Татьяна Завьялова
Встреча с родителями подготовительной группы «Школьная готовность»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
встречи с родителями подготовительной к школе группы
Тема «Школьная готовность-2»
Воспитатель:
Завьялова Т. Н.
Ярославль 2016год
Время проведения: октябрь.
Форма проведения: встреча.
Продолжительность: 1-1,5часа.
Публикация «Встреча с родителями подготовительной группы „Школьная готовность“» размещена в разделах
Цель: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребёнка к школе, построение единой содержательной линии, обеспечивающей единое воспитание и образование при подготовке детей к школе.
Эпиграф:
«Быть готовым к школе уже сегодня-
Не значит уметь читать, писать и считать
Быть готовым к школе – значит
быть готовым всему этому научиться»
Л. А. Венгер
Участники: педагоги группы, учитель-логопед, родители.
План проведения:
1. Анкетирование родителей.
2. Выступление учителя-логопеда.
3. Вступительное слово.
4. Задание «Определение степени беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением детей».
5. Решение проблемных ситуаций.
6. Анализ стереотипов родительского поведения.
7. Полезные советы и рекомендации. Памятки.
8. Подведение итогов родительского собрания. Принятие решения.
Ход встречи:
Подготовительный этап:
1. Оформление памяток «Рекомендации родителям».
2. Приглашение на родительское собрание учителя-логопеда.
3. Подготовка анкеты «Готовность ребёнка к началу школьного обучения».
4. Провести консультацию «Первый раз-в первый класс».
5. Разработка проекта решения родительского собрания.
Вступление.
Тема родительского собрания выбрана неслучайно. Приближается тот день, когда наши дети пойдут в первый класс. И сейчас Вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребёнок к школе? А как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые трудности.
Воспитатель: Уважаемые родители, попробуйте сами определить готов ли Ваш малыш стать первоклассником. А Вам пора в школу?
Анкетирование родителей. «Готовность ребёнка к началу школьного обучения».
Воспитатель: Современная школа предъявляет к ребёнку повышенные требования: придя в первый класс, ребёнок должен уметь читать, считать, решать простые задачи, писать графический диктант. В детском саду в рамках занятий по подготовке к школе мы учим детей читать, считать, развиваем мелкую моторику, решаем логические задачи, предлагаем упражнения для развития памяти, внимания, мышления. Психолого-педагогический феномен «готовность ребенка к школе» складывается из различных видов готовности: физической, личностной, мотивационно-волевой, интеллектуальной, специальной.
Мотивационная готовность. Купите или попросите у знакомых несколько новых игрушек. Позовите ребёнка посмотреть на них (не дольше минуты). Потом предложите прочесть сказку, но на самом интересном месте остановитесь. Спросите, чего сейчас больше хочется: поиграть или дослушать сказку. Ребенок со сформировавшейся личностной готовностью предпочтёт дочитать сказку и узнать, что произошло с героями произведения. Вы можете предложить ребёнку поиграть в школу – обратите внимание, какую роль он себе выберет. Дети, готовые к школе выбирают роль ученика.
Волевая готовность. Воспитывается в играх с правилами, настольно-печатных играх.
Интеллектуальная готовность к школе подразумевает определенный уровень развития мыслительных процессов. Ребенок может сравнивать, классифицировать, обобщать разные объекты, выделять существенные признаки вещей, явлений, делать выводы. Важен также уровень развития памяти.
Психологическая готовность к школе – это и есть собственно желание учиться.
Школа предъявляет довольно высокие требования к психическому развитию ребенка, поэтому родители, решившие отдать своего малыша в шесть лет учиться, должны всё тщательно взвесить. Ведь 6-летние дети запоминают то, что интересно, а не то, что нужно запомнить.
Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. Самое главное при подготовке к школе – сформировать у него желание учиться, познавательный интерес. Так что почаще говорите при ребёнке, что будущая учёба в школе - прекрасная возможность быть и считаться взрослым.
Задание «Определение степени беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением детей».
Воспитатель: На столах лежат цветные полоски, прошу выбрать и обосновать (по желанию) степень беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением детей:
- черная полоска - сильное беспокойство;
- синяя полоска - умеренное беспокойство;
- красная полоска - ощущение радости, чувство уверенности.
Обобщение. От кого или от чего зависит нормализация и улучшение Вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы Вы чувствовали себя лучше? (Высказывания родителей).
Воспитатель: К школьным трудностям ребёнка могут приводить, как ни странно, самые, на первый взгляд родителей, безобидные стереотипы. Предлагаю разобрать 2 ситуационные задачи.
Вопрос-ситуация.
Воспитатель: Мать посмотрела на выполненное дочерью-первоклассницей задание и обнаружив в нем ошибки, стала стыдить её: «Деточка моя как ты умудрилась сделать столько ошибок. Ты, наверное, очень старалась, чтобы их было побольше». Дочь объяснила это тем, что у неё устала рука. «Я так и думала, что это рука во всём виновата. Видимо твоей руке очень хочется сделать ещё одну работу над ошибками». В итоге их разговор закончился криками и истерикой дочери.
Вопрос: Что на ваш взгляд, способствовало конфликту между матерью и дочерью?
