Лариса Сидоренко
Всеобуч для родителей «Защита прав и достоинств ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для родителей
по защите прав и достоинств ребенка в семье
1. Принять ребенка таким, какой он есть, и любить его.
2. Обнимать ребенка не менее 4, а лучше 8 раз в день.
3. Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но
не ребенком в целом.
4. Верить в то лучшее, что есть в ребенке, и всегда поддерживать его.
Чаще хвалить.
5. Родительские требования не должны вступать в явное
противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Публикация «Всеобуч для родителей „Защита прав и достоинств ребенка“» размещена в разделах
6. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни
психологическому.
7. Наказывая ребенка, лучше лишить его хорошего, чем сделать ему
плохо.
8. Если сомневаетесь, наказывать или не наказывать – не наказывайте.
9. За один раз может быть одно наказание. Наказан – прощен.
10. Ребенок не должен бояться наказания.
11. Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные
переживания – сообщаете ему об этом.
12. Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого.
13. Положительное отношение к себе – основа психологического
выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.
14. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу
помощь, обязательно помогите ему.
Любите своего ребенка!
Изучаем права
вместе с любимым персонажем
Познакомить ребенка с его правами родителям поможет детская
художественная литература.
ПРАВО НА СЕМЬЮ, ЗАБОТУ РОДИТЕЛЕЙ, СЕМЕЙНЫЕ СВЯЗИ
Прочитайте ребенку сказки «Золушка» Ш. Перро, «Двенадцать месяцев» С.
Маршака, «Морозко», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса, «Кошкин дом». Обсудите с ним, у кого из персонажей этих сказок какое право нарушено. Подберите и прочитайте ребенку пословицы и поговорки о семье. Составьте с участием ребенка генеалогическое древо своей семьи с использованием фотографий.
ПРАВО РЕБЕНКА НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ
Прочитайте ребенку сказки «Цветик-семицветик» В. Катаева, «Айболит» К.
Чуковского. Побеседуйте о праве на медицинскую помощь.
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ
Прочитайте ребенку рассказ Л. Толстого «Филиппок». Побеседуйте по его
содержанию. Прочитайте стихотворение «Кем быть?» В. Маяковского.
Побеседуйте о праве на образование. Объясните смысл поговорок и пословиц:
«Ученье – свет, а не ученье – тьма», «Грамоте учиться – всегда пригодится».
Разучите с ребенком песню «Чему учат в школе».
ПРАВО НА ЛИЧНОЕ ИМУЩЕСТВО
Прочитайте ребенку рассказ Н. Носова «Огурцы», побеседуйте по его содержанию.
Прочитайте басню «Ворона и лисица» И. Крылова и объясните ребенку ее смысл.
Вспомните с ребенком сказки «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой».
Побеседуйте о праве на личное имущество.
ПРАВО НА ЗАЩИТУ ОТ ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ, ГРУБОГО
ОБРАЩЕНИЯ, ОСКОРБЛЕНИЯ И УНИЖЕНИЯ
Прочитайте ребенку сказки «Три поросенка», «Двенадцать месяцев» С.
Маршака, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Муха-цокотуха»
К. Чуковского.
Побеседуйте о праве на защиту от физического насилия, грубого обращения, оскорбления, унижения.
Круглый стол
«Защита прав и достоинств ребенка»
Воспитатель: Уважаемые родители! Я рада видеть вас за нашим круглым столом. Сегодня наша встреча будет посвящена вопросам защиты прав детей. Я бы очень хотела, чтобы наш разговор состоялся в форме диалога, поэтому не стесняйтесь, высказывайте свое мнение, делитесь своими знаниями.
Начать наш разговор я хочу с вопроса: - «Кто из Вас знает о существовании такого документа, как Конвенция о правах ребенка?
Ответы родителей.
Воспитатель: В 1989 году Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Наше государство ратифицировало Конвенцию в 1990 г., а к 1993г. 174 государства - члены ООН ратифицировали данный документ. Таким образом, к настоящему времени в Европе нет ни одного государства, которое бы не присоединилось к данной Конвенции.
А как вы считаете, почему возникла необходимость в создании этого документа?
Ответы родителей.
Воспитатель: Да. Дети не защищены, много насилия со стороны взрослых, государства. Видимо еще и потому, что человечество с годами не становится лучше и добрее. Много зла на земле. Хорошо, если у ребенка есть любящие и заботливые родители. А если нет, то кто защитит ребенка, его интересы? Проблемы защиты детей затрагивают нас еще и потому, что в каждой стране детей не менее 20-25% населения. Вопрос «Как вы считаете, нужно ли знание своих прав нашим детям в дошкольном возрасте?»
Ответы родителей.
Воспитатель: Действительно уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. В дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного развития. По существу, нравственное воспитание, знакомство с правами человека в дошкольном возрасте начинается с вопросов: «Что такое хорошо? Что такое плохо?»
Обучение правам человека - процесс долгосрочный и осуществлять его надо на всех этапах обучения и воспитания ребенка.
