки» - движения, как при растирании рук. «Гуси щиплют траву» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

• Сюжетные пальчиковые упражнения («Весёлые пальчики») -к этой группе относятся упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта, мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы. «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

• Пальчиковые игры по методике Алябьевой «Расскажи стихи руками»,в них дети

отображали реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, явления

природы, а также пальчиковая гимнастика с предметами: массаж ладонных

поверхностей разноцветными шариками, массаж грецкими орехами, массаж

шестигранными карандашами, катушкой, массажным мячиком.

кинезиологические упражнения: с помощью таких упражнений компенсируется

работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания,

сосредоточенности.

«Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим

пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

«Кулак-ребро-ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак

ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала

правой руки, потом левой, затем двумя руками вместе). «Ухо-нос» - левой рукой

взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно

опустить руки и поменять их положение.

III блок. «Озорной карандаш» :

На каждом занятии подготовки руки ребенка к овладению письмом мною

проводятся варианты штриховок, контурных изображений, лабиринтов, узоров.

Особое внимание уделяется обучению детей правильным действиям с

основными инструментами (альбомом, тетрадью, линейкой, простым и цветными

карандашами). Свою работу я начинаю с обводки плоских фигур. Мы обводим все,

что можно: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую

игрушку. Затем постепенно задания усложняются: рисование по опорным точкам;

дорисовывание второй половины рисунка; рисунок по образцу, не отрывая руки от

бумаги; рисование пальчиком в воздухе, на манной крупе.

На занятиях используем различные нетрадиционные техники:

Набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с

помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать фон рисунка;

Кляксография: на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После

нанесения рисунку карандашом или фломастером предают какое-либо очертание,

создают образ;

• Печать от руки, рисование одним или двумя пальцами.

Для развития точности и уверенности движения руки использую игры, в которых

детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении.

Игра «От дома к дому». Задача ребенка – точными прямыми линиями соединить

между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию

просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии,

дети сопровождают действия словами «От домика к домику».

Игра «Всевозможные лабиринты». Ребенку рисуют различные лабиринты. Пусть

«пройдет» по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего

объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. («Этот

лабиринт – в замке Снежной Королевы; он изо льда. Герда должна пройти по нему,

не касаясь стенок, иначе она замерзнет».) Рисование орнамента. Дети с интересом

занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то

рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее.

Игра «Весёлые прищепки» является многоплановой. Это и игровой метод

обучения детей (используются всевозможные приемы, можно создать и игровую

ситуацию, даются указания, объяснения, показ). Также это и самостоятельная

игровая деятельность детей (особенно по утрам, во время приема детей) Прищепки,

благодатный материал в помощи развития мелкой моторики рук и пальцев. Они

способствуют скоординировать движения пальцев, помогают в развитий точности и

ловкости, координируют зрительно - моторную систему. На занятиях и в свободное

время прищепки помогают развивать пространственное представление, речь,

воображение. Шаблоны могут быть изготовлены из разного фактурного

материала (самоклеющаяся пленка, бархотная бумага, картон ит. д.)

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев. (учить правильно открывать прищепку, прикреплять к шаблону, соглаованность движения рук, развивать тактильные ощущения). Обогащать сенсорно - моторный опыт детей.

Задачи: - Формировать и закреплять представления детей о цвете (красный, желтый, синий, зеленый, форме, размере. Развивать мышление, воображение. память, внимание, речь.

Задания: - Могут быть разнообразными, все зависит от целей и задач которые ставит воспитатель в конкретном случае.

Ожидаемый результат: - ребенок видит конечный результат своей деятельности; игровые действия вызывают оживление у детей - развивается эмоциональная сфера, происходит развитие речи - пополнение словарного запаса. Обогащается опыт детей. Формируются элементарные математические навыки (один - много).Развивается усидчивость, умение слушать, придумывать рассказы и сказки. Для проведения таких игровых упражнений необходимо специальное оборудование, которое нетрудно изготовить своими руками: прищепки разные по цвету, форме, размеру, из разных материалов.

В такие развивающие игры можно играть с 2 лет.

В начале стоит ребенка научить прищеплять прищепки, потом постепенно добавлять игровые элементы.

В возрасте, 3-4 года можно играючи выучить цвета;

С детьми 4-5 лет при помощи игр с прищепками можно изучить профессии, времена года и т. п;

Дети 5-6 лет, с помощью таких игр легче запомнить счет и алфавит. Можно игры с прищепками сопровождать стихами или загадками.

Ель

Ёлочка наша вдруг загрустила,

Лапы еловые вниз отпустила.

Солнышко

Солнышко утром

Рано встает

Лучики тянет – тепло нам дает.

Самолет

Самолет, самолет

Отправляется в полет.

Но без крыльев и хвоста

Не взлетит он никогда.

Ежик

Ежик, ежик, где гулял?

Глее колючки потерял?

Ты беги скорей к нам ежик.

Мы сейчас тебе поможем.

Рыбка

Рыбка, рыбка, что грустишь?

Не видать улыбки?

Без хвоста и плавников

Не бывает рыбки.

Морковь, репка, редиска

Урожай мы собирали

И ботву всю оборвали.

Мы листочки прикрепляем –

Сразу овощи узнаем.

В гости к детям приходит. Девочка-прищепочка с воздушными шарами. В воздушных шарах спрятаны загадки. Девочка-прищепочка просит детей отгадать загадки и предлагает поиграть с разноцветными прищепками.

Воспитатель: Отгадайте загадку.

Светит, сверкает, всех согревает.

Что это?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, это солнце. Как ласково называем его? (Солнышко.)

- Чего нет у нашего солнышка? (Лучиков.)

- Какого цвета лучики у солнца? (Желтого.)

