Галина Дычаковская
Возрастные и психологические особенности ребенка в начальных классах
▼ Скачать
Возрастные и психологические особенности ребенка в начальных классах.
Дычаковская Галина Игоревна
Воспитатель группы продлённого дня
ГБОУ Школа № 573 Приморского района
Санкт - Петербурга
Один из не маловажных моментов в развитии детей – это начало обучения в школе. Младший школьный возраст от 6 - 7 до 10 - 11 лет - это определенный период в жизни самого ребенка и его семьи в целом.
Публикация «Возрастные и психологические особенности ребенка в начальных классах» размещена в разделах
Главная задача родителей - это подготовить ребенка к школе. Под подготовкой мы подразумеваем не только покупку портфеля и карандашей, но и психологическую готовность к обучению и общению с новыми людьми. Несмотря на желание учиться в школе, не все дети готовы к обучению. Поэтому перед поступлением ребенка в школу важно, чтоб он прошел собеседование у (детского) школьного психолога.
Когда ребенок в первые переступает порог школы, семья переживает определенный кризис. На начало школьной поры приходит кризис семи лет, который влечет за собой переход к новой социальной ситуации, требующей нового содержания отношений. Прежние социальные отношения (детский сад и др.) уже исчерпали себя, поэтому он стремится скорее пойти в школу и вступить в новые социальные отношения.
От того когда ребенок начнет обучение, насколько он готов к нему и будет зависеть течение кризиса. Это также важный аспект, так как многие родители недопонемают, почему их ребенок ведет себя по отношению к школе или пассивно или агрессивно.
Также, от раннего обучения, то есть когда ребенка научили в 4 или 5 лет бегло читать и писать, это не о чем еще не говорит, но, конечно же, за исключением одаренных детей!
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.
Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т. е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.
Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к обучению в школе.
Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т. к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.
Если ребенок придет в школу в возрасте 7, 3 – 8 лет, то ему придется пройти через определенные фазы, в которых игра уже не интересует его так, как раньше, она отходит на второй план. Ребенок старается внести изменения в игру, возникает стремление к продуктивной, значимой, оцениваемой взрослыми деятельности. У ребенка начинает появляться субъективное желание стать взрослым. Возможно появление негативной симптоматики, направленной в первую очередь на родителей. Когда ребенок приходит в школу, его эмоциональное состояние стабилизируется и восстанавливается внутренний комфорт.
Семилетний ребенок, поступивший в школу, испытывает серьезные жизненные перемены: возрастают психические, физические, эмоциональные нагрузки, меняется распорядок дня, появляется ряд новых забот и обязанностей. Большинство семилетних детей к школе готовы: их память достаточно развита, они умеют контролировать свое внимание, и имеют богатый словарный запас. Ученик первого класса способен производить в уме элементарные операции, понимать то, что слышит, в определенных рамках управлять своими эмоциями и поступками.
У детей, пришедших в школу рано в возрасте 6 – 6,3 лет, отмечаются другие фазы, в которых ребенка больше занимает не учеба, а игра, так как пока она остается его ведущей деятельностью. У ребенка еще не сформировались предпосылки для перехода от игровой деятельности к учебной. Он продолжает играть и на уроке, и дома, что приводит к возникновению проблем в учебе и поведении. Ребенок испытывает неудовлетворенность своим общественным положением, переживает эмоционально – личностный дискомфорт. Негативная симптоматика, появляющаяся в поведении, направлена против родителей и учителей. Ребенку приходится параллельно, на равных условиях, осваивать учебную программу и желательную игровую деятельность. Если ему удается это сделать, то эмоционально – личностный комфорт восстанавливается и негативная симптоматика сглаживается.
Многим детям трудно бывает пережить несколько первых месяцев после поступления в школу. Родители обязаны приходить на помощь ребенку, но при этом не должны проявлять фанатизма. Они должны понимать, что в семь-восемь лет у него проявляются естественные желания обходиться без посторонней помощи. Некоторые родители совершают ошибку, безо всякой нужды предлагая первокласснику свои услуги, ревниво оберегая его от посильных для него нагрузок, полностью освобождая его от уборки в своей комнате, от ухода за одеждой и обувью. Они находят этому объяснения, говоря, что хотят облегчить жизнь ребенка, перегруженного школьными уроками, занятиями иностранным языком, музыкой, но не учитывают того, что чрезмерная опека с их стороны формирует такие отрицательные черты, как лень, неряшливость, безволие, беспомощность, неумение преодолевать трудности. Еще в начальных классах ребенок должен осознать, что труд – первоисточник всех благ, составляющих фундамент благополучия его семьи. Ребенка надо научить уважать труд взрослых, привлекать к полезной деятельности в школе и дома.
Стоит заметить, что для самого учителя огромнейшей работой является - установление контакта с детьми. Система «ребенок – учитель» начинает определять отношение ребенка и к родителям, и к детям. Хорошие оценки и хорошее поведение исходят от учителя, и, конечно же, от того, какие оценки он будет получать, зависят отношения со сверстниками и родителями.
