Елена Распутина
Выявление насилия над детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Выявление насилия над детьми
ВОЗ рассматривает насилие как преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, против группы лиц.
В основном насильственные действия:
• являются средством достижения значимой цели;
• либо являются способом психологической разрядки, замещением блокированной потребности и переключением деятельности;
• либо направлены на удовлетворение потребности в самореализации и самоутверждении.
Формы насилия:
Публикация «Выявление насилия над детьми» размещена в разделах
пренебрежение нуждами
физическое
психическое (буллинг, моббинг)
сексуальное
С целью выявления насилия в отношении ребенка, а также для профилактики физического и психологического насилия детей, обеспечения всесторонней правовой защиты специалистом необходимо знать:
какие формы может принимать насилие в отношении детей,
уметь выявлять ситуации высокого риска насилия, направленного на ребенка,
выработать навыки проведения целенаправленного интервью с ребенком и взрослыми, ответственными за него.
Психологам важно иметь набор психологических методик, позволяющих с соблюдением этических норм выявлять группы детей с высоким риском получения опыта насилия, а также детей, ставших жертвами насилия.
Варианты организации процесса выявления детей, переживших различный опыт насилия:
1. Скрининговое исследование социально-психологического состояния детей дошкольного возраста.
2. Выявление индикаторов опыта пережитого насилия.
3. Анализ клинических случаев
Скрининговое исследование социально-психологического состояния детей дошкольного возраста:
Цель – определить общую картину физических жалоб, параметров психологического и социального благополучия и их взаимосвязей с субъективной оценкой психологической защищенности у испытуемых с различными социально-демографическими и этническими характеристиками;
выявить группы риска детей дошкольного возраста с высокими показателями психологической незащищенности, ассоциированными с жалобами на физическое и психологическое состояние, социальное неблагополучие.
Основные методы диагностики:
наблюдение за соматическим состоянием ребенка – в отличии от медицинского освидетельствования, наблюдение за внешним видом ребенка (осмотр лица, тела, одежды) необходимо производить максимально незаметно (без конкретной цели). Также осматриваем ребенка на наличие внешних повреждений (синяки, раны, «болевые зоны»). Отмечаем невротические реакции у ребенка: энурез, отдышка, нарушения сна, аппетита, снижение памяти, внимания. Расстройства восприятия (галлюцинации, иллюзии).
наблюдение за поведением – (перемены в поведении через контакт с ребенком или взрослым, который за ним наблюдает.)
наблюдение за деятельностью – изучение результатов творческой деятельности ребенка (рисунки, рассказы, а также наблюдение за игровой деятельностью ребенка (в игре ребенок наиболее ярко заявляет о своих проблемах. Меняется содержание, тематика игры, по-другому распределяются роли в игре, меняются чувства ребенка).
анализ сновидений – опыт насилия отражается во снах, ночных кошмарах у ребенка. Страшные образы у ребенка (черти, вампиры, Баба-Яга, которые за ним гоняются, бьют и др.)
рассказ ребенка о факте насилия – по средствам активного слушания получение прямой/косвенной информации о факте насилия, (смена образа жизни, поведения, особенностей принятия себя, своего тела).
анализ специальных психодиагностических материалов (использование тестов, опросников, направленных на выявление факта насилия, его последствий для психоэмоционального развития личности ребенка).
Выявление индикаторов опыта пережитого насилия:
Цель – выявить клинико-психологические и социально-демографические особенности детей с опытом насилия /переживших разные формы насилия; определить набор индикаторов насилия.
Методики психологического обследования:
Тест на тревожность (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен); проективный тест на выявление тревожности «Паровозик»;
Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е. И. Захарова) - выявление страхов ребенка;
Методика «Рене-Жиля» (социометрия, выявление отношения ребенка к близким родственникам, друзьям)
Проективная методика «Волшебная страна чувств»;
Диагностика самооценки (для детей 4-10 лет) «Лесенка»;
«Завершение предложения» методика детская (вариант В. Михала)
Проективные методики: («Дом, дерево, человек», «Автопортрет», «Кинетический рисунок семьи», «Несуществующее животное»). ЦТО (Цветовой тест отношений, САТ, «Автопортрет», «Нарисуй человека».
