Елена Карамышева
Консультация «Выполнение домашних заданий»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнение домашних заданий
Домашние задания — составная часть процесса обучения, заключающаяся в выполнении учащимися по заданию учителя самостоятельной учебной и практической работы после классных занятий. Домашнее задание закрепляет знания, полученные на уроке.
Домашнее задание выполняется в школах под руководством воспитателей. Ведущая роль в подготовке учащихся к самостоятельному выполнению домашнего задания принадлежит учителю. Учитель определяет характер домашнего задания, материал его, объём, намечает план выполнения.
Публикация «Консультация „Выполнение домашних заданий“» размещена в разделах
Учебной программой предусматривается педагогически целесообразный объём домашнего задания, исключающий перегрузку учащихся. Характер домашнего задания изменяется в зависимости от стадий обучения. На начальных этапах усвоения нового материала домашние задания носят тренировочный характер и могут быть аналогичны классным. По мере овладения учащимися учебным материалом домашние задания должны приобретать творческий характер, требующий видоизменения материала и комбинирования его по новому. (Краткий дефектологический словарь).
Домашняя работа учащихся рассматривается как одна из организационных форм обучения. Цель этих занятий заключается в закреплении полученных учащимися знаний, умений и навыков, в формировании самостоятельности.
Выполнению домашних заданий придается самое серьёзное внимание, хотя вслед за массовой, некоторые учителя специальной школы отрицают необходимость их проведения. Одним из аргументов выдвигается дидактическое требование учить учащихся на уроке. Однако особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников не всегда позволяют им усвоить полученные на уроке знания, овладеть необходимыми умениями и навыками. В пользу домашних заданий говорит их воспитывающий характер. Правильно организованные занятия приучают детей к самостоятельной работе, воспитывают у них чувство ответственности.
В то же время нельзя не согласиться с теми учителями-практиками, которые говорят, что по некоторым учебным предметам домашние задания можно не задавать, если весь материал отработан на уроке. Часто возражения против проведения домашних заданий связаны с тем, что в условиях вспомогательной школы-интерната и школы с продлённым днем обучения домашняя работа потеряла свою воспитательную функцию. Фактически, при самоподготовке проводится дополнительный урок воспитателем без арсенала дидактических средств обучения, которыми владеет учитель.
Поэтому к организации домашней работы в специальной школе предъявляется ряд требований, которые учитывают особенности этой учебной работы, психофизические особенности школьников и своеобразие условий их обучения.
Домашнее задание должно вызывать познавательный интерес учащихся к его выполнению. А для этого важно, чтобы ученики имели четкие представления о том, что и как надо делать для правильного решения поставленной задачи. Поэтому домашнее задание дается на урок до звонка, записывается в дневник всеми учениками, начиная со 2-3 класса, как только дети самостоятельно научились писать.
Задания могут даваться всему классу. В этом случае учитель должен предусмотреть не только его объём и доступность, но и понимание выполнения поставленных задач. С этой целью в классе отрабатывается условие, инструкция, а так же (как образец) частично или выборочно само задание. Для полного обеспечения самостоятельности выполнения домашнего задания в отдельных случаях оно может даваться дифференцированно, в зависимости от особенностей и познавательных возможностей отдельных учеников класса. Учащимся с двигательными нарушениями рекомендуется сокращать объём выполнения задания, а неуравновешенным, с отклонениями в эмоционально-волевой сфере, можно предложить другой вариант.
Умственно отсталые школьники в своем большинстве находятся в школе-интернате или в школе с продлённым днем. Домашнюю работу они выполняют в соответствии с режимом дня в часы самоподготовки. Важно так обеспечить этот момент, чтобы домашняя работа при фронтальной форме ее организации носила индивидуальный характер.
Каждый ученик должен уметь приготовить все для выполнения домашнего задания (дневник, учебник, тетрадь, ручку, карандаш и т. д.). Последовательность выполнения домашних уроков (одного и того же предмета всеми учениками класса или по личному выбору) не имеет принципиального значения и устанавливается воспитателем. Важным является необходимость сначала выполнять более сложных задания (письменные, а затем более легкие. Между выполнением заданий по предметам делается небольшой перерыв.
Воспитатель может оказать организационную помощь отдельным ученикам, нуждающимся в этом, или помочь выполнить задание (индивидуально) тем, кто затрудняется его сделать. Воспитатель не должен проверять письменную домашнюю работу и выставлять оценку. Проверка выполнения всех домашних заданий осуществляется учителем на уроке (во время опроса, беседы, при повторении) и во внеурочное время (письменные и графические работы).
Правильная организация самостоятельного выполнения школьниками домашних заданий дает учителю адекватно оценивать успешность усвоение учебного материала всеми учениками класса, видеть продвижение каждого, а так же собственные педагогические недоработки. Если с заданием не смогли справиться большинство учеников, это может говорить о трудности учебного материала, необходимости дополнительного времени на его усвоение, или о недостаточно подготовленном объяснении его учителем.
Если же с заданием не справляются отдельные ученики, следует выяснить причину принять дополнительные меры.
Для некоторых учеников полезно будет провести дополнительные занятия, другим следует оказать большую помощь на уроке, с третьими дополнительно разобрать домашнее задание. Некоторым домашние задания стоит варьировать.
Для обеспечения самостоятельного выполнения домашних заданий учащимися дома, кроме перечисленных выше условий, большую работу следует проводить с родителями. Их помощь может быть действенной или же иметь отрицательное влияние. Важно, что бы родители создали необходимые условия (рабочее место, учебные пособия) и способствовали формированию у учеников навыков самостоятельной работы.