Светлана Ишмуратова
Всестороннее развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Театр — это уникальное искусство, способное оказывать глубокое влияние на эмоциональное, социальное и творческое развитие детей. В последние годы театрализованная деятельность становится все более популярной в системе дошкольного образования, так как она предоставляет возможность детям не только проявить свои творческие способности, но и развить важные социальные навыки.
Дошкольный возраст — это период, когда закладываются основы личности, формируются коммуникативные навыки и эмоциональная сфера. Ценность театрализованной деятельности в дошкольном воспитании состоит в том, что она отражает мир социальных отношений, обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями. Она помогает детям научиться выражать свои чувства, понимать эмоции других, а также развивать воображение и креативность. Также развивает интерес к литературе и театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, совершенствует эмоциональную сферу, способствует нравственно-этическому воспитанию. Через участие в театрализованных мероприятиях дети учатся работать в команде, принимать решения и решать конфликты, что является важными аспектами их всестороннего развития.
Актуальность данной темы сформирована тем, что в условиях быстро меняющейся жизни возрастает важность эмоционального интеллекта и социальных навыков. С помощью театрализованной деятельности ребёнок получает основы базовой культуры личности, развивает психические и физические качества в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а также у него формируются нравственные качества, что особенно важно в дошкольном возрасте. Театрализованная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях — это важный компонент педагогического процесса, который способствует развитию детей через игру, творчество и представление. История этой деятельности уходит корнями в древние времена и проходит через различные этапы в развитии общества, культуры и образования.
В XIX веке театрализованная деятельность постепенно начинает внедряться в образовательный процесс, особенно в дошкольных учреждениях. Детей знакомят с народным театром и фольклором, что помогает развивать их художественные восприятия и прививает интерес к культуре своей страны. Известный российский педагог К. Д. Ушинский подчеркивал важность игры и театра в воспитании. Он отмечал, что театрализованные методы помогают детям развивать эмоциональный интеллект и социальные навыки, а также способствуют формированию уверенности в себе. После Октябрьской революции театр стал рассматриваться как важный инструмент пропаганды и образования. Выполнялись реформы в системе образования, направленные на устранение неграмотности и формирование нового сознания. Театр стал неотъемлемой частью детского досуга, кукольные театры и народные игры были популярны среди детей, помогая им учиться и развиваться в игровой форме.
В 1930-х годах театрализованная деятельность приобрела важность в детских садах и школах. Педагогические методики того времени активно внедряли театрализованные занятия как часть эстетического воспитания. Воспитатели уделяли внимание развитию фантазии, артистизма и речевых навыков у детей.
Театрализованная деятельность для детей представляет собой многогранный процесс, который влияет на развитие личности ребенка на различных уровнях. Этот вид активности не ограничивается только игрой или развлечением, а охватывает широкий спектр навыков и качеств, необходимых для успешной социализации и самореализации в обществе.
1. Развитие творчества. Театрализованные игры являются спонтанным и свободным способом самовыражения. В процессе актерской игры дети учатся:
- Создавать образы: через ролевые игры они могут примерять на себя разные персонажи, что требует от них воображения. Представление о каком-либо образе помогает развитию креативного мышления.
- Импровизировать: дети учатся адаптироваться к различным ситуациям, оперативно реагируя на изменения в ходе игры. Это развивает их способность к творчеству и нестандартному решению задач.
- Производить интерпретацию: необходимо понимать не только текст, но и его подтекст, что формирует способность к аналитическому и критическому мышлению.
2. Социальные навыки. Театрализованная деятельность способствует формированию ключевых социальных навыков:
- Взаимодействие с окружающими: в процессе театрализованной игры дети учатся действовать в коллективе, что включает в себя активное слушание, обмен мнениями и поддержку других участников.
- Проявление эмпатии: играя разные роли, дети получают возможность понять и почувствовать эмоции других. Это позволяет развивать эмпатию и сопереживание.
- Управление конфликтами: на практике дети сталкиваются с ситуациями, требующими разрешения конфликтов. Такой опыт помогает им понимать, как находить компромисс и вести конструктивный диалог.
3. Эмоциональное развитие. Театр является прекрасной средой для эмоционального роста:
- Выражение эмоций: с помощью театра дети могут открыто говорить о своих чувствах, что способствует снижению уровня стресса и повышенной тревожности.
- Управление своими эмоциями: дети учатся контролировать свои реакции на различные ситуации, что для них становится ценным опытом нахождения в эмоционально сложных ситуациях.
- Формирование самосознания: через ролевые игры они могут осмысливать свои чувства и действия, что важно для осознания своей идентичности.
4. Когнитивное развитие. Театрализованная деятельность является мощным стимулятором когнитивных процессов:
- Развитие внимания и памяти: дети должны внимательно следить за действием, помнить свои реплики и действия, что развивает их память и внимание.
- Аналитические навыки: обсуждение сюжета, персонажей и их мотивов способствует формированию аналитического мышления и критического восприятия информации.
- Способности к решению проблем: столкновение с сюжетными поворотами требует от детей разрабатывать стратегии поведения и решения проблем в рамках ролевой игры.
5. Уверенность в себе. Театрализованная деятельность способствует повышению уверенности и самооценки ребенка:
- Преодоление страха: выступления на сцене помогают детям справляться со своим страхом перед аудиторией и учат их публичной самопрезентации.
- Развитие навыков самовыражения: дети учатся открыто выражать свои мысли и идеи, что необходимо для социальной активности и взаимодействия с окружающими.
- Достижение успехов: положительная обратная связь от сверстников и взрослых поощряет детей, формируя у них уверенность в своих силах.
Театр – это средство гармоничного воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют воспитательную и развивающую направленность.
Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
В конце своего выступления мне хотелось бы поделиться с вами своим опытом и показать вам мастер – класс по изготовлению кукольного театра своими руками из бросового материала. Конечно, сейчас большое разнообразие в детских магазинах игрушек. Но, во-первых эти игрушки не всегда доступны, а во-вторых игрушки, сделанные своими руками, сохраняют положительную энергетику наших рук и практически не требуют материальных затрат, да и если сломается такая игрушка, будет не жалко, а с лёгкостью сделать новую. Изготовить театральных героев очень просто.
1. Театр на пластиковых стаканчиках. В доме всегда имеются одноразовые стаканчики и оставшиеся из - под творожка и йогурта емкости. Они подходят в качестве подставочек для ваших героев.
2. Театр на сд-дисках. Наверняка в доме найдутся диски, которые уже не нужны. Можно из них сделать героев мультфильмов и сказок.
3. Театр на пластмассовых ложках. Из одноразовых ложек получаются забавные герои сказок.
4. Театр на капсулах от киндер сюрпризов. У ребенка остается много капсул от киндер-сюрпризов. Можно и им найти применение в нашем театре.
Я желаю вам воплощать всё задуманное в своей профессиональной деятельности. Спасибо за внимание.