Наталья Мамошина
Встреча с родителями раннего возраста «Путешествие в страну Речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый вечер, уважаемые родители!
Спасибо, что вы нашли время и пришли на нашу встречу.
Мы приглашаем вас к сотрудничеству. Только совместными усилиями родителей и педагогов мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии детей.
Сегодня мы познакомим вас с особенностями речевого развития детей младшего возраста, познакомим с речевыми играми, в которые полезно играть с детьми дома.
Публикация «Встреча с родителями раннего возраста „Путешествие в страну Речи“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Речь-форма общения. Становление речи в раннем возрасте имеет свои закономерности, с которыми должны быть знакомы взрослые. Речевая функция столь важна для ребенка, что овладение ею считается одной из ведущих линий развития в первые годы жизни. В дошкольном возрасте она развивается по
двум основным направлениям:
1. Речь ребенка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
2. Речь становится основной перестройкой мыслительных процессов и превращается в орудие мышления (ребенок проводит обобщение, умозаключение и т. д.)
При этом нельзя забывать про основные задачи речевого развития детей:
1. Овладение нормами и правилами родного языка для каждого возраста;
2. Развитие у детей способности общаться.
Проблемы развития речи волнуют многих родителей. «Говорящий» ребенок не только более понятен, но и более «удобен» взрослому. С помощью слов, во-первых, легче узнать о самочувствии ребенка, его желаниях, чувствах, во-вторых, можно направить его действия в полезное русло и оградить от опасностей, в-третьих, расширять знания об окружающем мире.
Нарушение речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Причинами отсутствия речи могут быть:
1. Эмоциональные проблемы (у ребенка отсутствует стремление к общению. Одни дети замкнуты, обидчивы, другие – раздражительны, чрезмерно подвижны)
2. Артикуляционный аппарат недостаточно подвижен – дети не могут вытянуть губки вперед, улыбнуться, показать язычок.
3. Недостаточно развито слуховое восприятие.
А сейчас мы приглашаем вас в необыкновенное путешествие по стране «Развитие речи», но прежде чем отправимся в путешествие, мы приглашаем вас на веселую разминку «Ответь движением». В конце разминки предлагается закрыть глаза и следовать за педагогом. Таким образом, попадаем на первую станцию.
1. Станция «Сказка».
- Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребенка и родителей. Читайте и рассказывайте детям сказки. А хорошо знакомы сказки можно обыграть (например «Репка»).
Родители вытаскивают из волшебного сундучка шапочки героев сказки «Репка» педагог предлагает обыграть сказку.
- Назовите, пожалуйста, сказки, рекомендованные детям раннего возраста («Курочка ряба», «Колобок», «Репка», «Коза с козлятками», «Теремок»)
- А сейчас я загадаю вам загадки о сказочных героях. Отгадайте, пожалуйста.
Загадки:
Меня бабушка Федора испекла,
Имя круглое мне бабушка дала,
Назвала меня бабка …
На окошечке студила холодком. (Колобок)
***
Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко.
Стала жить – поживать,
Да жильцов к себе пускать. (Теремок)
***
Чтобы вырвать этот овощ,
Не хватило деду сил,
Но пришли ему на помощь
Все кого он попросил. (Репка)
На следующую станцию мы пойдем пешком, приговаривая и меняя темп ходьбы:
«Большие ноги шли по дороге, маленькие ножки шагали по дорожке…»
2. Станция «Наши руки не знают скуки».
На развитие речи ребенка влияют развитие рук и пальцев. Пальчиковые игры развивают речь детей, переключают внимание малыша с капризов на телесные ощущения и успокаивают. Малышам нравятся пальчиковые игры, они им доставляют радость: Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм на развитие мелкой моторики, решают сразу две задачи: влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, готовят к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем в школьном обучении.
Педагоги представляют выставку пальчикового театра.
Сделайте пальчиковый театр сами: нарисуйте ресницы фломастерами на пальцах или отрежьте пальцы от старых перчаток и украсьте их глазками, ушками, носиком и т. д. Можно связать героев сказок или сшить из разноцветных лоскутов ткани, склеить из бумаги и т. д.
Педагоги предлагают родителям разные пальчиковые игры:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Вот и вся моя семья.
***
Ладушки- ладушки,
Испекла нам бабушка
Вкусные оладушки.
Маслом поливала
Всем давала:
Оле два, Коле два…
Всем дала.
***
Села птичка на ладошку
Посиди у нас немножко,
Подожди не улетай,
Улетела птичка. ай!
***
Ладушки – ладушки,
Звонкие хлопошки
Хлопали в ладошки – ДА!
Кашку варили, ложечкой мешали
Куколку кормили, кошечку – ДА!
Кулачки сложили, кулачками били
Тук-тук, тук-тук, тук-да!
Ладушки плясали,
Деток забавляли.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля – да!
Педагоги предлагают родителям вспомнить другие пальчиковые игры и упражнения: «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая», «Пирожки», «Птичка», «Вышли пальчики гулять», «Капустка», «Ой лады – лады- лады…», «Заиньки», «Стирка», «Замочек» и т. д.
3. Станция «Игровая».
Педагоги обучают родителей, как можно занимать ребенка дома.
1. Насыпьте в большую емкость крупу (горох, фасоль, покажите малышу, как можно спрятать в ней свои руки, пересыпать из одной ладошки в другую, помять, потереть между ладошками. Затем дайте стаканчик – пусть ребенок набирает в него зернышки, «чтобы накормить птичек», можно пересыпать из одной емкости в другую или поучиться насыпать ложкой в стакан.
2. Как бы случайно рассыпьте пуговицы на пол в комнате и попросите малыша собрать их, сделать узор.
3. Поиграйте в снежки – дайте ребенку бумагу, покажите, как сминать в комочки или рвать на части, а потом получившиеся «снежки» бросать друг в друга или в корзину.
4. Можно предложить детям доски Монтессори, орудийные доски, кубы, вкладыши и т. д.
Словесная игра «Почемучка»
Она научит ребенка самостоятельно описывать игрушку. Перед ребенком ставим яркую (желательно новую) игрушку зайчика, предлагаем ее рассмотреть, а затем ответить на ваши вопросы.
- Кто это?
- Какого цвета?
- Что есть у зайки?
- Что это у зайчика? (покажи)
- Что зайчик любит кушать?
- Как можно назвать зайку ласково?
- Где живет зайчик?
- Что можно с ним делать?
4. Станция «Психологическая»
На эту станцию мы полетим на самолете
«Самолет летит,
Самолет гудит у-у-у,
Я на станцию лечу!
Командир пилот
Самолет ведет у-у-у.
Я на станцию лечу!
На этой станции вас встречает педагог-психолог. Она познакомит вас с результатами диагностирования по развитию речи и представит вашему вниманию видео-фрагмент на тему «Говорят дети». После просмотра психолог знакомит родителей с методами активизации развития речи детей раннего возраста и вручает им памятки.