Ти Ольга
Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников.
Приход ребенка в школу обозначает начало важного этапа возрастного развития человека. Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка.
Темочки:
- Возрастные особенности детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В школе за относительно короткий промежуток времени ребенок должен овладеть системой научных понятий, в этом процессе должна быть задействована не только память, от ребенка требуется развитие мыслительных операций. В процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций
Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа.
Ребенок психологически готов к школьному обучению прежде всего объективно, т. е. обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения.
Внимание является обязательным условием успешной учебной работы школьников. Характерная особенность - слабость произвольного внимания. Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание, направленное на все неожиданное, яркое, наглядное.
Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. Ребенок уже знает из опыта: для того, чтобы хорошо запомнить нечто, надо несколько раз повторить это, т. е. эмпирически овладевает некоторыми приемами рационального запоминания и заучивания. Относительно хорошо развита у ребенка наглядно-образная память, но имеются уже все предпосылки для развития и словесно-логической памяти. Повышается эффективность осмысленного запоминания.
Очень большие изменения в процессе обучения претерпевает мышление младшего школьника. Если восприятие и память к началу школьного обучения уже проделали значительный путь развития, то интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. К первому классу умственный кругозор уже достаточно велик. Наиболее часто ребенком используется образное мышление, когда он для решения задачи оперирует уже не самими предметами, а их образами.
Воображение – один из важных психических, познавательных процессов. Подлинное усвоение любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то, о чем пишется в учебниках, о чем говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами.
Речь ребенка ко времени поступления в школу уже довольно развита. Она в известной степени грамматически правильна, выразительна.
Как видим, возможности детей ко времени поступления в школу достаточно велики, чтобы начинать их систематическое обучение. Формируются и элементарные личностные проявления: дети ко времени поступления в школу уже обладают известной настойчивостью, могут ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их (хотя чаще не доводят дела до конца, делают первые попытки оценивать поступки с позиций их общественной значимости, им свойственны первые проявления чувства долга и ответственности.
Эти психические процессы проявляются и формируются в учебной деятельности, которая становится ведущей в младшем школьном возрасте.
Все сказанное касалось объективной психологической готовности ребенка к школьному обучению. Но следует подчеркнуть и другую сторону – субъективную психологическую готовность: желание и стремление учиться в школе, своеобразную готовность к новым формам взаимоотношений со взрослыми.
Разумеется, и здесь очень велики индивидуальные различия. С поступлением ребенка в школу резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть.
С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют к личности ребенка, учебная работа, коллектив, к его вниманию, памяти, мышлению и наличным уровнем психического развития, развития качеств личности.
Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться. И невольно начинается развитие метапредметных универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
1. Личностные действия позволяют сделать процесс обучения осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, перекликая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и т. д.) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
2. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и волевой саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
3. Познавательные действия : – общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, произвольное и осознанное построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий и др. ; – знаково-символические: замещение, кодирование (декодирование, моделирование; – логические: анализ объекта; синтез и выбор оснований и критериев для сравнения, классификации; подведение под понятие; выведение следствия; построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотезы; ее обоснование, доказательство и др. ; – постановка и решение проблем: формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
4. Коммуникативные действия обеспечивают возможность учебного сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками
Процесс обучения в начальной школе задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.