МААМ-картинки

Педагогический проект по развитию сенсорных способностей во второй группе раннего возраста «Мир цвета, формы и величины»

Алексеева Оксана
Педагогический проект по развитию сенсорных способностей во второй группе раннего возраста «Мир цвета, формы и величины»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический проект по развитию сенсорных способностей во второй группе раннего возраста

«Мир цвета, формы и величины»

Проект подготовила воспитатель:

Алексеева Оксана Николаевна

Проблема

Уделяя много времени формированию сенсорных представлений у детей раннего возраста, я столкнулась с определенными трудностями. Это во многом обусловлено, с одной стороны, характерными особенностями психического развития наших детей, а с другой стороны - отсутствии системности знаний по этому вопросу. У детей, пришедших в детский сад в раннем возрасте, очень слабо развита мелкая моторика рук и практически не сформированы сенсорные понятия. Это выясняется в ходе наблюдения за детьми. Поэтому, одним из основных направлений в работе с детьми является их сенсорное развитие и развитие мелкой моторики рук.

Публикация «Педагогический проект по развитию сенсорных способностей во второй группе раннего возраста „Мир цвета, формы и величины“» размещена в разделах

Актуальность темы

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей.

Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования представлений об окружающем мире малыша.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Цель

• Обеспечить накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребёнка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Задачи

• создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины;

• разработать и апробировать комплекс дидактических игр;

• выявить уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета;

совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;

• воспитать бережного отношения к игрушке;

• обогатить представление родителей о сенсорном развитии детей;

• пополнить предметно – развивающую среду группы;

• разработать методические рекомендации и провести мастер класс для родителей;

Участники проекта

• Воспитатели, дети второй группы раннего возраста, родители.

Тип проекта

Творческий, групповой, долгосрочный.

Недостатки проекта

• Недостаток материальных средств на приобретение и создание оборудования и материалов.

• Отсутствие или недостаточное количество методических материалов для воспитателей.

Продукт проекта

• Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.

• Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.

• Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей.

Содержание проекта :

Этапы реализации проекта :

1 этап – подготовительный;

2 этап – практический;

3 этап – заключительный.

Подготовительный этап:

• Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС;

• Проведение мониторинга;

• Анализ полученных данных;

• Проведение анкетирования родителей «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»;

• Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

Практический этап:

Работа с детьми:

• НОД;

• Современные игры с песком и водой в группе «Вода и песок»;

Дидактические игры с детьми:

1. Для зрительного восприятия: цвет, форма, величина («Спрячем в домике»; «Найди такой же»; «Украсим ёлочку» и т. д.);

2. Для слухового восприятия: слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух («Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т. д.);

3. Для развития моторики (предметы – вкладыши; стержни для нанизывания колец; коробочки для проталкивания фигур; дидактические игрушки, включающие различные виды застёжек – пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии; мозаика: настольная и напольная);

4. Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками разными по размеру, цвету, форме; с матрёшками; с геометрическими вкладышами и т. д.

• Настольно – печатные дидактические игры;

• Самостоятельные игры детей;

• Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.

Работа с родителями:

• Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста».

• Беседы о роли развивающих игр для малышей;

• Наглядная информация «Значение сенсорного воспитания в познавательном развитии детей», «Дидактическая игрушка в жизни ребёнка»;

• Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

I. Перспективный план по сенсорному развитию во второй группе раннего возраста.

Октябрь

1. «Закрой окошки в домике»

Задачи. Учить выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств - величины и формы из четырех возможных. Учить соотносить разнородные предметы по форме и величине. Учить называть предметы - большой и маленький.

2. «Найди такой же листочек»

Задачи: Познакомить детей с желтым цветом. Закрепить знания красного, зеленого цвета. Учить соотносить предмет по цвету.

3. «Большая и маленькая собачка»

Задачи: Обращать внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов большая и маленькая к повторению фраз.

4. «Угадай друзей на ощупь»

Задачи: Развивать у малышей тактильную память.

Ноябрь

1. «Поезд»

Задачи: Формировать умение находить в окружающей обстановке один и несколько предметов.

2. «Петрушкины карандаши»

Задачи: Познакомить детей с двумя основными цветами : зеленым и красным, учить видеть их в объектах окружающего мира. Учить понимать слова: «такой», «не такой».

3. «Нарядим кукол»

Задачи: Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учиться нанизывать бусы на нитке.

4. «Матрешки в гости к нам спешат…»

Задачи: Познакомить с новым качеством предмета – величиной; учить сравнивать матрешек по росту, формированию доброжелательных отношений; закрепить полученные знания о цвете и форме.

Декабрь

1. Выкладывание цветной мозаики «Курочка и цыплята»

Задачи: Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

2. «Оденем кукол»

Задачи: Познакомить с величиной предмета, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера.

3. «Найди пару»

Задачи: Закреплять представление о геометрических фигурах, учить называть их.

