Галия Нигаматова
Формирование успешной социализации дошкольника в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Структурное подразделение Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Тамсылар» села Уфимский детский сад «Гэрлэуек»» села Первомайское
муниципального района Хайбуллинский район
Республики Башкортостан
Выступление
для педагогов ДОУ на тему:
«Формирование успешной социализации ребёнка в игровой деятельности в условиях реализации ФГОСДО»
Подготовила: Нигаматова Г. С.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Публикация «Формирование успешной социализации дошкольника в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
Тема моего выступления «Формирование успешной социализации ребенка в ДОУ в условиях ФГОС»
Согласно ФГОС ДО ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте –
игровая деятельность. Игра – это своеобразный, свойственный ребенку способ
усвоения действительности, общественного опыта. Особое место занимают
игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет ребенку занять свое место в обществе. Опыт работы воспитателем позволил мне сделать вывод, что дети дошкольного возраста стали меньше играть в сюжетно-ролевые игры. Их больше занимают телевидение, компьютеры, видео, телефоны, тик-токи. Отсюда появление игр агрессивного характера. Просмотр телевидения, видеофильмов, компьютерных игр становятся привычной формой досуга, источником впечатлений для ребенка. Современный ребенок в возрасте от 3 до 5 лет в среднем 28 часов в неделю смотрит на экран. Постепенно игра подменяется просмотром телевизора, компьютера.
Работая воспитателем с детьми провожу, как индивидуальные, так и подгрупповые и фронтальные занятия. Наблюдая за развитием детей, я заметила, что у них нет достаточных знаний об окружающем мире и социальной действительности. Поэтому поставила одной из задач - расширить знания детей о различных профессиях, углубить их интересы к сюжетно-ролевым играм, а так же научить самостоятельно развивать сюжет игры, расширить социализацию личности ребёнка через знакомство с окружающем миром.
Научить детей играть в сюжетно-ролевые игры. Ведь сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.
Основными признаками успешной социализации дошкольников :
*дети становятся активными участниками жизни общества;
*участвуют в жизни детского коллектива;
*с удовольствием занимаются в группах, подгруппах и парах;
*откликаются на просьбы или предлагают свою помощь сами;
*дают и принимают советы;
*проявляют интерес к жизни взрослых или близкого кружения.
Детям предлагаю включить немного свою фантазию и поиграть в игру «Волшебный ящик». Это поможет вам заинтересовать ребёнка и разнообразить его игру. Правила очень просты: достаньте любой предмет из волшебного ящика и расскажите, чем он может быть в детской игре (шарик – яичко, яблоко и др., кубик – кусочек хлеба, пирожное, домик и т. д.).
Нужно помнить, что ребёнку бывает трудно выйти из игры, прервать её. Если вы скажите «Заканчиваем игру, идём спать», ребёнок может начать капризничать и расстраиваться. Поэтому, чтобы предупредить непослушание, обратитесь к ребёнку другим способом. Например: «Магазин закрывается», «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать», или напомните водителю, что машины едут в гараж и т. д.
Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляю в двух направлениях. Это создание необходимой игровой среды и непосредственное руководство играми детей. Характеристика сюжетно-ролевой игры раскрывается через свободу выбора темы и содержания всей игровой деятельности. Например, играя в игры «Аптека», «Парикмахерская», «Ателье мод», у детей формируются умения обращаться, обмениваться, консультировать, обслуживать, организовывать, сотрудничать. В игре «Полиция», «Юные пожарники», «Моряки», «Строитель», «Ремонтная мастерская». Содержание и задачи таких игр формирует у детей умение соблюдать дисциплину, следовать правилам, распределять работы, оказать первую медицинскую помощь, ориентироваться в пространстве, на местности.
Большой восторг у детей вызвало сюжетно-ролевая игра «Телевидение». В начале предложила детям виртуальную экскурсию в Акъярскую телестудию. Важное место в системе работы по обогащению опыта дошкольников занимает экскурсия.
В процессе экскурсии возникает возможность познакомить детей с деятельностью и отношениями людей естественных условиях их протекания. В течение трех недель все дети группы попробовали себя в качестве журналистов, операторов, репортеров и телеведущих. Распределили роли. Выбрали диктора телевидения. Она с удовольствием объявляла следующих участников. В результате проведения подготовительной работы и сюжетно- ролевой игры «Телевидение», дети старшего дошкольного возраста стали более общительные. Сформированные коммуникативные навыки дети переносят из игры в повседневную жизнь. В результате мы стали замечать неподдельный интерес к сюжетно-ролевым играм, настроение в процессе игры позитивное. Речь детей заметно улучшилась, они выучили много стихов, умеют придумывать загадки, эмоционально и выразительно могут импровизировать с отдельно взятыми или предложенными им предметами. Таким образом, можем сказать, что многие дети научились общаться с друг с другом по поводу подготовки к сюжетно-ролевой игре, адекватно себя ведут и эмоционально реагируют, используя разнообразные средства общения. Также в детском саду нами были оформлены центры для игр
«Супермаркет», «Банкомат» ,«Рыбалка», «Цветочный магазин», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов игры.
Спасибо за внимание!