Краснова Светлана
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Темой моей работы по самообразованию является «Развитие мелкой моторики рук ребёнка средствами игровой деятельности». Проблема, над которой я работаю, считаю наиболее актуальной на сегодняшний день: Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребёнка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением действий, требующих точности, синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. д. Важно подчеркнуть также, что недоразвитие мелкой моторики у детей в дошкольном возрасте приведет к трудностям усвоения навыка письма в школе.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель моей работы: Развитие мелких мускул детской руки в играх и упражнениях, создание всех необходимых условий для накопления ребёнком двигательного и практического опыта и, прежде всего ручной умелости.
Для реализации этой цели я определила следующие задачи:
1. Способствовать развитию мелкой моторики рук у детей, координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Развивать психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей.
3. Формировать и совершенствовать пространственные представления: ориентация на листе бумаги, ориентация на примере собственного тела.
4. Формировать навыки учебной деятельности: умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно продолжать выполнять поставленную задачу, контролировать собственные действия.
5. Повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
В своей деятельности использую следующие формы работы:
1. Совместная деятельность воспитателя с детьми.
2. Индивидуальная работа с детьми
3. Свободная самостоятельная деятельность самих детей
4. Консультативная работа с родителями
Для достижения поставленных задач я свою работу по развитию мелкой моторики поделила на четыре блока:
I блок. Диагностика:
• обследование мелкой моторики рук каждого ребёнка;
• критерии оценки уровня подготовленности детей к овладению навыком письма.
Обследование проводится в начале и в конце года в разных формах: фронтальных,
подгрупповых и индивидуально.
II блок. «Пальчиковый игротренинг» :
Для более успешного формирования мелкой моторики применяется «пальчиковый игротренинг», который в себя включает:
• Самомассаж кистей и пальцев рук: в данных упражнениях использую традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, например «Согреем руки» - движения, как при растирании рук. «Гуси щиплют траву» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
• Сюжетные пальчиковые упражнения («Весёлые пальчики») -к этой группе относятся упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта, мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы. «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).
• Пальчиковые игры по методике Алябьевой «Расскажи стихи руками»,в них дети
отображали реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, явления
природы, а также пальчиковая гимнастика с предметами: массаж ладонных
поверхностей разноцветными шариками, массаж грецкими орехами, массаж
шестигранными карандашами, катушкой, массажным мячиком.
• кинезиологические упражнения: с помощью таких упражнений компенсируется
работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания,
сосредоточенности.
«Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим
пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
«Кулак-ребро-ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак
ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала
правой руки, потом левой, затем двумя руками вместе). «Ухо-нос» - левой рукой
взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно
опустить руки и поменять их положение.
III блок. «Озорной карандаш» :
На каждом занятии подготовки руки ребенка к овладению письмом мною
проводятся варианты штриховок, контурных изображений, лабиринтов, узоров.
Особое внимание уделяется обучению детей правильным действиям с
основными инструментами (альбомом, тетрадью, линейкой, простым и цветными
карандашами). Свою работу я начинаю с обводки плоских фигур. Мы обводим все,
что можно: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую
игрушку. Затем постепенно задания усложняются: рисование по опорным точкам;
дорисовывание второй половины рисунка; рисунок по образцу, не отрывая руки от
бумаги; рисование пальчиком в воздухе, на манной крупе.
На занятиях используем различные нетрадиционные техники:
• Набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с
помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать фон рисунка;
• Кляксография: на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После
нанесения рисунку карандашом или фломастером предают какое-либо очертание,
создают образ;
• Печать от руки, рисование одним или двумя пальцами.
Для развития точности и уверенности движения руки использую игры, в которых
детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении.
Игра «От дома к дому». Задача ребенка – точными прямыми линиями соединить
между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию
просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии,
дети сопровождают действия словами «От домика к домику».
Игра «Всевозможные лабиринты». Ребенку рисуют различные лабиринты. Пусть
«пройдет» по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего
объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. («Этот
лабиринт – в замке Снежной Королевы; он изо льда. Герда должна пройти по нему,
не касаясь стенок, иначе она замерзнет».) Рисование орнамента. Дети с интересом
занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то
рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее.
Игра «Весёлые прищепки» является многоплановой. Это и игровой метод
обучения детей (используются всевозможные приемы, можно создать и игровую
ситуацию, даются указания, объяснения, показ). Также это и самостоятельная
игровая деятельность детей (особенно по утрам, во время приема детей) Прищепки,
благодатный материал в помощи развития мелкой моторики рук и пальцев. Они
способствуют скоординировать движения пальцев, помогают в развитий точности и
ловкости, координируют зрительно - моторную систему. На занятиях и в свободное
время прищепки помогают развивать пространственное представление, речь,
воображение. Шаблоны могут быть изготовлены из разного фактурного
материала (самоклеющаяся пленка, бархотная бумага, картон ит. д.)
Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев. (учить правильно открывать прищепку, прикреплять к шаблону, соглаованность движения рук, развивать тактильные ощущения). Обогащать сенсорно - моторный опыт детей.
Задачи: - Формировать и закреплять представления детей о цвете (красный, желтый, синий, зеленый, форме, размере. Развивать мышление, воображение. память, внимание, речь.
Задания: - Могут быть разнообразными, все зависит от целей и задач которые ставит воспитатель в конкретном случае.
Ожидаемый результат: - ребенок видит конечный результат своей деятельности; игровые действия вызывают оживление у детей - развивается эмоциональная сфера, происходит развитие речи - пополнение словарного запаса. Обогащается опыт детей. Формируются элементарные математические навыки (один - много).Развивается усидчивость, умение слушать, придумывать рассказы и сказки. Для проведения таких игровых упражнений необходимо специальное оборудование, которое нетрудно изготовить своими руками: прищепки разные по цвету, форме, размеру, из разных материалов.
В такие развивающие игры можно играть с 2 лет.
В начале стоит ребенка научить прищеплять прищепки, потом постепенно добавлять игровые элементы.
В возрасте, 3-4 года можно играючи выучить цвета;
С детьми 4-5 лет при помощи игр с прищепками можно изучить профессии, времена года и т. п;
Дети 5-6 лет, с помощью таких игр легче запомнить счет и алфавит. Можно игры с прищепками сопровождать стихами или загадками.
Ель
Ёлочка наша вдруг загрустила,
Лапы еловые вниз отпустила.
Солнышко
Солнышко утром
Рано встает
Лучики тянет – тепло нам дает.
Самолет
Самолет, самолет
Отправляется в полет.
Но без крыльев и хвоста
Не взлетит он никогда.
Ежик
Ежик, ежик, где гулял?
Глее колючки потерял?
Ты беги скорей к нам ежик.
Мы сейчас тебе поможем.
Рыбка
Рыбка, рыбка, что грустишь?
Не видать улыбки?
Без хвоста и плавников
Не бывает рыбки.
Морковь, репка, редиска
Урожай мы собирали
И ботву всю оборвали.
Мы листочки прикрепляем –
Сразу овощи узнаем.
В гости к детям приходит. Девочка-прищепочка с воздушными шарами. В воздушных шарах спрятаны загадки. Девочка-прищепочка просит детей отгадать загадки и предлагает поиграть с разноцветными прищепками.
Воспитатель: Отгадайте загадку.
Светит, сверкает, всех согревает.
Что это?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это солнце. Как ласково называем его? (Солнышко.)
- Чего нет у нашего солнышка? (Лучиков.)
- Какого цвета лучики у солнца? (Желтого.)
- Давайте подарим солнышку волшебные, добрые лучики, чтобы светило и грело
еще сильнее. Дети выбирают из коробки желтые прищепки
и «возвращают» солнцу лучи. Воспитатель:. Слушайте следующую загадку.
Она под осень умирает,
И вновь весною оживает,
Коровам без нее беда,
Она их главная еда. Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это трава. Какого цвета трава? (Зеленого.)
Воспитатель раздает детям вырезанные из зеленого картона прямоугольники.
Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и прикрепляют их к
прямоугольникам.
Воспитатель: Отгадайте, кто это такой:
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это ежик. Помогите нашему ежику найти иголочки.
Воспитатель дает каждому ребенку вырезанную из цветного картона заготовку
ежика, на которой нарисованы, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к
спинке ежика прищепки.
Воспитатель: А вот новая загадка:
Зимой и летом одним цветом.
Ответы детей. Да, это елка. Помогите елочке найти все свои иголочки.