- Давайте подарим солнышку волшебные, добрые лучики, чтобы светило и грело

еще сильнее. Дети выбирают из коробки желтые прищепки

и «возвращают» солнцу лучи. Воспитатель:. Слушайте следующую загадку.

Она под осень умирает,

И вновь весною оживает,

Коровам без нее беда,

Она их главная еда. Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, это трава. Какого цвета трава? (Зеленого.)

Воспитатель раздает детям вырезанные из зеленого картона прямоугольники.

Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и прикрепляют их к

прямоугольникам.

Воспитатель: Отгадайте, кто это такой:

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, это ежик. Помогите нашему ежику найти иголочки.

Воспитатель дает каждому ребенку вырезанную из цветного картона заготовку

ежика, на которой нарисованы, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к

спинке ежика прищепки.

Воспитатель: А вот новая загадка:

Зимой и летом одним цветом.

Ответы детей. Да, это елка. Помогите елочке найти все свои иголочки.

Воспитатель раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.

Воспитатель: Отгадайте, кто это:

На ромашку у ворот

Опустился вертолет –

Золотистые глаза.

Кто же это? Ответы детей.

Правильно, это стрекоза. Давайте поможем нашей стрекозе найти крылышки.

Воспитатель дает каждому ребенку вырезанную из цветного картона заготовку

стрекозы. Дети прикрепляют к стрекозе прищепки – крылышки.

Воспитатель: Молодцы! Как красиво стало на ваших лесных полянках!

Вы можете придумать самые разные истории и рассказать их вместе с вашим ребенком (например) :

«Однажды летом девочка Маша вышла на полянку. Погода была солнечная. Высоко в небе светило яркое солнышко, согревая нас своими ласковыми лучиками. (В это время ребенок кладет в левый верхний угол листа солнышко) Она посмотрела вокруг: а вокруг зеленеет трава. (Положите в нижнюю часть бумажного листа зеленую полоску с прищепками – травку.) Над травой порхают бабочки. Одна бабочка с желтыми крыльями, другая — с красными, а у третьей бабочки крылья разноцветные: синие и красные. (Вместе с ребенком разместите бабочек на траве, над травой.) Бабочки то поднимаются вверх, то снова опускаются вниз к травке, то собираются в круг, то летают друг над другом. (Перемещайте бабочек.) Потом бабочки устали летать и опустились на траву». Сюжеты игр с прищепками могут быть самыми разнообразными.

Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.

IV блок. Творческие упражнения:

Это задания, позволяющие развивать тактильную чувствительность. Это, прежде

всего, работа со счетными палочками, пуговицами, бусами, мозаикой и другим

мелкими предметами, работа с разнообразным материалом – бумагой, песком,

пластилином и др. Развитие тактильных ощущений осуществляется также

посредством определения предметов на ощупь, игра «Чудесный мешочек».

Задания, развивающие тактильную чувствительность:

• пластилиновое панно (картины из кусочков пластилина, выкладывание сюжета на

пластилиновой основе крупами, пластилиновые узоры);

• перемотка ниток;

• завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке;

• выкладывание нитками контура рисунка на бархатной бумаге контрастного цвета

• собирание разрезных картинок;

• застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков;

• завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков;

Игры с крупами: разбор круп (горох, гречка, рис);

• игры с пуговицами;

• игры с палочками;

• мозаика.

Выполнение творческих работ развивает у детей воображение, фантазию,

творческое мышление. Раскрывает ребенка как творческую личность. Все занятия

строила на устной, наглядной и практической основе. Провожу их как

индивидуально, по подгруппам, так и со всей группой детей. По моим наблюдениям

успешность работы по развитию мелкой моторики зависит от систематичности и

регулярности. В работе с детьми я старалась не допускать скуки и переутомления,

строить работу так, чтобы она приносили детям только радость. Любое достижение

ребёнка должно быть оценённым.

Развитие моторики рук может иметь свои возрастные особенности. В своей группе я

создала все необходимые условия для развития мелкой моторики руки ребёнка.

Были изготовлены игры с пуговицами и игры с закручиванием и раскручиванием

крышек разного цвета, игры вкладыши, игры шнуровки. В уголок ИЗО деятельности

я поместила трафареты с животными и птицами, разные предметные картинки –

раскраски. Большую роль по развитию мелкой моторики руки ребёнка сыграла

работа с родителями. Моя задача была в том, чтобы раскрыть перед родителями

необходимость развития мелкой моторики руки ребёнка и порекомендовать

соответствующие игры и упражнения на данную тему. Я подготовила несколько

консультаций на тему: «Значение развития мелкой моторики для малышей»,

«Пальчиками играем – стихи повторяем», «Пальчиковые игры, как средство

развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста». Индивидуально беседую

с родителями. Цель беседы - налаживание контактов, определение уровня

наблюдательности, сообщение о диагностических данных. Родители принимают

активное участие на собраниях, родительских клубах.

Таким образом, благодаря проведённой работе в которой используется

разнообразное сочетание разных видов деятельности позволяет увлечь и

заинтересовать детей, и в игровой форме не только комплексно развивать все

параметры мелкой моторики, но и различные психические процессы – зрительно

пространственные функции, память, внимание, мышление, восприятие и, конечно

же, речь. У детей действия становятся более целенаправленными и точными.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечкамиРазвитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечками «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется.

Дидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаДидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Существует масса методик, которые могут помочь в развитии ребенка. Самый надежный помощник в этом деле – детская рука. Поэтому необходимо.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр с прищепкамиРазвитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр с прищепками «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр на прищепках». «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографииРазвитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии Цель работы: развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии. Задачи работы: - развивать мелкую.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и домаРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и дома «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Пояснительная записка Истоки способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 апреля 2023 в 18:26
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Краснова Светлана (УИ 2336426) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД