Светлана Тарасова
Всеобуч для родителей на тему «Нетрадиционные техники рисования — путь к свободе и творчеству дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• раскрыть значение нетрадиционных техник рисования с дошкольниками для развития чувства красоты, цветовосприятия, воображения, творческого мышления и активности;
• познакомить родителей с различными нетрадиционными техниками рисования.
Подготовительный этап:
• оформить выставку детских рисунков в различной технике рисования.
Публикация «Всеобуч для родителей на тему „Нетрадиционные техники рисования — путь к свободе и творчеству дошкольников“» размещена в разделах
Материал: ноутбук, проектор, экран, презентация «Нетрадиционные техники рисования – путь к свободе и творчеству дошкольников»; для каждого участника – по 2 альбомных листа, коктейльная трубочка, чашечка с раствором воды и шампуня, кисточка № 2 и № 4, ложечка, по 2 зубные щётки; на стол – набор красок, влажные салфетки.
Ход семинара-практикума
• Теоретический этап
Слайд 1
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как утверждают многие педагоги все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. Слайд 2
Скорее всего, нет ни одного ребёнка, который бы не любил рисовать, так как рисование – это форма самовыражения. Многие могут с этим не согласиться, часто видя не рисующих детей. Однако можно с полной уверенностью утверждать, что рисование карандашами, кистью и красками требует от ребёнка высокого уровня владения техникой рисования, знаний приёмов работы с различными красками. Детям бывает сложно изображать предметы, образы, сюжет, используя традиционные способы рисования. Часто дети испытывают робость и страх перед тем, что рисунок получится плохо и некрасиво.
Слайд 3
Вот в таких ситуациях наиболее наглядно можно проследить, как нетрадиционные техники рисования раскрепощают даже сильно закомплексованных, замкнутых детей, дарят им массу положительных эмоций, раскрывают возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов, удивляют своей непредсказуемостью, учат выражать свои чувства на бумаге. Дети перестают чувствовать робость, страх перед тем, что ничего не получится. Они уверены, что всё получится и получится красиво!
Нетрадиционное рисование – это рисование, направленное на умение отходить от стандарта. Рисование нетрадиционными техниками – увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, можно даже придумать свою необычную технику.
Слайд 4
Нетрадиционное рисование :
• способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения;
• стимулирует положительную мотивацию у ребёнка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования;
• даёт возможность экспериментировать;
• развивает тактильную чувствительность, цветовосприятие;
• способствует развитию зрительно-моторной координации;
• не утомляет дошкольников, повышает работоспособность;
• развивает нестандартность мышления, раскрепощённость, индивидуальность.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. И совсем не страшно, если маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
Слайд 5
Существует множество необычных и увлекательных способов рисования, которые понравятся детям и привьют им любовь к творчеству. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с рисования пальчиками, ладошкой. В старшем дошкольном возрасте эти же техники дополняют художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и др.
Начиная с младшей группы, мы знакомим детей с нетрадиционными техниками рисования, манипуляциями с разнообразными материалами. В группе собраны предметы для свободной деятельности – штампы, трафареты, ватные палочки, поролон, кисти разной жёсткости и др. Осенью на участке мы собираем листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске.
Слайд 6-8
Сегодня я расскажу Вам о некоторых нетрадиционных техниках рисования.
Для ребёнка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остаётся удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования.
• Рисование пальчиками
Материалы: плотная бумага любого цвета, мисочки с гуашью, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: опустить в гуашь пальчик и нанести точки, пятнышки, короткие линии на бумагу; на каждый пальчик набирается краска разного цвета; после работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Слайд 9-11
• Рисование ладошкой
Материалы: плотная бумага любого цвета и размера, широкие блюдечки с гуашью, кисть.
Способ получения изображения: опустить в гуашь ладошку или окрасить её с помощью кисточки; сделать отпечаток ладошки на бумаге; недостающие детали дорисовать красками.
Слайд 12-17
Ещё один из способов нетрадиционного рисования – это
• Оттиск
Материалы: бумага любого цвета и размера, штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, печатки.
Способ получения изображения: прижать печатку к штемпельной подушечке с краской; нанести оттиск на бумагу; для рисования краской другого цвета блюдце и печатку необходимо поменять; недостающие детали дорисовать карандашами или красками. В качестве печатки можно использовать овощи, фрукты, пенопласт, поролон, мятую бумагу, ластик.
Слайд 18-20
Дети могут почувствовать себя настоящими волшебниками, используя при рисовании восковые мелки или свечу.
• Восковые мелки + акварель
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: восковыми мелками на бумаге нарисовать изображение; закрасить лист акварелью в один или несколько цветов; рисунок мелками остаётся не закрашенным.
Слайд 21-23
Очень интересные работы получаются с использованием соли.
