Наталья Асютина
Выявление нестандартного мышления с помощью проективных рисуночных методик
▼ Скачать + Заказать документы
Выявление нестандартного мышления старших дошкольников,
с помощью проективных рисуночных методик и анализа творческих работ детей.
«В алфавите – сколько букв?»
Множество поднято рук.
«Пусть нам Вовочка ответит,
Коль он знает всё на свете!»
«Семь! Не трудно посчитать!»
«Как же это понимать?
Перечислить сможешь их?»
В ожиданье класс притих…
Был уверен в правоте
И назвал все буквы те
(Кто бы в этом сомневался) —
Публикация «Выявление нестандартного мышления с помощью проективных рисуночных методик» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
«А», «Л», «Ф», «А», «В», «И», «Т»!»
Актуальность проекта :
Главная проблема современных людей – это шаблонность и стандартность умозаключений. Все мы прошли через общеобразовательную школу и классно-урочную систему образования, которая, между прочим, устарела еще лет 45 назад. В итоге общество обросло стереотипами, готовыми шаблонами принятия решений и выходов из различных ситуаций. Между тем быстрое и нестандартное мышление – лучший выход из всех трудных жизненных ситуаций. Нестандартное мышление — именно оно может спасти жизнь и вывести ее на новый уровень. Так, что же нужно делать и как развить нестандартное мышление?
Учить мыслить по-особому необходимо начинать с самого детства, до обучения в школе. Так как именно там навязываются определенные стереотипы мышления. Здесь шаблонное мышление не только вредно, а даже пагубно, так как отвергает любые интересные решения, не отвечающие общепризнанным стандартам.
Давно замечено: чем больше у человека знаний, опыта, тем труднее ему оторваться от укоренившихся стереотипов. Лишь немногие взрослые обладают детским, раскрепощенным мышлением, умением нестандартно подойти к решению каких-либо задач и ситуаций.
А у дошкольников шаблонное мышление еще отсутствует. И как раз самое время привить ребенку умение мыслить творчески, использовать оригинальные, непривычные ресурсы и приемы, задействовать по полной программе воображение и фантазию.
Цель: выявление нестандартного мышления детей старшего дошкольного возраста. Исследование личности ребенка с нестандартным мышлением.
Задачи:
I. Выявить наличие нестандартного мышления у детей старшего дошкольного возраста, посредством проективных методик и с помощью анализа творческих работ детей.
II. Выявить личностные качества, присущие детям с нестандартным мышлением.
III. Разработать рекомендации для родителей и педагогов по взаимодействию с детьми с нестандартным мышлением.
Этапы реализации проекта :
- Организационно-подготовительный (октябрь 2014) : теоретический анализ проблемы нестандартного мышления детей, изучение методической литературы. Подбор необходимых методик.
— Практический (ноябрь 2014) Диагностика детей, работа по созданию творческих работ на свободные темы;
-Заключительный (декабрь 2014 - январь 2015). Анализ результатов диагностики. Интерпретация творческих работ, рисунков. Выявление детей с нестандартным мышлением. Выявление общих личностных качеств детей с нестандартным мышлением. Разработка рекомендаций по взаимодействию с детьми с нестандартным мышлением.
Методики
Существует немало методик, помогающих диагностировать наличие нестандартного мышления у детей.
Самыми интересными и доступными для детей дошкольников мы посчитали проективные рисуночные методики :
1. «Несуществующее животное». Детям дается инструкция придумать и нарисовать животное, которого не бывает на самом деле. Большую роль здесь играет то, какое название придумают дети для своих животных
2. «Дорисуй фигуру». Здесь детям дается инструкция пофантазировать и дорисовать предложенную фигуру.
Результаты диагностики:
В исследовании принимали участие всего 89 детей из 4 групп: 2 старшие, 2 подготовительные. Анализируя работы детей, нам удалось выявить, что у 7 (8%) детей ярко выражено нестандартное мышление. Еще у 14 (16%) детей также выражено нестандартное мышление но менее ярко.
Каринки
Схожие черты
• Поведение полностью зависит от настроения;
• С трудом принимают (либо не принимают совсем) установленные рамки поведения;
• Бунтуют при давлении на них;
• «Творят» оригинальные, отличающиеся от большинства творческие работы;
Рекомендации
• Осознать, что ребенок отличается от других, принимать его таким какой он есть;
• Давление сменить мотивацией, находить способы договариваться;
• Постараться совместно установить рамки поведения, чтобы ребенок осознавал, что выйдя за них он будет наказан ;
• Развивать нестандартное мышление ребенка!
С самого раннего возраста нужно развивать нестандартное мышление, именно оно помогает принимать оригинальные решения, которые приводят к хорошим результатам.
Нестандартное мышление помогает детям добиваться успехов в школе, придумывать идеи, создавать какие-то вещи и очень ловко решать проблемы. Базовые навыки нестандартного мышления - это воображение и фантазия. Поэтому очень важно мотивировать ребенка свободно мыслить, провоцировать его на создание новых образов, превращать обычное в необычное. И делать это можно по-разному.