Ирина Альфимова
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся 1 классов в рамках реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
обучающихся 1 классов в рамках реализации ФГОС в МБОУ «Гимназия № 14 г. Йошкар-Олы»
[/b]
Альфимова И. В., педагог-психолог высшей категории
МБОУ «Гимназии № 14 г. Йошкар-Олы»
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся 1 классов в рамках реализации ФГОС» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Психология школьников
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Реализация ФГОС второго поколения предполагает особое психолого-педагогическое сопровождение начального общего образования, которое включает в себя целый ряд мероприятий, таких как, стартовая диагностика и коррекционно-развивающие занятия.
Стартовая диагностика (первичная и повторная) рассчитана на четыре рабочих месяца (сентябрь – октябрь, апрель-май) и включает в себя комплекс диагностических методик. В ходе психолого-педагогической диагностики изучается: состояние пространственного, зрительного восприятия; состояние моторики и зрительно-моторных координаций; умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена. Исследуется развитие фонематического слуха и восприятия; сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом; навыки конструктивного общения в процессе учебной деятельности; способность к саморегуляции.
В реализации диагностического исследования принимают участие как психологи и логопеды, так и классные руководители первых классов.
Весь процесс обследования (и первичного, и повторного) разделен на 4 основных этапа:
1) диагностика развития личностных универсальных учебных действий;
2) диагностика развития регулятивных универсальных учебных действий;
3) диагностика развития познавательных универсальных учебных действий;
4) диагностика развития коммуникативных универсальных учебных действий.
Процесс развития личностных УУД первоклассников изучается в результате обследования уровня развития школьной мотивации, сформированности учебно-познавательного интереса, способности школьников к дифференциации моральных и конвенциональных норм, развитие самооценки школьников, характера атрибуции успеха/неуспеха.
Процесс развития коммуникативных УУД первоклассников изучается в результате обследования способности детей к учету позиции собеседника, а также их способности к сотрудничеству в ходе учебной деятельности.
Развитие регулятивных УУД первоклассников изучается посредством обследования уровня сформированности целеполагания и самоконтроля, развития внимания и оценки.
Развитие познавательных УУД первоклассников изучался в результате обследования уровня развития памяти (зрительной и слуховой, мышления, восприятия, речевого развития обучающихся. Кроме этого, была проанализирована общая ориентация первоклассников в окружающем мире, способность школьников ориентироваться на образец и к знаково-символическому моделированию.
По результатам стартовой диагностики проводится качественный и количественный анализ полученных результатов. Проводятся консультативные мероприятия для родителей обучающихся и педагогов работающих в первых классах.
Коррекционно-развивающая работа по результатам диагностики проводится по нескольким направлениям:
1. адаптационные занятия
2. развитие эмоционально-личностной сферы
3. развитие познавательных процессов.
В период адаптации первоклассников к обучению в школе проводятся занятия по программе «Здравствуй, школа!» Н. В. Пилипко, где реализуются следующие задачи :
• выявить и развивать когнитивные умения и навыки, способствующие повышению уровня школьной готовности, формированию предпосылок некоторых компонентов учебной деятельности;
• развивать коммуникативные умения и навыки, позволяющие ребенку строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в новом коллективе;
• формировать отношение к себе как к ученику, принятие нового возрастного статуса.
Развитию эмоционально-личностной сферы помогает программа «Волшебная страна внутри нас»,Т. Зинкевич-Евстигнеевой. Цель программы – эмоциональное развитие детей, формирование положительной Я-концепции.
Задачами данной программы являются:
• через игровые методы коррекционной работы обучить конструктивным способам поведения в трудных ситуациях, приемам, позволяющим справиться с излишним волнением и тревогой;
• снятие страхов, невротических реакций, развитие воображения;
• сохранение психического здоровья детей и предупреждения эмоциональных расстройств.
Развитию познавательных процессов и формированию универсальных учебных действий способствует программа Алендеевой О. М. «Шаги к успешности».
В результате всего вышесказанного с уверенностью можно сделать следующий вывод: последовательное психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса способствует успешной реализации учебной деятельности, развитию творческих способностей, саморазвитию и самосовершенствованию, сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся
Литература
1. Л. П. Кезина, академик РАО; А. А. Кузнецов, вице-президент РАО, академик РАО; А. М. Кондаков, член-корреспондент РАО. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Окончательный вариант от 6 октября 2009 г.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ]; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с. : ил. — ISBN 978-5-09-019148-7.
3. Некоторые подходы к созданию условий для внедрения государственных образовательных стандартов нового поколения (из опыта работы школ развивающего обучения) / Отв. Редактор О. Н. Держицкая – М. : Московский центр качества образования, 2012. – 272 с. – ISBN 978-5-9773-0085-8