Воспитатель раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.
Воспитатель: Отгадайте, кто это:
На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это? Ответы детей.
Правильно, это стрекоза. Давайте поможем нашей стрекозе найти крылышки.
Воспитатель дает каждому ребенку вырезанную из цветного картона заготовку
стрекозы. Дети прикрепляют к стрекозе прищепки – крылышки.
Воспитатель: Молодцы! Как красиво стало на ваших лесных полянках!
Вы можете придумать самые разные истории и рассказать их вместе с вашим ребенком (например) :
«Однажды летом девочка Маша вышла на полянку. Погода была солнечная. Высоко в небе светило яркое солнышко, согревая нас своими ласковыми лучиками. (В это время ребенок кладет в левый верхний угол листа солнышко) Она посмотрела вокруг: а вокруг зеленеет трава. (Положите в нижнюю часть бумажного листа зеленую полоску с прищепками – травку.) Над травой порхают бабочки. Одна бабочка с желтыми крыльями, другая — с красными, а у третьей бабочки крылья разноцветные: синие и красные. (Вместе с ребенком разместите бабочек на траве, над травой.) Бабочки то поднимаются вверх, то снова опускаются вниз к травке, то собираются в круг, то летают друг над другом. (Перемещайте бабочек.) Потом бабочки устали летать и опустились на траву». Сюжеты игр с прищепками могут быть самыми разнообразными.
Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.
IV блок. Творческие упражнения:
Это задания, позволяющие развивать тактильную чувствительность. Это, прежде
всего, работа со счетными палочками, пуговицами, бусами, мозаикой и другим
мелкими предметами, работа с разнообразным материалом – бумагой, песком,
пластилином и др. Развитие тактильных ощущений осуществляется также
посредством определения предметов на ощупь, игра «Чудесный мешочек».
Задания, развивающие тактильную чувствительность:
• пластилиновое панно (картины из кусочков пластилина, выкладывание сюжета на
пластилиновой основе крупами, пластилиновые узоры);
• перемотка ниток;
• завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке;
• выкладывание нитками контура рисунка на бархатной бумаге контрастного цвета
• собирание разрезных картинок;
• застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков;
• завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков;
• Игры с крупами: разбор круп (горох, гречка, рис);
• игры с пуговицами;
• игры с палочками;
• мозаика.
Выполнение творческих работ развивает у детей воображение, фантазию,
творческое мышление. Раскрывает ребенка как творческую личность. Все занятия
строила на устной, наглядной и практической основе. Провожу их как
индивидуально, по подгруппам, так и со всей группой детей. По моим наблюдениям
успешность работы по развитию мелкой моторики зависит от систематичности и
регулярности. В работе с детьми я старалась не допускать скуки и переутомления,
строить работу так, чтобы она приносили детям только радость. Любое достижение
ребёнка должно быть оценённым.
Развитие моторики рук может иметь свои возрастные особенности. В своей группе я
создала все необходимые условия для развития мелкой моторики руки ребёнка.
Были изготовлены игры с пуговицами и игры с закручиванием и раскручиванием
крышек разного цвета, игры вкладыши, игры шнуровки. В уголок ИЗО деятельности
я поместила трафареты с животными и птицами, разные предметные картинки –
раскраски. Большую роль по развитию мелкой моторики руки ребёнка сыграла
работа с родителями. Моя задача была в том, чтобы раскрыть перед родителями
необходимость развития мелкой моторики руки ребёнка и порекомендовать
соответствующие игры и упражнения на данную тему. Я подготовила несколько
консультаций на тему: «Значение развития мелкой моторики для малышей»,
«Пальчиками играем – стихи повторяем», «Пальчиковые игры, как средство
развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста». Индивидуально беседую
с родителями. Цель беседы - налаживание контактов, определение уровня
наблюдательности, сообщение о диагностических данных. Родители принимают
активное участие на собраниях, родительских клубах.
Таким образом, благодаря проведённой работе в которой используется
разнообразное сочетание разных видов деятельности позволяет увлечь и
заинтересовать детей, и в игровой форме не только комплексно развивать все
параметры мелкой моторики, но и различные психические процессы – зрительно
пространственные функции, память, внимание, мышление, восприятие и, конечно
же, речь. У детей действия становятся более целенаправленными и точными.