• Рисование солью по клею
Материалы: плотная бумага любого цвета и размера, клей ПВА, крупная соль, гуашь, кисточка № 4, баночка с водой.
Способ получения изображения: нанести рисунок клеем ПВА; сверху на клей насыпать крупную соль и дать высохнуть; после высыхания с рисунка стряхнуть крупицы соли; кисточку смочить водой и обмакнуть в краску; капнуть краску на солевую основу; краска сама растекается и красиво смешивается.
Слайд 24-26
Очень красивые получаются работы в технике
• Рисование по сырому листу
Материалы: плотная белая бумага любого размера, акварель (гуашь, кисти разных размеров, баночка с водой, губка.
Способ получения изображения: намочить губку в баночке с водой, быстрыми движениями смочить лист (можно не весь лист сразу, а только то место, где будете рисовать, необходимо найти «золотую» середину: слишком сухой лист не позволит краске красиво растекаться, если же воды слишком много, краска растечётся по всему листу и рисунок может не получиться, кистью, слегка касаясь листа, рисуем пятно любого цвета, пока «первый» цвет течёт, ставим пятно другого цвета, недостающие детали можно дорисовать, когда рисунок подсохнет.
Слайд 27-29
Со старшими детьми можно использовать очень интересные нетрадиционные техники рисования, например,
• Кляксография с трубочкой
Материалы: плотная бумага любого цвета и размера, жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, коктейльная трубочка.
Способ получения изображения: зачерпнуть ложечкой жидкую краску; капнуть краску на лист бумаги, сделав небольшую капельку; коктейльной трубочкой выдувать кляксу в разные направления так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги; при необходимости капнуть ещё капельку краски в нужное место и раздуть; недостающие детали дорисовать карандашами или красками.
• Практический этап
Слайд 30
С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, раскованнее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения.
Мне бы хотелось предложить Вам ещё два способа нетрадиционного рисования.
Слайд 31
• Рисование мыльными пузырями
Дети любят рисовать и мыльными пузырями. Для этого берём чашечку, вливаем туда шампунь, добавляем гуашь или пищевые красители, немного воды. Теперь берём трубочку для коктейля и вспенивает раствор, то есть дуем в трубочку, чтобы поднялись в чашечке поднялись пузыри. Берём бумагу и прикладываем её к мыльной пене. Можно поднявшиеся пузыри снять ложечкой и выложить на листе. А теперь всматриваемся в узоры мыльных пузырей и фантазируем, дорисовываем детали.
Слайд 32
• Рисование зубной щёткой
При рисовании вместо кисти можно воспользоваться зубной щёткой. Благодаря жестковатым, густым, ровно расположенным щетинкам она позволяет быстро и легко тонировать бумагу, сочетать более светлые и тёмные оттенки, наносить элементы рисунка с разной плотностью густоты краски. Тем самым создаётся эффект объёмности изображения. При помощи рисования зубной щёткой можно передать колючую или пушистую фактуру предмета. Для рисования зубной щёткой как кистью используется гуашь. Важно угадать с консистенцией краски. Если добавить много воды, она будет ложиться сплошным слоем, что не даст нужного эффекта. Но если краска будет слишком сухая, рисунок вообще не получится. Рисунок, выполненный зубной щёткой, выйдет не идеальным, поэтому в конце можно подправить его кисточкой. Зубной щёткой можно нарисовать фактуру многих предметов (листву деревьев, облака, шерсть животных). Изображения, сделанные зубной щёткой, отличаются своеобразной пушистостью и объёмностью. Можно изобразить всем ворсом зубной щётки густую траву, цветы, ёлочку, крону дерева, песок в пустыне, сугробы, дождь, облака, волны, море. А также различных животных: кошку, белку, ёжика, льва, плюшевые игрушки. Если зубную щётку окунать в две разные краски, то это позволит получить в работе технику «двойного мазка». Спектр полутонов и оттенков расширяется и простой детский рисунок выглядит как картина художника. Такая техника подходит для рисования натюрмортов, пейзажей (цветов, травы, деревьев, морских волн). При рисовании в данной технике удобнее пользоваться несколькими зубными щётками, но можно и одной. В этом случае следует тщательно смывать краску перед тем, как нанести другую при рисовании зубной щё ткой как кистью нужно соблюдать одно простое правило: щётку нельзя сильно мочить, то есть полусухую зубную щётку окунать в гуашь, консистенции кашицы, и можно приступать к работе.
• Заключительный этап
Слайд 33
Таким образом, в работе с детьми можно использовать многообразные техники рисования. Главное, что дети, учатся выражать свои чувства на бумаге, смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие материала и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения рисунка. Они готовы многократно выполнять и повторять все те действия, которым они научились. И чем лучше у них получается, тем с большим удовольствием они занимаются изобразительной деятельностью. А способствуют этому нетрадиционные техники рисования.