Кухарчук Екатерина
Возрастные особенности проявления отклонений психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
В динамике психического развития детей больных олигофренией, признаки эмоционального и интеллектуального недоразвития выступают на каждом возрастном этапе.
Степень их выраженности пропорциональна глубине поражения мозга.
При большой тяжести органического поражения нервной системы формирование
сложных психических функций может не развернуться вообще. В этом случае психический онтогенез ограничивается самыми ранними этапами развития.
Темочки:
- Возрастные особенности детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
При негрубых степенях олигофрении также заметно отставание сроков становления
и развития психики. На первом году жизни замедленно формируются перцептивные
функции: реакции на свет, звук, игрушки, «комплекс оживления» на лицо матери, других
близких. Характерна задержка развития моторных навыков (удерживание головы, хватание предметов, сидение, стояние, ходьба). В возрасте 2-3 лет особенно очевидно выраженное запаздывание развития навыков самообслуживания; отчетливо проявляется недоразвитие речи.
В дошкольном возрасте уже отчетливо выступает недостаточность интеллектуального развития в целом. У детей отсутствует любознательность, пытливость, проявляется
слабость познавательной мотивации. При подготовке к школе обнаруживаются затруднения в освоении начальных элементов чтения и счета.
В дошкольном возрасте игровая деятельность детей, страдающих олигофренией, задерживается на стадии простого манипулирования, элементарных подражательных стереотипов. В такой игре заметно отсутствие инициативности, творчества. Недопонимание условий ролевой игры, затрудняя общение со сверстниками, усугубляет дефицит интеллектуального развития.
Проведенное В. В. Лебединским и его сотрудниками сравнительное исследование
игровой деятельности у здоровых детей и больных олигофренией показало, что если в
норме предметные игровые действия достигают значительной сложности в возрасте между 3 и 4 годами, то у детей, страдающих олигофренией, уровень развития предметных игровых действий в возрасте 7-8 лет приближается к уровню игры здоровых детей 3-4 лет. В то время как у здоровых детей в 7-8 лет формируется новая ведущая деятельность –учение, у детей с олигофренией – формируются зачатки ролевой игры. Таким образом, при олигофрении наблюдается замедленное развитие игровой деятельности. Запаздывание в формировании одних психических новообразований ведет к недоразвитию других.