Елена Серых
Возрастные особенности воспитанников 3–4 лет по образовательным областям
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку; испытывает доверие к нему; стремится к общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками. У ребенка возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте с взрослыми, ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удовольствие и др. Осознает свою половую принадлежность. Ребенок активно заявляет о своем желании быть, как взрослые, включаться в настоящие дела. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер, по ходу игры дети могут менять роль. В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. В процессе игры роли могут меняться.
Публикация «Возрастные особенности воспитанников 3–4 лет по образовательным областям» размещена в разделах
Образовательная область «Познавательное развитие»
Общение ребенка в этом возрасте ситуативное, инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. Осознает свою половую принадлежность. Возникает новая форма общения с взрослым - общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную с взрослым познавательную деятельность. Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре, общении. В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает название3-4цветов и 2-3форм; может выбрать из 3-х предметов разных по величине «самый большой». Рассматривая новые предметы, ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом.
Образовательная область «Речевое развитие»
Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий (согласование, употребление их по числу, ремни и т. д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной речи. Возможны дефекты звукопроизношения.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. Большое значение для развития моторики в этом возрасте имеет лепка. Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые предметы. Из-за недостаточного развития мелких мышц руки, дети не работают с ножницами, апплицируют из готовых геометрических фигур. К 4 годам овладевает элементарными певческими навыками несложных музыкальных произведений. Приобретает элементарные навыки проигрывания на детских ударных музыкальных инструментах. Закладываются основы для развития музыкально - ритмических и художественных способностей.
Образовательная область «Физическое развитие»
Ребенок владеет основными жизненно важными движениями. Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. Уровень функциональных возможностей повышается. Ребенок владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания.