Ирина Еремеева
Возможности театрализованной деятельности как средства ознакомления с фольклором детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Целью театрализованной деятельности является обеспечение разностороннего интеллектуального, нравственного и эстетического развития ребенка; воспитание его творческой индивидуальности; пробуждение интереса к искусству театра и актерской деятельности. Исходя из данной цели можно отметить, что большой потенциал фольклора и цели театрализованной деятельности пересекаются, что позволяет делать вывод о перспективах их совместного использования в работе.
Публикация «Возможности театрализованной деятельности как средства ознакомления с фольклором детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
В театрализованной деятельности в преобразованной форме отражаются впечатления детей об окружающей жизни, происходит углубление чувств и отношений. Но, что гораздо важнее, в них проявляется самостоятельность, свобода детей в речевом общении, формируются навыки связной речи. Показательно, что содержание театрализованных игр дети часто придумывают сами.
Обратимся к характеристикам значимых для детей дошкольного возраста сюжетно-ролевым играм и играм-драматизациям, основанным на театрализованной деятельности.
Сюжетно-ролевая игра – один из видов игры у детей дошкольного возраста, которой присущи все основные свойства игровой деятельности : эмоциональная насыщенность, увлеченность детей, самостоятельность, активность, творческие действия.
Основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, в которой в созданной самостоятельно игровой ситуации выполняет роли взрослого человека – врача, продавца, учителя, воспитателя и т. д. Ведущим признаком такой игры является доминирующая самостоятельность дошкольников, их свобода в выборе темы игры, пространства ее осуществления, средств, партнеров, игровых правил.
Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется: наличием замысла, созданного и реализованного с помощью воображения; наличием преобразованного отражения впечатлений об окружающем мире; игровым перевоплощением при принятии той или иной роли; изобретательностью детей в деятельности.
Что касается мотивации сюжетно-ролевой игры, то она имеет свою специфику: ведущим мотивом является мотив присоединения к социальной жизни взрослых, причем у младших дошкольников это выражается в предметной деятельности, а у детей старшего дошкольного возраста – в имитации «взрослых» отношений, которые выражаются в речевом диалоговом общении.
Из определения данного вида игры следует, что основным ее компонентом является сюжет, разновидности которого связаны с содержанием: бытовой (дочки-матери, приготовление обеда и др., общественный (библиотека, школа и др., производственный (игры в профессии). В сущности, в сюжетах подобных игр отражаются во всей полноте особенности социума, окружающего ребенка. Содержание игры, по мнению Эльконина Д. Б., - это то, «что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности».
Также важное место театрально-игровая деятельность дошкольников занимает в играх-драматизациях, сюжетами которых служат любимые сказки, истории, театральные представления, иначе эти игры называются театрализованными. Существует разделение игр-драматизаций по внешнему, инструментальному признаку – на театрализованные, игры с настольным театром, игры теневого театра, игры с марионетками, кукольные игры.
Однако, гораздо важнее внутренние, сущностные свойства творческих игр-драматизаций. Они заключаются в образном характере игровой деятельности детей, творческом перевоплощении и содержании речевого общения.
Значимость игр-драматизаций для старших дошкольников составляют, во-первых, связь театрально-игровой деятельности с личными переживаниями, во-вторых, единая природа драматического творчества и игры.
Также важно то, что всякая театрализованная игра формирует творческую инициативу ребенка, так как действия в ней не даются в готовом виде, фабула – это только повод для игрового творчества.
Тематика и содержание театрализованный игры, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации позволяет через образы игры-драматизации оказывать положительное влияние на развитие связной речи детей.
Многообразное влияние театрально-игровой деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, которое, реализуя важные образовательные, воспитательные, развивающие задачи, в то же время, доставляет ребенку положительные эмоции, удовольствие, радость, удовлетворяет его разносторонние познавательные интересы.
