Мария Толстых
Возрастные особенности и вероятности музыкального становления дошкольников
▼ Скачать
Возрастные особенности и вероятности музыкального становления дошкольников.
Разные виды искусства имеют специфические средства воздействия на человека. Музыка же имеет вероятность влиять на ребенка на самых ранних этапах. Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она владеет силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Музыкальное воспитание оказывает ничем не заменимое влияние на всеобщее формирование: формируется чувствительная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, дозволено приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Современные научные изыскания свидетельствуют о том, что становление музыкальных способностей, образование основ музыкальной культуры - то есть музыкальное воспитание надобно начинать в дошкольном возрасте. Неимение полновесных музыкальных ощущений в детстве с трудом восполнимо позднее. Чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь навык воспринятия музыкальных произведений различных эр и жанров, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Дошкольный возраст исключительно важен для последующего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для дальнейшего становления человека, его всеобщего духовного становления. Музыкальная деятельность, музыкальное искусство содействует нравственному становлению человека, образованию его как личности. Музыкальность ребенка начинает проявляться достаточно рано, еще до 2-х лет, разглядим ее проявления по порядку: 2-й год жизни. На втором году жизни у ребенка энергично прогрессирует чувствительный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, следовательно, уже возможно отслеживать веселое оживление при восприятии ребенком радостной плясовой музыки либо мирную реакцию при восприятии музыки мирного нрава, скажем, колыбельной. У детей прогрессируют слуховые ощущения, они становятся больше дифференцированными: ребенок может различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание. Для детей характерна подражательность: они энергично подражают действиям взрослого, что содействует изначальному становлению методов исполнительской деятельности. 3-й год жизни. На третьем году жизни продолжается становление основ музыкальности ребенка. Отслеживается энергичный чувствительный отклик на музыку контрастного нрава. Дети живо и непринужденно реагируют на музыкальные произведения, выражая многообразные чувства - оживление, веселье, нежность, успокоение и др. Происходит последующее скапливание музыкальных ощущений. У детей прогрессирует музыкальное мышление и память. У детей энергично прогрессирует речь. Она становится больше связной. Прогрессирует мышление (от наглядно-действенного к нагляднообразному). Возникает желание проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности. Дети любят участвовать в музыкальных сюжетных играх, исполняя те либо иные роли (цыплят, воробышков, зайчиков, котят и др.) и приучаются объединять свои движения с теми изменениями, которые происходят в музыке (двигаются тихо, если музыка звучит тихонько, стремительней, если темп музыки становится подвижным). Четвертый год жизни. Дети четвертого года жизни проявляют чувствительную отзывчивость на музыку, различают контрастное самочувствие музыки, учатся понимать оглавление музыкального произведения. У них начинает накапливаться, правда и маленький, музыкально-слушательский навык, отслеживаются музыкальные предпочтения, закладываются основы музыкально-слушательской культуры. В процессе музыкальной деятельности энергично прогрессируют основные музыкальные способности (ладовое чувство, проявлением которого является чувствительная отзывчивость на музыку, чувство темпа). Продолжается становление музыкально-сенсорных способностей : дети различают контрастные звуки по высоте, динамике, продолжительности, тембру (при сопоставлении знакомых музыкальных инструментов). Дети с удовольствием участвуют в разных видах и формах музыкальной деятельности (в независимой музыкальной деятельности, праздниках). Пятый год жизни. На пятом году жизни расширяются представления детей о музыке как искусстве, накапливается музыкально-слушательский навык. Дети начинают понимать, что музыка может о чем-либо рассказывать. Они больше наблюдательно прислушиваются к ее звучанию, различают празднично-веселые, нежные, печальные, спокойно-сфокусированные интонации, начинают выделять и улавливать особенно блестящие, контрастные метаморфозы средств музыкальной выразительности на протяжении каждого музыкального произведения (метаморфозы