Обучение и воспитание школьника младшего возраста основано на индивидуальном подходе к его личности, с учетом его темперамента, состояния здоровья и умственных возможностей.
Могут возникать споры между родителями о том, как воспитывать школьника, как относиться к оценкам, к участию в школьной жизни, кто следит за выполнением домашнего задания и следит ли вообще, полностью отдавая учебу ребенку и прочее.
Такие кризисы возникают на всем протяжении семейной жизни, начиная с момента вступления в брак, рождения ребенка, первым походом в школу, подростковый и юношеский возраст, и, конечно же, вступление во взрослую жизнь.
Задача родителей – договориться. Ведь, конечно, разногласия между родителями не способствуют спокойной и успешной учебе. И наоборот, если родители сошлись во мнении по вопросу воспитания школьника, то и ребенку будет гораздо спокойнее и постепенно он обретет уверенность и в новой роли, и в новом коллективе!
Во многих семьях с походом ребенка в школу все общение между родителями и ребенком сосредотачивается вокруг школьных тем – успеваемости, учителей, школьных заданий и так далее. И хотя это и главная тема, следить надо за тем, чтобы взаимодействие между родителями и ребенком не ограничивалось только школой.
Часто, родители, переживая за свое чадо, очень эмоционально реагируют на оценки и поведение детей, показывая ребенку свою злость, отчаяние и прочее. В этом возрасте ребенок уже начинает различать чувства. Он чувствует и знает, что значит быть похваленным и поруганным, поощренным и наказуемым, любимым и нелюбимым.
С первого по четвертый класс у школьников происходит формирование критического отношения к происходящему: дети начинают различать четкую грань между плохим и хорошим, активно пытаются влиять на события семейной и школьной жизни, протестовать против обмана, фальши и другого негатива. (Особенно, это выражается в 10 лет, когда приближается подростковый возраст). Они болезненно переносят ущемления чувства собственного достоинства, на наказания реагируют мучительно, если по отношению к ним проявляется несправедливость или применяется физическое воздействие. Телесные наказания детей совершенно недопустимы в любой форме, так как они вызывают у них глубокое оскорбление, бурный протест, становятся причинами нервных заболеваний (заикание, навязчивые движения, невроз, энурез).
Опыт педагогов и психологов показывает, что ребенок, подвергаемый телесным наказаниям, растет пугливым и робким, лживым и угрюмым, зато с готовностью затевает драку со сверстниками, используя любую возможность, чтобы обидеть младших или менее сильных, проявляя при этом жестокость и злобу. Даже несильный удар или шлепок могут подвергнуть психику ребенка жестокому испытанию! В его душе происходит столкновение любви и ненависти – двух противоположных чувств – к близкому ему человеку. Некоторые родители думают, что суровость и строгость составляют основу воспитания школьника. Но, постоянно прибегая к грубости и окрику, они не получают желаемого результата. Это объясняется тем, что таким образом родители стремятся вызвать в детях уважение к себе, и в самом деле вызывают, но уважение холодное, основанное на страхе, и тем самым отвращают детей от себя, приучая их к лживости и скрытности.
К большому сожалению, в традиционном семейном воспитании наказания преобладают, а средства поощрения используются слабо и неумело. Потому что, родители, возможно, сами были так воспитаны, и они по-другому не умеют! Меры поощрения могут быть разными, но очень важно разумно их использовать. Нежелательна любая крайность: перехвалить школьника также вредно, как и не оценить его старательность. Похвала ребенку за хорошо выполненные задания, за проявленную им инициативу должна быть уместной, тогда она укрепит его веру в собственные возможности и силы, будет способствовать развитию его воли и самоутверждения.
Если появляются сложности в воспитании ребенка, родители должны обратиться за помощью к специалистам (школьный психолог, семейный психолог и др., не боясь и не стыдясь этого. Семейный психолог покажет и научит способам и методам улучшения взаимодействий в семье. Иногда родители, выясняя отношения между собой, и не подозревают, как они могут нарушить психику ребенка. Особенно, если ребенок становится свидетелем выяснения отношений между родителями. Это еще один немало важный аспект!
Ребенок должен чувствовать себя любимым!
Человек на протяжении всей своей жизни нуждается в безусловном принятии и любви, это жизненно необходимо каждому для того, чтобы стать успешным, уверенным, гармонично развитым, но у детей эта потребность развита сильнее. В младшем школьном возрасте она становится основой благоприятного личностного развития ребенка в дальнейшем. Путь, по которому пойдет становление личности школьника, во многом зависит от того, насколько успешно будет протекать этот этап взросления.
Главное, вовремя заметить, как живется ребенку в школе, учитывать и его пожелания! Замечать, насколько комфортно ему и интересно! Помогать ребенку, осознавать значимость оценок! И отчетливо понимать, что учится и получает оценки ребенок для себя, а не для своих родителей, которые, возможно, не реализовали себя, еще в свои школьные годы, или, возможно, всю свою жизнь страдают «синдромом отличника».