Марина Полищук
Всероссийский урок «Эколята — молодые защитники природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Всероссийский урок
Конспект НОД «Путешествие по временам года»
образовательная область «Познание»
старшая группа
Воспитатель: Полищук М. В.
Цель: Создание условий для систематизирования знаний детей старшего дошкольного возраста о временах года
Задачи:
Образовательные:
- Обобщать и систематизировать знания воспитанников об изменениях в природе по временам года
- Расширение лексико - грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, воображение
Публикация «Всероссийский урок „Эколята — молодые защитники природы“» размещена в разделах
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята - молодые защитники природы
- Темочки
- Развивать связную речь
Воспитательные:
- Формировать умение видеть красоту природы;
- Воспитывать любовь к природе
Образовательная среда:
- характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность взрослого и детей
- средства обучения и воспитания: наглядные, словесные (беседа, загадки, игровой метод, создание проблемно-учебной ситуации, элементы лого ритмики, рассуждения, дидактическая игра, художественное слово, рефлексия
- предметно-практическая среда: компьютер, письмо, волшебная палочка, снежинки, конверты с картинками времен года, заготовка календаря.
Предварительная работа: разделение группы на зоны, рассматривание картин о временах года.
Ведущая образовательная область: Познавательное развитие, речевое развитие
Планируемые результаты: Закрепление знаний детей о временах года, их признаках; развитие у детей связной грамматически правильной речи, умение детей взаимодействовать в совместной деятельности.
Примерный план деятельности:
Воспитатель: Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом
Игра на общение
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО! (Дети проходят на свои места)
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла на работу, воспитатель младшей группы Яна Станиславовна передал мне конверт (показать конверт). Хотите узнать, что там? (открыть конверт и прочитать)
Здравствуйте дети старшей группы «Светлячок».
Мы ребята младшей группы хотим обратиться к вам за помощью. У нас в группе нет календаря природы и мы не знаем по каким признакам отличаются все времена года.
Мы сможем помочь детям?
Что нам нужно знать, для того чтобы сделать календарь природы? (ответы детей). Чтобы создать календарь природы, мы сами должны знать признаки времен года.
(Слайд 2) Видеоролик к уроку «Времена года»
Перед тем как приступить к заданию предлагаю послушать вам одну историю, которую однажды мне рассказал старичок – лесовичек. (Слайд 3)
Далеко-далеко, высоко-высоко в удивительном воздушном дворце (Слайд 4) живут поживают круглый год и его 4 дочери: зима, весна, лето и осень. Они совсем не похожи друг на друга. Но отец любит их всех одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец круглый год отпускает их по очереди на землю погулять. (Слайд 5)
Первой идет Зима.
- А как вы думаете, кто пойдет за ней? (Ответы детей)
- Кто пойдет за Весной? (Ответы детей)
-А кто идет за летом? (ответы детей)
- А кто же замыкает год? (Ответы детей)
Каждая из сестер несет на землю свои краски, свою погоду, радость и грусть.
В народе говорят: «У каждого времени года 3 сына». Как вы думаете, что это за сыновья? (ответы детей)
Воспитатель: Кто вспомнит сыновей Зимы ( ответы детей: декабрь, январь, февраль).
Кто вспомнит сыновей Весны: ( ответы детей: март, апрель, май)
Вспомните, пожалуйста, сыновей лета. ( Ответы детей: это июнь, июль и август)
Кто вспомнит сыновей осени: (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете можно ли встретиться со всеми временами года одновременно. (Ответы детей). А вы бы хотели попасть к ним в гости? (ответы детей)
Я предлагаю вам, отправится в путешествие и вспомнить все признаки времен года.
Воспитатель: Как вы думаете, на чем мы можем отправиться в путешествие? (ответы детей).
Но сегодня наше путешествие по временам года будет необычное – виртуальное.
- Вы знаете, что означает это слово? (Ответы детей)
- Ребята, виртуальное путешествие – это экскурсия без выезда из детского
сада, путешествие через какой-то технический предмет. Таким техническим
предметом будет наш компьютер. А ещё нам поможет волшебная палочка.