Анализ клинических случаев:
Цель – психологический анализ и описание отдельных клинических случаев дошкольников, переживших насилие/уязвимых в отношении насилия.
Исследование предполагает индивидуальную проективную психодиагностику, интервью, наблюдение за детьми, в отношении которых имеются прямые или косвенные (наблюдение) предположения о переживании различных форм насилия.
Методики психологического обследования:
Проективные методики наиболее эффективны в плане установления контакта с ребенком. Ребёнок проецирует на стимульный материал особенности своего внутреннего мира, потребности и субъективные переживания.
«Дом, дерево, человек», «Автопортрет», «Кинетический рисунок семьи», «Несуществующее животное», ЦТО (Цветовой тест отношений, САТ, «Автопортрет», «Нарисуй человека».
Метод серийных рисунков и рассказов (Никольская И. М., 2010).
Интервью «Волшебный мир» (предназначена для изучения потребностей, значимых переживаний и проблем ребенка.)
Детский апперцептивный тест (CAT) (Л. Беллак)
С помощью данной методики можно выявить:
• ведущие потребности и мотивы;
• особенности восприятия и отношения ребенка к родителям (в том числе к родителям как к супружеской паре);
• особенности взаимоотношений ребенка с сиблингами;
• содержание внутриличностных конфликтов как следствия фрустрации ведущих потребностей ребенка;
• особенности защитных механизмов как способов разрешения внутренних конфликтов;
• агрессивные фантазии, страхи, фобии, тревоги, связанные с ситуациями фрустрации;
• динамические и структурные особенности поведения ребенка среди сверстников.
«Завершение предложения» методика детская (вариант В. Михала)
Проективная методика «завершения предложения» ориентирована на определение социальной позиции и самопонимание ребенка».
С помощью данной методики можно исследовать:
• отношение к матери, к отцу;
• отношение к братьям, сестрам;
• отношение к семье;
• отношение к ровесникам;
• отношение к учителям и школе;
• отношение к людям в целом;
• отношение к собственным способностям;
• негативные переживания, страхи;
• отношение к болезни;
• мечты и планы на будущее.
Карта наблюдений для выявления внешних физических и поведенческих проявлений, характерных для ребенка, пережившего ситуацию насилия (Волкова Е. Н., 2008)
Методика направлена на выявление внешних физических и поведенческих проявлений, характерных для ребенка, пережившего ситуацию насилия.
Карта заполняется воспитателем, социальным педагогом – любым взрослым – специалистом, находящимся в постоянном контакте с ребенком.
Все утверждения анкеты разделены по шкалам:
• Недоверие к новым людям;
• Депрессия и уход в себя;
• Тревожность по отношению к окружающим;
• Враждебность по отношению к окружающим;
• Недостаток социальной нормативности;
• Невротические симптомы;
• Неблагоприятные условия среды.
Метод серийных рисунков и рассказов
(Никольская И. М. ,2009)
Метод серийных рисунков и рассказов – проективная арт-терапевтическая технология, разработанная И. М. Никольской для диагностики и коррекции внутреннего мира детей от 7 лет.
Цель – отражение в продуктах творческой деятельности особенностей внутреннего мира и поведения ребенка:
его представлений о себе и окружающих;
желаний, стремлений и фантазий;
внутриличностных и межличностных конфликтов;
психотравмирующих переживаний;
механизмов психологической защиты и коппинг-стратегий;
перспективы будущей жизни.
Результат – осознание и отреагирование ребенком своих проблем посредством их визуализации, вербализации, обсуждения и разделения с другим человеком.
Метод серийных рисунков и рассказов используется как однократная процедура.
В дальнейшем полученные материалы могут использоваться в рамках терапии, для детальной проработки вскрытых проблем и отслеживания динамики изменений.
Рекомендации, которых следует придерживаться при выявлении и распознавании случаев насилия в отношении детей
(И. Г. Малкина-Пых):
не нужно спешить с выводами и опираться только на какой-то один метод при определении, имело ли место насилие;
не стоит задавать наводящие вопросы;
если возникают сомнения в правдивости слов ребенка, можно попросить его рассказать о каком-либо эпизоде поподробнее;
при обсуждении сложной темы фиксируйте происходящее посредством записей, аудио- или видео- технологий;
в сложных случаях консультируйтесь с другими специалистами.