темпа, динамики, регистров). С удовольствием слушают музыку классическую, народные песенные и плясовые мелодии, современные детские песни. У детей начинает формироваться больше устойчивый интерес к восприятию музыки, возникают личные предпочтения, любимые произведения. У них прогрессирует музыкальная память, дети начинают запоминать и узнавать знакомые музыкальные произведения. Продолжается становление музыкально-сенсорных способностей. В этом процессе исключительно помогает использование разновидных музыкально-дидактических игр и пособий. Прогрессируют основные музыкальные способности (ладовое чувство, чувство темпа, которые проявляются в больше энергичной и разновидной музыкальной деятельности детей. Так, дети пятого года жизни проявляют интерес к пению, поют коллективно со взрослыми, сверстниками и независимо. Совершенствуются знания в музыкально-ритмической деятельности. Дети теснее значительно лучше ориентируются в пространстве, прогрессирует ритмичность движений. У детей начинают прогрессировать творческие способности во всех видах музыкальной деятельности : в пении это проявляется в простейших звукоподражаниях, сочинении отдельных песенных интонаций различного настроения на готовый текст. В движениях под музыку дети также проявляют созидание: применяют знакомые танцевальные движения в свободных плясках и, по-своему комбинируя их, создают подлинные игровые образы. Шестой год жизни. У детей шестого года жизни восприятие музыки носит больше целеустремленный нрав. Они способны не только заинтересованно слушать музыку, но и независимо оценивать ее. У них понемногу воспитываются навыки культуры слушания музыки, формируются изначальные познания о музыке как искусстве и ее особенностях. Дети знают и могут назвать имена композиторов, с произведениями которых знакомы, различают музыку вокальную и инструментальную, различают простейшие музыкальные стили (песня, танец, марш, выделяют отдельные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритмический рисунок, динамика, темп, регистры, различают примитивную 2-х- и трехчастную форму музыкального произведения. Они способны сопоставлять и исследовать контрастные либо сходные по нраву звучания музыкальные пьесы [16, с. 88]. 20 Насыщенно прогрессируют музыкальные способности - ладовое чувство, чувство темпа, музыкально-слуховые представления. Исключительно четко это прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. В певческой деятельности ребенок ощущает себя больше уверенно за счет укрепления и становления голосовых связок и каждого голосового и дыхательного агрегата, становления вокально-слуховой координации, растяжения певческого диапазона (ре первой октавы - до, додиез 2-й октавы, образования больше отчетливой дикции. У большинства детей голос приобретает достаточно высокое звучание, определенный тембр. Дети могут петь больше трудный в вокальном отношении репертуар, исполняя его коллективно со взрослым, сверстниками и индивидуально. В музыкально-ритмической деятельности дети также ощущают себя больше уверенно: отменно ориентируются в пространстве, овладевают многообразными видами ритмических движений - гимнастическими, танцевальными, образно-игровыми. Двигаются вольно, довольно ритмично, адекватно нраву и настроению музыки. В танцах, музыкальных играх способны колоритно передавать музыкальный образ. В старшем дошкольном возрасте могут отслеживаться довольно блестящие творческие проявления в сочинении песенных импровизаций, в создании игровых образов и танцевальных композиций. Также сохраняется интерес к игре на детских музыкальных инструментах. Дети продолжают постигать навыки игры на инструментах в основном ударной группы (маракасы, румбы, треугольники, металлофоны, ксилофоны и др.). Они играют индивидуально, в маленьких ансамблях и в детском оркестре. Седьмой год жизни. Седьмой год жизни является главным и ответственным в жизни ребенка в плане его становления как фигуры, а также в связи с подготовкой к грядущему обучению в школе. У ребенка энергично прогрессирует мышление, воображение, память, речь. Все это содействует энергичному музыкальному становлению. К концу нахождения в детском саду у дошкольников накапливается довольно крупной резерв музыкальных ощущений и элементарных познаний о музыке. Так, они различают музыкальные произведения различных стилей, жанров, эр, узнают и называют знакомые произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков. Интерес к восприятию-слушанию музыки становится довольно устойчивым. У большинства детей имеются личные музыкальные предпочтения. Слушая музыкальные произведения, они способны их