Оксана Столь
Возрастные особенности детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущая потребность - потребность в общении, творческая активность. Ведущая деятельность сюжетно - ролевая игра.
Ведущая функция - воображение.
Особенности психического развития
Мышление
В этот период развития у ребенка развивается образное мышление. Дети могут решать задачи не только в наглядном плане, но и в уме. В этом возрасте ребенок способен обобщать предметы, действия. Например, способности рассуждать, анализировать и делать выводы на основе заданных параметров. Такая способность является основой развития словесно-логического мышления.
Темочки:
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Внимание
Устойчивость внимания у ребенка растет, и развивается способность к распределению и переключению. Ребенок способен выполнять сложные инструкции и осознанно переходить от одного вида деятельности к другой. При этом ребенок может удерживать инструкцию и цель деятельности долгое время. Объем внимания в пять лет составляет в среднем 5–6 объектов, к шести годам – 6–7.
Восприятие
В этом возрасте у ребенка формируется восприятие цвета, формы и величины предметов окружающего мира. В восприятии цвета появляется различение оттенков.
Память
К 5–6 годам у ребенка начинает формироваться произвольная память. То есть ребенок способен самостоятельно, а не механически при помощи образно - зрительной памяти запомнить 5–6 объектов.
Речь
У ребенка продолжает активно развиваться и совершенствоваться речь. Дети в этом возрасте уже способны правильно произносить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Также у ребенка начинает развиваться фонематический слух. Ребенок правильно слышит и узнает звуки. Лексический состав речи у ребенка становится более широким. Ребенок в общении активно используют синонимы и антонимы. Он способен пересказывать по картинке, описывать не только центральные события, но и второстепенные детали.
Что должен знать и уметь ребенок в 5–6 лет
Изобразительная деятельность
-Рисовать по представлению и с натуры овощи, фрукты, игрушки, передавая их форму и строение;
-располагать изображения на всем листе, на одной линии и на широкой полосе создавать узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, используя точки, круги, завиток, волнистые линии, травку, цветы;
-владеть навыками аккуратной работы с пластилином;
-лепить предметы, состоящие из нескольких частей;
-использовать приемы соединения частей прижимания и примазывания;
-владеть навыком округлого раскатывания;
-владеть навыком рационального деления пластилина;
-использовать в работе стеку;
-умение передавать в лепке движения;
-правильно держать ножницы и действовать ими;
-изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывание;
-использовать приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой.
Математика
-Различать и называть части суток, времена года по порядку и их характерные особенности. Называть, какой сегодня день недели. Определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра;
-ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине);
-узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр, их характерные отличия;
-знать все цифры от 0 до 10. Считать предметы в пределах 10. Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»
-сравнивать 10 предметов, размещать их в ряд в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты, толщины);
-делить круг, квадрат на две и четыре равные части
Развитие речи
-Употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью;
-самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков, пересказывать небольшие литературные произведения;
-определять место звука в слове;
-пересказывать по плану и образцу о предмету, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по 5–6 картинкам с последовательно развивающимся действиям;
-согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательных с существительными (лягушка – зеленое брюшко);
-замечать неправильную постановку ударения в слове;
-подбирать к существительному несколько прилагательных;
-заменять слово другим словом со сходным значение;
-пересказывать связно, последовательно и выразительно небольшие сказки, придумывать концовки к незнакомым сказкам.
Окружающий мир
-Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт;
-определять размер, цвет, форму, «вес», материал предметов и на основе этого описывать предмет;
-классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны;
-знать, что любая вещь создана трудом многих людей;
-называть профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности;
-знать своих родственников, домашний адрес;
-знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, через дорогу переходить можно только на зеленый сигнал светофора; -называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, город в котором живет, свою страну и столицу, фамилии, имена, а также профессии своих родителей;
-анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;
-знать 2-3 вида травянистых растений, о способах их вегетативного размножения;
-различать зимующих и перелетных птиц;
-находить и узнавать 4 -5 видов зимующих птиц:
воробья, сороку, синицу, снегиря и др.
-рассказывать о повадках диких животных; о помощи человека природе.
Навыки мелкой моторики и самообслуживания
-Пользоваться правильно столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом);
-самостоятельно раздеваться, одеваться, следить за опрятностью в одежде; замечать и самостоятельно устранять непорядок во внешнем виде;
-самостоятельно наводить порядок в группе (убирать игрушки и материалы для занятий);
-завязывать узелки на веревке;
-ориентироваться в тетради в клетку.