Завтрашний день России во многом определяется тем, какое поколение мы вырастим сегодня. Главная направленность – признание человеческого
достоинства, прав и свободы человека, равенства, неприкосновенности, братства, мира и согласия.
Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно-правовыми понятиями начинается в семье, а родители - гаранты прав ребенка в дошкольном возрасте, мы и поговорим о том, какие права имеют наши дети. Мы не будем говорить о тех правах, за выполнение которых отвечает государство, о тех правах, которые связаны с экономической ситуацией в стране. Мы поговорим о повседневной жизни, в которой очень часто имеет
место ущемление прав ребенка и ему необходима защита. Разбор жизненных ситуаций поможет проследить и проанализировать нарушение прав ребенка.
Итак, ситуация первая: В группу пришел новенький. Он капризный и взбалмошный. Его родители обладают высоким социальным статусом и сразу заявили об этом воспитателям. Воспитатели не могут добиться от новенького подчинения требованиям, обязательным для всех детей.
Вопрос: «Как бы вы разрешили эту конфликтную ситуацию?»
Ответы родителей.
Воспитатель: Вывод: - Конечно, применяется индивидуальное отношение к каждому ребенку, но требования ко всем детям одинаковые, независимо от социального статуса семьи.
Ситуация вторая:
Вы обратились к воспитателю с просьбой, чтобы он на прогулке ограничивал активность Вашего ребенка в тех случаях, когда это связанно с возможностью испачкать новую куртку. Воспитатель игнорирует Вашу просьбу.
Вопрос: «Как Вы думаете, как можно мирно решить этот вопрос?»
Ответы родителей.
Воспитатель: Вывод: - Если воспитатель пойдет на поводу родителей, и будет ограничивать естественную потребность ребенка в движении, тем самым он нарушит право ребенка на здоровье, на движение. А родителям предложить принести старую курточку, в которой ребенку удобно двигаться, играть и которую он не боится испачкать.
Ситуация третья:
Мама собирает дочку в детский сад. Ей очень хочется надеть любимое легкое летнее платье, но в группе прохладно, мама предлагает надеть теплое шерстяное платье. Но она ни за что не соглашается.
Вопрос: «Как бы вы разрешили эту конфликтную ситуацию?»
Ответы родителей.
Воспитатель: Вывод: - Из самых лучших побуждений взрослые порой, забывают, что ребенок имеет чувство собственного достоинства, гордость, что у него есть свое мнение, которое он хочет отстаивать. Ребенка надо убедить, а не командовать и требовать исполнения. Конвенция о правах ребенка признает за каждым ребенком право на индивидуальность, свободу выражать свое мнение.
Ситуация четвертая:
В саду был организован досуг, на который были приглашены родители. Вы не сочли нужным прислушаться к просьбе ребенка и не пришли на мероприятие. Вечером вы нашли своего ребенка в слезах.
Вопрос: «С такой ситуацией мы сталкиваемся и в нашей группе. Высказывайте, пожалуйста, свое мнение, как бы вы поступили в данной ситуации?»
Ответы родителей.
Воспитатель: Вывод: - Лучше ребенку не обещать, что придете на праздник, объяснить ему, почему не можете, попросите кого-нибудь домашних придти вместо Вас.
Ситуация пятая:
Иногда можно слышать такие высказывания: «Воспитанием должен заниматься детский сад, а у нас работа, нам некогда».
Вопрос: «А Вы как думаете, кто должен заниматься воспитанием детей, родители или все же детский сад?»
Высказывайте, пожалуйста, свое мнение.
Воспитатель: Вывод: - Конечно, воспитанием должны заниматься родители. В Конвенции ООН записано, что воспитание - это права и обязанности родителей. Детский сад нужен для общения, познавательного развития. Детский сад помощник родителям в воспитании детей.
А сейчас мы с Вами, уважаемые родители, поиграем. Поиграем в игру
«Похвала и наказание». Когда мяч передаем в одну сторону, говорим друг другу слова, которыми хвалим, поощряем наших детей, а в обратную сторону порицаем, наказываем (слова и выражения).
Спасибо, вы много назвали слов похвалы и наказания. Но слов похвалы и одобрения гораздо больше - это очень хорошо.
Уважаемые родители!
На этой встрече мы с Вами закрепили знания статей Конвенции о правах ребенка, основная идея которая заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка.
Сегодня мы много говорили о том, как и в какой ситуации вести себя с детьми, а сейчас послушаем, что думают наши дети о нас. (Высказывания детей заранее записываются).
Большое спасибо Вам, уважаемые родители за участие в круглом столе. Я думаю и в дальнейшем мы будем собираться в такой обстановке и обсуждать наши проблемы.
И в заключении. В конвенции есть статья «Право ребёнка участвовать в играх». В детском саду игра является ведущей деятельностью ребёнка. Вам хочу предложить игру, в которую можете поиграть вместе с детьми. «Способы применения предметов в реальной жизни: цветок, помидор, газета». (Мячик передаётся по кругу под музыку, на ком остановится, тот и отвечает или по принципу игры «Съедобное – несъедобное»)
Спасибо за внимание!