сопоставлять, исследовать, оценивать, мотивируя свою оценку. В этом возрасте продолжается становление основных (ладовое чувство, чувство темпа, музыкально-слуховые представления) и особых (способности к исполнительским видам деятельности - певческой, музыкально-ритмической, игре на инструментах, творческой) музыкальных способностей. Прогрессируют и совершенствуются музыкально-сенсорные способности. Совершенствуется голосовой и дыхательный агрегат. В связи с этим расширяются певческие вероятности детей. Певческий диапазон расширяется в пределах до первой октавы - ре, ре-диез 2-й октавы. Исполнение песен приобретает большую выразительность, напевность. Дети с удовольствием поют совместно, небольшими ансамблями, индивидуально (соло, как в сопровождении инструмента, так и без сопровождения. У дошкольников появляются любимые песни и появляется надобность в их повторном исполнении. В музыкальных играх дети проявляют отличную реакцию, способность наблюдательно слушать музыку и менять движения со сменой ее частей, нравом звучания. Образные движения, которыми дети изображают персонажей игр, сказок, становятся дюже яркими, колоритными, подлинными. Энергично прогрессируют музыкально-творческие способности детей, проявляющиеся во всех видах музыкальной деятельности : в восприятии музыки вследствие больше развитому воображению и накоплению музыкальных и жизненных ощущений дети способны творчески воспринимать программную музыку, по-своему интерпретировать ее, выражая собственное отношение с поддержкой рисунков, колоритных жестов, мимики, движении. Яркими и увлекательными становятся певческие импровизации детей. Они все больше носят не подражательный, а подлинный нрав. Так же ясно, неординарно множество детей способно проявить себя в танцевальном и музыкально-игровом творчестве, создавая образы людей, звериных, персонажей сказок, песен не только на основе собственной фантазии, но и опираясь раньше каждого на музыкальный материал, особенности становления музыкального образа. Музыка, оказывая мощное чувствительное влияние на детей, содействует и умственному становлению ребенка. Слушая и исполняя музыкальные произведения, ребенок приобретает познания и представления о мире. При систематическом слушании музыки дети начинают выделять ее самочувствие, чувствительную окраску: веселье, печаль. Помогают пониманию чувствительного направления музыки и проводимые с детьми особые игры и упражнения. Музыка развивает ребенка умственно, оказывает воздействие на процесс физического улучшения ребенка, отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, о быте и традициях. Детское музыкальное созидание - главный фактор в становлении фигуры реб нка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности : пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Дети любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводам. В этом им помогает литературный текст и нрав музыки. Если зрелый не показывает готовые движения при инсценировках, то дети могут создавать подлинные, самобытные образы, выраженные в движениях. Психологические особенности детского возраста определяют непосредственность творчества детей, его эмоциональность, правдивость и содержательность, храбрость. Выдумывая, придумывая, изображая, реб нок бер тся за всякие темы. Чтобы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него нужно развить основные музыкальные способности. Следственно основная задача музыкального воспитания - достичь такого расположения, при котором обучение органично сочеталось бы с внутренним миром ребенка и производило на него такое влияние, чтобы ребенок, увлеченный обучением на больше позднем этапе, стал независимо заниматься музыкой. Таким образом, гармоническое становление личности немыслимо без постижения гармонии и звуков, темпов. Оказывает одно из самых мощных чувствительных воздействий на человека: она принуждает радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться недружелюбной, но может оказать и правильное воспитательное влияние даже в тех случаях, когда все другие средства не результативны. Изучив возрастные особенности детей-дошкольников, можно сделать вывод, что с постижением каждого возраста реб нок позна т новые формы музыкальных видов деятельности. Проанализировав возможности музыкального развития дошкольников, мы выяснили, что заниматься развитием детей нужно с раннего возраста, что, в дальнейшем, привед т к формированию музыкальных навыков, и овладению музыкальной культурой. Совместная деятельность музыкального руководителя и родителей провед т к наилучшему результату музыкального развития дошкольников.