Обобщение. Мать, говоря с дочерью, использовала юмор, обидный для девочки, что вызвало с её стороны негативную реакцию.
Воспитатель: Ильюша предпочитает шумные игры, а занятия, требующие сосредоточенности, не любит. Вот и сейчас выполнил рисунок, не приложив усилий: видно, что может рисовать лучше, но не старается. Мама, посмотрев его работу, говорит: «Хорошо, молодец». Для неё самое главное, чтобы сын был занят. Мальчик тут же бросает свой «шедевр» и создаёт новый, ничуть не лучше прежнего,- И это хорошо? – спрашивает он, заранее уверенный, что его похвалят. - И это хорошо, молодец. Ты же у меня всё умеешь!
Мать считает: «Подумаешь, не дорисовал. Подумаешь, неправильно держит карандаш! Пойдёт в школу - научиться. Не беда, что принимается сразу за несколько дел. - Лишь бы занят был. Вот пойдёт в школу, тогда…»
Вопрос: Какие ошибки, с Вашей точки зрения допускает мать? А как Вы реагируете, когда ребёнок не завершив одно занятие, переключается на другое? Как Вы считаете, хвалить нужно всегда за старание или за результат?
Обобщение. Ребенку трудно быть усидчивым, поэтому взрослым не следует во время его занятий смотреть телевизор, слушать радио или громко разговаривать. Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребенок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.
Работа с памяткой «Чтобы ребенок успешно учился, необходимо»:
Вопрос-ситуация.
Воспитатель: А сейчас давайте заглянем в будущее, представим, что дети учатся, имеют первые успехи, промахи. Успехи радуют, а как воспринимать неудачи детей в учёбе? Ситуация: Ваш ребёнок впервые принес «2», некрасиво, небрежно написал буквы, совершил проступок?
Обобщение. С самого начала учения надо вселять в детей веру и оптимизм «Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра. Ведь с другими трудностями ты справляешься!». Позиция должна проявляться не только в словах и в спокойном отношении к неудачам: «Не вышло? Ничего, завтра попробуешь ещё раз, и у тебя всё получится».
Воспитатель: Сын-первоклассник уже третий день подряд приносит двойки по математике, хотя родителям кажется, что он охотно решал все примеры и у него практически не было ошибок. Родители дополнительно стали с сыном решать задачки и учить правила, но это не дало положительных результатов.
Вопрос к родителям: Как Вы относитесь к методу, выбранному родителями?
Как бы Вы поступили в данной ситуации?
Работа с памяткой «Причины отставания в учебе»
Вопрос к родителям: В утренней спешке ребёнок забыл положить в портфель учебник, ручки. Как поступить, что сказать?
Ответ: протянуть ребенку забытую вещь молча, или сказать: «Вот твои очки», чем восклицать «Неужели я доживу до такого дня…». Вместо нотаций перед уходом в школу на прощание нужно сказать: «Пусть сегодня будет всё хорошо», чем: «Смотри, веди себя как следует».
Вопрос к родителям: Нужно ли воспитывать дисциплинированность? Если да, то какими методами. (афоризм А. С. Макаренко)
Обобщение. Педагогам нередко приходится наблюдать, что некоторые ученики на уроке крайне трудно сосредотачивают внимание, на том что происходит в классе, часто жалуются на головную боль, слабость, усталость. А причина в том, что ребёнок не придерживается режима дня, у него нет определённых часов для приготовления уроков, не хватает времени для прогулок, спать он ложится поздно, так как задерживается допоздна у телевизора, компьютера, планшета. Последствия начинают сказываться на успеваемости. Согласно исследованиям врачей, работоспособность в течение дня неодинакова. Так, можно установить первый пик приходится на 8-11 час. затем происходит снижение трудоспособности. Второй пик приходится на 16-18 час, а потом следует резкий спад трудоспособности. Из этих данных следует, что жесткий контроль за выполнением домашних заданий после 18 час. пользы не принесет.
Вопрос к родителям: Какой первый вопрос задать ребёнку, пришедшему из школы? Неправильно говорить: «Что сегодня получил?», вместо «Что сегодня было интересного в школе?»
Воспитатель: К школьным трудностям ребёнка могут приводить, казалось, безобидные стереотипы родительского поведения. Попробуем предугадать, каким может быть эффект этих фраз для будущего первоклассника:
- «Вот пойдёшь в школу, там тебе…», «Ты наверное будешь двоечником.» (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу).
- «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником.» (Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит и уверенности в себе.)
- «Ты обещал мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребенком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)
- «Попробуй мне только сделать ошибки в диктанте!» (У ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникать враждебные чувства к родителям, развиваться компклекс неполноценности.)
Вывод: Желаем нашим выпускникам хорошо учиться, а родителям набраться терпения.
Решение родительского собрания:
1. Способствовать всестороннему развитию личности ребенка.
2. Совместными усилиями детского сада и семьи осуществлять подготовку детей к школе.
3. Предложить воспитателям и другим специалистам ДОУ начать исследование детей по оценке готовности ребенка к школе.
4. Осуществлять индивидуальные консультации для родителей.
5. Провести открытую НОД по подготовке детей к школе для родителей и педагогов.
6. Оформить в группе «Центр будущего школьника».