Ольга Коновалова
Выявление уровня экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Выявление уровня экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста
Для выявления уровня экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста следует поставить ряд задач:
1) определить критерии уровня экологических знаний детей о мире животных, о растительном мире, о неживой природе, о временах года, отношение к миру природы;
2) подобрать диагностический материал и оборудование.
Публикация «Выявление уровня экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Следует отметить, что экологическая культура имеет отчетливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Ценностное отношение к природе базируется на элементарных знаниях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников.
Экологические знания – это знания о взаимосвязи между растениями и животными и средой их обитания; между людьми, животными и растениями, а также способами использования природных ресурсов. Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом – соответствующее отношение к окружающему миру.
Подобраны следующие задания:
1. Задания для определения уровня сформированности экологических знаний детей среднего дошкольного возраста.
2. Моральные ситуации для определения морально-ценностного отношения к природе.
3. Специальные ситуации для выявления у детей практических навыков бережного отношения к природе.
Дети тестируются индивидуально. Обобщение данных критериев экологических знаний позволяет определить уровень сформированности этого качества.
Задание 1
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
Оборудование. Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, бараны, собаки; волк, лиса, медведь, заяц, олень, тигр, слон, жираф, зебра. Фигурки птиц: голубь, синица, воробьи, дятел, сорока, вороны, снегири, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчела, божьи коровки, стрекоза, муравьи, кузнечик, муха, комар, паук.
Инструкция к проведению.
Ребёнку предлагается взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учётом места проживания.
Потом предлагается взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.
Затем берётся третья карта и из оставшихся фигурок ребёнок выбирает насекомых и размещает их на карте.
Если на столе остались какие-нибудь фигурки, предлагаю ребёнку ещё раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спрашиваю, по каким признакам он разместил животных на карте.
После того как ребёнок справился, с заданием предлагаю ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.
Беседа по картинкам.
1. Как называется животное (птица, насекомое?
2. Что ты можешь рассказать о нем?
3. Твое отношение к ним.
Затем ребенку предлагаются цветные изображения основных сред обитания живого (воздушной, водной, наземной, силуэтные картинки. Задаются вопросы:
1. Правильно ли «расселили» животных? Почему ты так думаешь? 2. Помоги животным и посели их так, чтобы им хорошо жилось. Почему (называется конкретное животное) удобно жить (называется среда обитания?
3. Хорошо ли разным животным и растениям жить вместе (в лесу, в водоеме, на лугу? Почему?
4. Правильно ли посажено растение? Почему ты так думаешь?
5. Правильно ли дети ухаживают за растением? Почему?