(Дети закрывают глаза)
Палочкой волшебной
В воздухе взмахнём
Волшебство появится
В сказку попадём.
Воспитатель: Ребята, а вот и первое задание. У меня есть загадка про это время года. Хотите послушать?
Снег на полях, лёд на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает (зима) (Слайд 6) (Слайд 7)
Воспитатель: Какое это время года? Почему вы так думаете? Кто вспомнит признаки зимы?
Каждый ребё нок говорит по предложению о признаках зимы: зимой ветер колючий, холодный, облетели листья с деревьев. Деревья стоят голые, покрыты снегом, выпал снег, реки покрылись льдом. На улице холодно, люди одеты тепло. Дни стали короче, а ночи длиннее, остались только зимующие птицы и некоторые животные впадают в спячку)
Воспитатель: Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие - это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края).
Воспитатель обращает внимание детей на экран (Слайд 8)
- Назовите известных вам зимующих птиц (ворона, сорока, синица, воробей, голубь, дятел).
Увеличение двигательной активности
- Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах, а отгадку на столе найдёт тот, кого я назову, остальные проверяют правильность ответа. (Ребёнок выходит, находит картинку, воспитатель вешает её на доску).
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)
Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. (Дятел)
Белые щечки –
Синяя птичка,
Остренький клювик –
Собой невеличка.
Желтая грудка –
Это (Синичка)
Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. (Голубь.)
Всех я за день навещу,
Всё, что знаю рас трещу!
Расскажу всё раньше срока,
Потому что я (сорока)
Как откроет рот – кошмар! –
Слышно только кар-кар-кар! (Ворона)
Воспитатель: Давайте назовем диких животных, которые впадают в спячку зимой ёж, медведь, барсук, енот. (Слайд 9)
А вот заяц, белка, лось, лиса ведут зимой активный образ жизни. (Слайд 10)
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: А кому из вас нравиться зима? Что можно делать зимой? (Зимой можно покататься на санках, лыжах и т. д., новый год- любимый праздник). (Слайд 11)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Снежинки. (Слайд 12)
Посмотрите, какие они красивые.
Воспитатель: Смотрите ребята, к нам в группу залетела одна снежинка
какая она красивая и большая снежинка, она не похожа на остальные. Что там на ней? (На снежинке написано задание. Воспитатель читает задание, дети выполняют)
«Из чего – какой? Какая?»
Горка из снега - снежная
Дорожка изо льда - ледяная
Погода с морозом - морозная
Погода с ветром – ветреная
Ком из снега - снежный
Воспитатель: Какие вы молодцы, правильно выполнили задание. А на прощание нам Зима дарит вот такой конвертик с картинками, где изображены признаки зимы. (Прощаемся зимой)
Воспитатель: Ну что ребята ждёт нас второе задание!
Мы волшебной палочкой взмахнём и в другое время года попадем.
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весна.) (Слайд 13)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где сейчас мы оказались? В чье царство попали? (ответы детей) ВЕСНА (Слайд 14)
А как вы догадались? Предлагаю вспомнить приметы весны: (дети вспоминают) начинает греть солнышко стало тепло, на ветках распускаются почки, появилась травка, прилетели птицы из тёплых краёв, вьют гнёзда, появились первые цветы. (Слайд 15)
- Ребята, весной появляются первые цветы. И не просто цветы, а первоцветы.
- Как вы понимаете это слово? (Ответы детей).
- Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своей скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом.
- Какие первые цветы можно увидеть в лесу? (Подснежник, ландыш, фиалку) (Слайд16)
Воспитатель: Ребята, так тепло весной, что и не хочется уходить. Предлагаю вам поиграть.
Физминутка “Подснежники просыпаются”(Слайд 17)
Сейчас свершится чудесное превращение.
Влево – вправо повернись и в подснежник превратись.
Вот подснежники проснулись, улыбнулись, потянулись. Раз – росой они умылись. Два – изящно покружились. Три – нагнулись и присели. И на солнце поглядели.
Воспитатель: Молодцы, здорово играли. Весна тоже дарит нам конверт
Весна благодарит детей и дарит конверт с приметами весны.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Мы волшебной палочкой взмахнём и в другое время года попадем.