4. «Подбери елку»

Задачи: Развивать навык сопоставления, умение применять слова «выше - ниже».

Январь

1.«Круглое - не круглое»

Задачи: Учить находить предметы круглой формы в окружающей обстановке. Закрепить знания ребенка о геометрической форме круг.

2. «Овощной магазин»

Задачи: Учить детей узнавать и называть овощи; называть их цвет и величину.

3. «Разноцветные ленточки»

Задачи: Учить различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывая к образцу. Совершенствовать зрительное восприятие.

Февраль

1. «Разноцветные полянки»

Задачи: Закреплять умение соотносить цвет у разных предметов и одинаковые предметы разных цветов.

2. «Сделай узор»

Задачи: Учить выкладывать орнамент из одноцветных геометрических фигур, анализировать, располагать предметы в пространстве; развивать восприятие формы.

3. «Поручения»

Задачи: Обучать различать и называть игрушки, выделять их основные качества (цвет, размер); развивать слуховое восприятие, совершенствовать речевое общение.

4. «Что нам привез Мишутка?»

Задачи: Учить определять форму и размер предмета путем осязательного обследования.

Март

1. «Сложи картинку»

Задачи: Учить детей собирать разрезную картинку из 4 частей.

2. Выкладывание цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята»

Задачи: Формировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

3. «Поручения»

Задачи: Обучать называть и различать овощи и фрукты, выделять их основные качества (цвет, размер); развивать слуховое восприятие, совершенствовать речевое общение.

4. «Сделай узор»

Задачи: Учить выкладывать орнамент из зеленых геометрических фигур, анализировать, располагать предметы в пространстве; развивать восприятие формы.

Апрель

1. «Раз, два, три – ищи!»

Задачи: Учить строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях. Закрепить представления о величине, форме, цвете.

2. «Чего не хватает?»

Задачи: Развивать наблюдательность и внимание, продолжать учить различать и называть геометрические фигуры.

3. «Выкладывание из мозаики предметов по заданию воспитателя»

Задачи: Обратить внимание на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.

4. «Веселые матрешки»

Задачи: Продолжать учить различать и сравнивать предметы по величине, сопоставлять размеры плоскостных и объемных фигур.

Май

1.. «Собери урожай»

Задачи: Закреплять знания детей о цвете предметов; умение соотносить предметы по цвету.

2. «Ловись рыбка»

Задачи: Продолжать учить простейшим способом использования вспомогательных предметов в качестве орудия для выполнения той или иной задачи.

3. «Тонет или нет?»

Задачи: Используя игровую ситуацию обратить внимание детей на то, что одни предметы (лёгкие) на воде держатся, а другие (тяжёлые) – тонут. Организовать детское экспериментирование.

Заключительный этап:

Анализ результатов проекта :

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.

У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.

Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.

В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:

1. Дидактическая игра «Спрячь мышку».

2. Дидактическая игра «Спрячь зайку от лисы».

3. Дидактическая игра «Украшение для ёлочки».

4. Дидактическая игра Лото «Цвет и форма».

5. Дидактическая игра «Разноцветные флажки».

Используемая литература:

1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. — Ярославль: Академия развития, 1997;

2. Л. А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М. : Просвещение, 1995.

3. Л. А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М. : Просвещение, 1997.

4. Немов Р. С. Психология – М. : Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;

5. Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М. : Просвещение, 1985;

6. Маханева М. Д., С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».

7. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша : Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;

8. Янушко Е. А «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики во второй группе раннего возрастаПедагогический проект «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики во второй группе раннего возраста Аннотация Младший дошкольный возраст ребёнка уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной.

Конспект ООД по познавательному развитию во второй группе раннего возраста «Учимся различать цвета» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок» Конспект организованной образовательной деятельности.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» С восприятия предметов и явлений окружающего мира появляется познание. Для того чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, крайне.

Педагогический проект «Прощай, Масленица» во второй младшей группе раннего возраста Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Алёнушка» для детей раннего возраста» Педагогический проект.

Развитие и воспитание сенсорных способностей детей раннего возраста Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо.

Развитие музыкально-сенсорных способностей детей раннего возраста «Развитие музыкально-сенсорных способностей детей раннего возраста.» Я работаю в специализированном доме ребёнка с детьми с органическим.

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста. Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное.

Занятие по сенсорике «Формирование восприятия цвета, формы, величины предметов» в первой младшей группе Цель: формировать восприятие цвета, формы, величины предметов. Задачи: 1. Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект по развитию сенсорных способностей во второй группе раннего возраста «Мир цвета, формы и величины»
Опубликовано: 10 ноября 2019 в 21:18
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект по развитию сенсорных способностей во второй группе раннего возраста «Мир цвета, формы и величины»» (включая файлы) размещена пользователем Алексеева Оксана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД