Денисенко Сергей Владимирович
Возможности взаимодействия семьи и детского сада в стимулировании физической культуры у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является одним из наиболее ответственных периодов
в воспитании детей. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья,
физического развития, развиваются двигательные способности, формируется
интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. В последние десятилетие отмечается негативная тенденция ухудшения состояния здоровья детей, увеличивается число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Вопросы оздоровления детей были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания. Формирование здоровья детей является главным направлением работы любой дошкольной организации. Однако только в условиях совместной деятельности родителей и педагогов можно получить положительные показатели здоровья детей, воспитать у них мотивацию на здоровый образ жизни. Тем не менее, семья и детский сад не могут заменить друг друга – у каждого из этих институтов есть свои функции. Важным условием преемственности является установление доверительного, делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе. Современная семья испытывает кризис, который выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, в отсутствии у молодых родителей осознанного отношения к своей роли в вопросах воспитания и образования ребенка. В связи с этим у родителей нет единых позиций о целях и задачах воспитания, закономерностях психофизического развития детей, представления о серьезности последствий ранних заболеваний ребенка на его
Публикация «Возможности взаимодействия семьи и детского сада в стимулировании физической культуры у дошкольников» размещена в разделах
дальнейшее развитие. Не подлежит сомнению, что среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических, по
интенсивности воздействия физическая культура и правильное физическое
воспитание оказывают главенствующую роль на состояние здоровья и развитие детей. В связи с этим подготовка воспитателей к взаимодействию с семьей в решении проблем физического воспитания детей является одной из важнейших.
В течение долгого времени система профессионального образования
существовала изолированно от семьи, забывая о том, что для детей дошкольного возраста авторитет и мнение родителей являются определяющими в понимании мира, в принятии решения. Поэтому включение родителей в процесс воспитания, образования и оздоровления детей позволит эффективнее построить единое образовательное пространство.
Целью физического воспитания является формирование у детей основ
здорового образа жизни. Однако физическое воспитание дошкольников не
является простым процессом. Усвоение техники выполнения физических
упражнений проводится на занятиях по физической культуре, но затем ребенок
использует эти движения в повседневной жизни самостоятельно, поэтому
привычка действовать определенным образом будет успешной только при
тесном взаимодействии воспитателя по физической культуре, воспитателя
группы и семьи.
По мнению Недвецкой М. Н. целью взаимодействия семьи и детского сада
является введение родителей в воспитательный процесс посредством создания особых условий для привлечения родителей к сопровождению дошкольника в воспитательном и образовательном процессе.
Семья и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат
воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут
союзниками. Основу этого союза представляют единство стремлений, взглядов, выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов. Хорошо зарекомендовавшие себя формы традиционного информирования родителей о методах воспитания физической культуры дошкольников (собрания, консультации педагогов и специалистов, оформление наглядной агитации) показали свою неэффективность, потому для реализации этой проблемы
необходимо использовать нетрадиционные, инновационные формы
взаимодействия всех участников педагогического процесса.
Согласно Федеральных государственных требований (ФГТ) выделяют 4
основных направления развития дошкольников : физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое.
Физическое направление развития в свою очередь включает следующие
образовательные области: физическое развитие : физическая культура;
физическое развитие : здоровье. Разработанные современные программы для
дошкольных образовательных организаций «Радуга», «Успех», «От рождения до школы», «Детство» направлены на воспитание основ культуры здоровья и
безопасности, формирования представления дошкольника о себе и о здоровом
образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья, основанные на физиологических, психолого-педагогических, валеологических исследованиях,
хорошо зарекомендовали себя.
Беседы с детьми свидетельствуют о том, что главную роль в жизни ребенка
6-и лет играет семья : детям больше хочется общаться со своими родителями,
заниматься спортом. Роль детского сада в жизни ребенка недостаточна и
составляет около 20 % в обеих группах, что определяет необходимость
формирования положительного отношения детей по вопросам воспитания
физической культуры в детском саду.
Анкетирование педагогов, родителей и их детей, данные тестирования
физических качеств дошкольников детей экспериментальной и контрольной
групп показало, что, во-первых, воспитание детей в семье значительно
отличается от воспитания в детском саду; у молодых родителей недостаточно
медико-педагогических знаний; воспитание в семье осуществляется в основном стихийно; во-вторых, родители не занимаются в семье закаливанием; в-третьих, во многих семьях потребность в движении детей удовлетворяется не полностью, у детей есть желание заниматься разными видами спорта, но не у каждого ребенка оборудован дома физкультурный уголок; родители мало уделяют время не только воспитанию физической культуры у собственных детей, но и мало совместно проводят время в-четвертых, в вопросах развития физической культуры дошкольников не налажено взаимодействие между работниками ДОО и семьи.
Работа с родителями подтолкнула к осознанию родителями роли
физической культуры в воспитании и развития здоровья детей, созданию
благоприятных условий для развития физической культуры в семье, а
результатом взаимодействия воспитателей, родителей и детей стало общение на основе совместной двигательной деятельности, переживание этой деятельности с последующим обсуждением и осознанием педагогической проблемы всеми участниками взаимодействия. Разнообразные формы нетрадиционного, инновационного сотрудничества:
совместные двигательные игры, спортивные конкурсы и эстафеты, проведение
круглых столов для родителей с привлечением психолога и медицинского
работника, составление семейного фотоальбома и спортивной фотолетописи,
создание «почтового ящика» для постоянного обмена между родителями и
педагогами в вопросах физического воспитания позволили установить более
тесный контакт педагогов и родителей в воспитании физической культуры детей, создать педагогические условия для расширения и обогащения форм
физического воспитания старших дошкольников.
Таким образом, улучшение показателей физических качеств дошкольников
после активного взаимодействия всех участников педагогического процесса
подтверждают необходимость сотрудничества и взаимодействия семьи и
детского сада в воспитании физической культуры старших дошкольников.