Таким образом, в играх, опирающихся на театрально-игровую деятельность, происходит постоянное преобразование, качественное развитие знаний, впечатлений, умений ребенка, что делает ее формой практического познания окружающей действительности и важнейшим средством развития связной речи. Поэтому объяснимо использование таких игр в целях речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Если речь ребенка раннего возраста касается непосредственно увиденного, а значит ситуативна, то на протяжении дошкольного возраста, к ней добавляется форма контекстной речи, содержание которой раскрывается в самом контексте речи, благодаря чему, она становится понятной для собеседника. Конечно, это более совершенная форма речи, появление которой обусловлено, прежде всего, изменением социальных отношений ребенка. Таким образом, по мнению исследователей, создаются предпосылки для овладения ребенком-дошкольником связной речью.
Использование фольклорных произведений в театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста должно соответствовать следующим критериям:
1. Высокая художественная ценность;
2. Идейная направленность;
3. Доступность по содержанию:
• произведения близкие опыту детей;
• знакомые персонажи;
• ярко-выраженные черты героя;
• понятные мотивы поступков;
• небольшие по объёму рассказы в соответствии с памятью и вниманием детей;
4. Язык произведения: доступный словарь; четкие фразы; отсутствие сложных форм; наличие образных сравнений, эпитетов, использование прямой речи в рассказе.
При формировании общения в контексте формирования умений применения фольклора Зязюной И. А. выделяются следующие задачи:
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- совершенствовать все виды речевой деятельности, в том числе умение вести диалог, быть внимательным слушателем, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- адекватно воспринимать звучащую речь – рассказ учителя, высказывания сверстников, радио- и телепередачи, аудиозаписи и др. ;
- создавать тексты разных жанров на доступные детям темы;
- овладевать нормами речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения (приветствие, прощание, благодарность, извинение и др.);
- обогащать нравственный опыт;
- развивать эмоционально-чувственную сферу детей дошкольного возраста [22].
Для младшего дошкольного возраста наиболее подходящими являются такие фольклорные жанры, как сказка (волшебная, бытовая, о животных, пословицы и поговорки. Эти жанры, благодаря простому сюжету, определенному набору композиционных и стилистических средств (в сказке, краткости и афористичности (пословицы и поговорки, являются простым и доступным для восприятия ребенка средством познания простых истин, аксиом поведения человека в обществе. Они помогают начать (а желательно – продолжить начатое в раннем возрасте в семье) формирование позитивно ориентированной системы ценностей.
Что касается русских народных сказок, то выбор их очень велик. Многие сказки о животных и волшебные сказки чаще всего уже знакомы младшим школьникам, поэтому основной интерес на занятиях с этой возрастной группой могут представлять сказки бытовые, например, «Каша из топора» (про ум и смекалку, «Морозко» (о доброте и терпении, «Горшок» (про лень, «Березкин дом» (о добром отношении к природе, «Рождественский подарок» (про доброту и трудолюбие, «Кирик» (о жадности и зависти) и другие.
Большую роль играют такие жанры устного народного творчества, как былины («Добрыня и змей», «Королевичи из Крякова», «Про Василия Буслаева», «Василий Казимирович», «Вольга и Микула», «Дунай-сват», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Три поездки Ильи Муромца», «Святогор», «Соловей Будимирович» и другие); несказочная проза («Встреча с братом», «Свадьба Ковпака», «Про Никитушку Ломова» – из фольклора 20–80-х годов 20 века, «Волжский атаман», «О смерти Олега» – истории о реальных исторических личностях и простых людях – народных героях); проза о труде («Про уральское железо», «Как строился крепостной Тагил», «Цепочка», «В шахте был хозяин Шубин» и другие); отчасти социально-бытовые сказки («На чужих слезах своего счастья не построишь», «Висляткин ключ», «Ни с чем пирог» и другие).
Эти фольклорные жанры доносят до нас через века и годы весть об историческом прошлом нашей родины, воспитывая любовь к родной земле, патриотизм и веру в духовную и физическую силу и стойкость русского народа.
Благодаря фольклору, в частности народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т. д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.
Таким образом, театрализованная деятельность при работе с детьми младшего дошкольного возраста направлена на развитие личности, интеллекта, способствует достижению воспитательных целей. Все это раскрывает возможность использования театрализованной деятельности при ознакомлении детей с фольклором. На наш взгляд, использование театрализованной деятельности и фольклора вместе несет синергетический эффект. Работа требует специальной организации и учета индивидуальных особенностей детей.