Алексеева Оксана
Педагогический проект по развитию сенсорных способностей во второй группе раннего возраста «Мир цвета, формы и величины»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект по развитию сенсорных способностей во второй группе раннего возраста
«Мир цвета, формы и величины»
Проект подготовила воспитатель:
Алексеева Оксана Николаевна
Проблема
Уделяя много времени формированию сенсорных представлений у детей раннего возраста, я столкнулась с определенными трудностями. Это во многом обусловлено, с одной стороны, характерными особенностями психического развития наших детей, а с другой стороны - отсутствии системности знаний по этому вопросу. У детей, пришедших в детский сад в раннем возрасте, очень слабо развита мелкая моторика рук и практически не сформированы сенсорные понятия. Это выясняется в ходе наблюдения за детьми. Поэтому, одним из основных направлений в работе с детьми является их сенсорное развитие и развитие мелкой моторики рук.
Публикация «Педагогический проект по развитию сенсорных способностей во второй группе раннего возраста „Мир цвета, формы и величины“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Актуальность темы
Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей.
Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования представлений об окружающем мире малыша.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Цель
• Обеспечить накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребёнка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Задачи
• создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины;
• разработать и апробировать комплекс дидактических игр;
• выявить уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета;
• совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;
• воспитать бережного отношения к игрушке;
• обогатить представление родителей о сенсорном развитии детей;
• пополнить предметно – развивающую среду группы;
• разработать методические рекомендации и провести мастер класс для родителей;
Участники проекта
• Воспитатели, дети второй группы раннего возраста, родители.
Тип проекта
Творческий, групповой, долгосрочный.
Недостатки проекта
• Недостаток материальных средств на приобретение и создание оборудования и материалов.
• Отсутствие или недостаточное количество методических материалов для воспитателей.
Продукт проекта
• Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
• Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
• Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей.
Содержание проекта :
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный;
2 этап – практический;
3 этап – заключительный.
Подготовительный этап:
• Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС;
• Проведение мониторинга;
• Анализ полученных данных;
• Проведение анкетирования родителей «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»;
• Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.
Практический этап:
Работа с детьми:
• НОД;
• Современные игры с песком и водой в группе «Вода и песок»;
• Дидактические игры с детьми:
1. Для зрительного восприятия: цвет, форма, величина («Спрячем в домике»; «Найди такой же»; «Украсим ёлочку» и т. д.);
2. Для слухового восприятия: слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух («Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т. д.);
3. Для развития моторики (предметы – вкладыши; стержни для нанизывания колец; коробочки для проталкивания фигур; дидактические игрушки, включающие различные виды застёжек – пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии; мозаика: настольная и напольная);
4. Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками разными по размеру, цвету, форме; с матрёшками; с геометрическими вкладышами и т. д.
• Настольно – печатные дидактические игры;
• Самостоятельные игры детей;
• Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
Работа с родителями:
• Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста».
• Беседы о роли развивающих игр для малышей;
• Наглядная информация «Значение сенсорного воспитания в познавательном развитии детей», «Дидактическая игрушка в жизни ребёнка»;
• Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
I. Перспективный план по сенсорному развитию во второй группе раннего возраста.
Октябрь
1. «Закрой окошки в домике»
Задачи. Учить выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств - величины и формы из четырех возможных. Учить соотносить разнородные предметы по форме и величине. Учить называть предметы - большой и маленький.
2. «Найди такой же листочек»
Задачи: Познакомить детей с желтым цветом. Закрепить знания красного, зеленого цвета. Учить соотносить предмет по цвету.
3. «Большая и маленькая собачка»
Задачи: Обращать внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов большая и маленькая к повторению фраз.
4. «Угадай друзей на ощупь»
Задачи: Развивать у малышей тактильную память.
Ноябрь
1. «Поезд»
Задачи: Формировать умение находить в окружающей обстановке один и несколько предметов.
2. «Петрушкины карандаши»
Задачи: Познакомить детей с двумя основными цветами : зеленым и красным, учить видеть их в объектах окружающего мира. Учить понимать слова: «такой», «не такой».