Слушайте следующую загадку:
Я соткана из зноя
Несу тепло собою
Я реки согреваю
«Купайтесь» - приглашаю
И любите за это
Вы все меня. Я - (лето). (Слайд 18) (Слайд 19)
Воспитатель: Как вы догадались, в чье царство мы попали? ( дети говорят приметы лета: солнце светит ярко, стало жарко, ветер стал тёплым, растут ягоды, вся земля покрыта зелёным ковром, весело щебечут птицы, заботятся о своём потомстве, порхают бабочки, летают пчёлы, всё вокруг движется, радует яркими красками)
Воспитатель: – А сейчас послушайте стихотворение (Слайд 20)
«Что ты мне подаришь, лето?
- Много солнечного света!
В небе радугу-дугу!
И ромашки на лугу!
- Что ещё подаришь мне?
- Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клёны и дубы,
Землянику и грибы!
Подарю тебе кукушку,
Чтобы, выйдя на опушку,
Ты погромче крикнул ей:
"Погадай мне поскорей!"
И она тебе в ответ
Нагадала много лет!»
Воспитатель: - Давайте вспомним:
- О чем оно? (о лете)
- Кто запомнил, что нам подарит лето? (Много солнечного света, в небе радугу - дугу)
- Что еще нам подарит лето? (и ромашки на лугу. Ключ, звенящий в тишине, сосны, клены и дубы, землянику и грибы)
- Кто может дополнить? (Подарю тебе кукушку)
- Для чего «лето» хочет подарить нам кукушку? (чтобы погадать.)
- Что кукушка может нагадать? (много лет)
Воспитатель: – Летом созревает много ягод, назовите, с каких растений эти плоды? (Слайд 21)
(Земляника, крыжовник, малина, ежевика, черника, красная смородина, виноград, вишня)
Ребята, а ягоды хотят с вами поиграть. Предлагаю поиграть в игру. (Слайд 22)
Воспитатель: Молодцы ребята! Лето тоже дарит вам конверт
Лето благодарит детей и дарит конверт с приметами лета
Воспитатель: Ребята ждёт нас ещё одно задание. Наше путешествие продолжается. Мы волшебной палочкой взмахнём и в другое время года попадем.
Следующая загадка:
Несу я урожаи
Птиц к югу отправляю
Деревья раздеваю
Но не касаюсь елочек
И сосен, а зовусь я (осень) (Слайд 23) (Слайд 24)
Воспитатель: Как вы догадались? Это чье царство? Кто вспомнит приметы осени?
Дети говорят приметы осени: небо серое, хмурое. Дикие звери делают запасы на зиму, часто идут дожди, животные линяют, медведи и ежи готовятся к спячке, деревья меняют свой окрас, птицы улетают на юг.
- А как называют птиц, которые улетают на юг? (перелетные). Почему их так называют? Каких перелетных птиц вы знаете? (скворцы, ласточки, грачи, стрижи) (Слайд 25)
– Знаете ли вы, кто меняет шубу осенью?
- Правильно заяц и белка меняют свой окрас. (Слайд 26)
Воспитатель: Осенью часто идут дожди, предлагаю вам поиграть в пальчиковую гимнастику «Дождик» (Слайд27)
Воспитатель: Молодцы ребята! Осень прощается и тоже дарит конверт с приметами осени.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Закрываем глазки.
Палочкой волшебной
В воздухе взмахнём
Снова в детский сад все вместе попадём. (Слайд 28)
Воспитатель: Вот и в детский сад вернулись мы. Как вы думаете, мы сможем теперь помочь малышам и сделать для них календарь природы? (ответы детей) Предлагаю все картинки достать из конвертов на стол и разместить их на календаре природы по временам года.
Вот и наш календарь готов. Мы его отнесём малышам.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам вспомнить, куда же сегодня мы с вами отправлялись? (Ответы детей). Что вам больше всего запомнилось? Понравилось?
Какое у вас настроение? Я предлагаю вам выбрать солнышко, если у вас хорошее настроение, вам понравилось занятие, или тучку, если плохое настроение.
(Слайд 29)
Вы молодцы! (Слайд 30)