Елена Попова
Выделение признаков предметов. Занятие для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ :
1) Учить подбирать объекты с заданным признаком.
2) Учить выделять из группы предметов подгруппу с заданным признаком.
3) Учить разбивать группу на подгруппы с заданными признаками.
4) Учить соотносить численность элементов разных групп.
ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ :
1) Мягкая игрушка - зайчик.
2) 3-4 крупные иллюстрации со сладостями, 3~4 иллюстрации с предметами, издающими шум.
Публикация «Выделение признаков предметов, Занятие для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
3) Приготовить раздаточный материал для подвижной игры: маленькие предметные картинки на 2~4 темы, например «Игрушки», «Сладости», «Цветы», «Посуда». Количество иллюстраций подбирается так, чтобы дети могли разделиться на 2~4 равные группы.
4) Приготовить сюрпризы : на каждого ребенка плюс еще два. Это могут быть конфеты, наклейки, ластики, прочие мелочи.
5) Цветные карандаши для работы в тетради.
Ход занятия:
1) Назвать предметы с заданным признаком.
Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам на занятие пришел Зайчонок. (Игрушка «здоровается».)
У Зайки сегодня - день рождения. Зайка, как и все ребята, очень любит подарки. Зайчонок, а какие подарки ты любишь больше всего? (Зайчонок «шепчет» воспитателю на ухо ответ.) Ребята! Оказывается, Зайчонок любит сладкие подарки. Назовите-ка все сладкое, что можно подарить Зайке!
Дети: Торт, шоколад, мороженое, конфеты и т. п.
Воспитатель выставляет перед Зайкой 3-4 иллюстрации с изображениями сладостей, называет общий признак этих предметов - «сладкие».
В. : Зайчонок что-то еще хочет мне сказать! («Слушает» Зайчонка). Ребята! Он еще любит шумелки. Знаете ли вы предметы, издающие шум? Назовите то, что можно было бы подарить Зайке!
Д. : Молоток, барабан (и другие музыкальные инструменты, свисток, машина, хлопушка, часы и т. п.
Воспитатель выставляет перед Зайкой 3-4 иллюстрации с изображениями звучащих предметов, называет общий признак этих предметов - «шумные, издающие звук».
2) Работа в тетради (с. 1. 2). Выделение из группы предметов подгруппы с заданным признаком.
Задание 1.
Перед нами жители Сладкой страны. Но к ним пришли несладкие гости и заблудились. Обведите карандашом только жителей Сладкой страны! (Мороженое, шоколад, киндер-сюрприз, печенье, конфета).
Задание 2.
Рассмотрите предметы. Какие из них шумные, а какие - тихие? Обведите тихие предметы красной линией, а шумные - синей. (Самолет, щенок, певица - шумные, цветы, клубок, мороженое - тихие.)
Дополнительные задания (для тех, кто быстро справился; для самостоятельной работы).
Задание 3. |
Обведите гостей из Цветочной страны. (Ромашка, роза, тюльпан, василек.)
Задание 4.
Обведите мокрые предметы красным карандашом, а сухие - синим. (Мокрые - зонт, рубашка, борщ; сухие - книга, подушка, стул.)
3) Подвижная игра «Разбегалочки». Разбиение на подгруппы с заданными признаками.
Воспитатель раздает предметные картинки и просит взяться за руки тех. у кого картинки на одну и ту же тему.
В. : Вы знаете, случилась забавная история. Зайчонок решил отпраздновать свой день рождения и нарисовал то, что понадобится для праздника и разложил в разные кучки: посуда, угощение, цветы, игрушки (воспитатель называет выбранные им темы). Но подул ветер, и все рисунки перепутались. Помогите ему разложить картинки! Сделаем так: я раздам вам картинки. Выйдем на ковер. Вы показываете картинку другу. Если ваши картинки про одно и то же - беретесь за руки. Если нет - ищете другую пару. И так - пока всех своих не найдете!
По сигналу дети выходят из-за столов и находят членов своей группы. Если дети сильные, делаем 3-4 темы. Иначе - две, например «Игрушки» и «Сладости». Воспитатель помогает тем, кто не справился и просит показать всем свои карточки и назвать одним словом, как называется их группа.
4) Соотнесение численности элементов разных групп.
Воспитатель достает спрятанные сюрпризы и просит узнать – больше или меньше их чем детей. Сюрпризы раздаются, а один-два остаются. Воспитатель спрашивает, что с ними делать. Дети советуют отдать воспитателю, няне. Важно, чтобы они вспомнили, что подарки приятно получать не только детям, но и взрослым.
Например:
В. : Скажите, а что обязательно бывает в день рождения?
Дети предполагают. В том числе - подарки.
В. : Ну конечно! Какой день рождения без подарков! Вы так помогли Зайчонку, что он хочет поиграть с вами в день рождения. И приготовил вам сюрприз. Но Зайка не умеет считать! Как ему узнать, сколько подарков ему приготовить, чтобы всем хватило?
Дети предлагают перед каждым ребенком положить подарок. Если каждому достанется, значит, детей и подарков поровну!
В. : Но если так сделать, то все будут знать про это и секрета не получится!
Дети с подсказкой воспитателя решают, что когда детей нет в группе, можно подарки разложить на стульчики. Возможно, предложат другой «заменитель детей».
В. : Молодцы! Он так и сделал! (Достает корзинку или коробку с сюрпризами.) Давайте проверим, все ли верно. (Торжественно раздает подарки, один-два остаются.)
В. : Кое-что осталось! Наверное, стояли лишние стульчики. Что же нам делать с этими подарками?
Дети предлагают подарить воспитателю, няне.
В. : Спасибо вам большое Вы вспомнили, что взрослые, так же, как и дети, любят получать подарки. И если в ваш день рождения вы тоже подарите что-нибудь вашим мамам и папам - им будет очень приятно! Ведь если бы не они, то никто бы и не родился!