3. «Нарядим кукол»
Задачи: Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учиться нанизывать бусы на нитке.
4. «Матрешки в гости к нам спешат…»
Задачи: Познакомить с новым качеством предмета – величиной; учить сравнивать матрешек по росту, формированию доброжелательных отношений; закрепить полученные знания о цвете и форме.
Декабрь
1. Выкладывание цветной мозаики «Курочка и цыплята»
Задачи: Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
2. «Оденем кукол»
Задачи: Познакомить с величиной предмета, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера.
3. «Найди пару»
Задачи: Закреплять представление о геометрических фигурах, учить называть их.
4. «Подбери елку»
Задачи: Развивать навык сопоставления, умение применять слова «выше - ниже».
Январь
1.«Круглое - не круглое»
Задачи: Учить находить предметы круглой формы в окружающей обстановке. Закрепить знания ребенка о геометрической форме круг.
2. «Овощной магазин»
Задачи: Учить детей узнавать и называть овощи; называть их цвет и величину.
3. «Разноцветные ленточки»
Задачи: Учить различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывая к образцу. Совершенствовать зрительное восприятие.
Февраль
1. «Разноцветные полянки»
Задачи: Закреплять умение соотносить цвет у разных предметов и одинаковые предметы разных цветов.
2. «Сделай узор»
Задачи: Учить выкладывать орнамент из одноцветных геометрических фигур, анализировать, располагать предметы в пространстве; развивать восприятие формы.
3. «Поручения»
Задачи: Обучать различать и называть игрушки, выделять их основные качества (цвет, размер); развивать слуховое восприятие, совершенствовать речевое общение.
4. «Что нам привез Мишутка?»
Задачи: Учить определять форму и размер предмета путем осязательного обследования.
Март
1. «Сложи картинку»
Задачи: Учить детей собирать разрезную картинку из 4 частей.
2. Выкладывание цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята»
Задачи: Формировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
3. «Поручения»
Задачи: Обучать называть и различать овощи и фрукты, выделять их основные качества (цвет, размер); развивать слуховое восприятие, совершенствовать речевое общение.
4. «Сделай узор»
Задачи: Учить выкладывать орнамент из зеленых геометрических фигур, анализировать, располагать предметы в пространстве; развивать восприятие формы.
Апрель
1. «Раз, два, три – ищи!»
Задачи: Учить строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях. Закрепить представления о величине, форме, цвете.
2. «Чего не хватает?»
Задачи: Развивать наблюдательность и внимание, продолжать учить различать и называть геометрические фигуры.
3. «Выкладывание из мозаики предметов по заданию воспитателя»
Задачи: Обратить внимание на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.
4. «Веселые матрешки»
Задачи: Продолжать учить различать и сравнивать предметы по величине, сопоставлять размеры плоскостных и объемных фигур.
Май
1.. «Собери урожай»
Задачи: Закреплять знания детей о цвете предметов; умение соотносить предметы по цвету.
2. «Ловись рыбка»
Задачи: Продолжать учить простейшим способом использования вспомогательных предметов в качестве орудия для выполнения той или иной задачи.
3. «Тонет или нет?»
Задачи: Используя игровую ситуацию обратить внимание детей на то, что одни предметы (лёгкие) на воде держатся, а другие (тяжёлые) – тонут. Организовать детское экспериментирование.
Заключительный этап:
Анализ результатов проекта :
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.
У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.
Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.
В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:
1. Дидактическая игра «Спрячь мышку».
2. Дидактическая игра «Спрячь зайку от лисы».
3. Дидактическая игра «Украшение для ёлочки».
4. Дидактическая игра Лото «Цвет и форма».
5. Дидактическая игра «Разноцветные флажки».
Используемая литература:
1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. — Ярославль: Академия развития, 1997;
2. Л. А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М. : Просвещение, 1995.
3. Л. А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М. : Просвещение, 1997.
4. Немов Р. С. Психология – М. : Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
5. Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М. : Просвещение, 1985;
6. Маханева М. Д., С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
7. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша : Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;
8. Янушко Е. А «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.