Лучший педагог года

Развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Наталья Берестова
Развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное воспитание

Тема : «Развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Автор : Берестова Наталья Сергеевна, воспитатель МБДОУ ДС № 28 «Родничок»

Раздел 1

Условия возникновения, становления опыта

Свою педагогическую деятельность Берестова Наталья Сергеевна осуществляет в МБДОУ ДС № 28 станицы Новодонецкой

Публикация «Развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности» размещена в разделах

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Работа наблюдения за детьми выявили, что у детей слабо развита речь, они испытывают стеснение в рассказывании стихов, импровизации сюжетов, в выступлениях на праздниках, затруднения в создании различных образов.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка.

Актуальность опыта

Опыт актуален для работы с дошкольниками в современном детском саду, так как позволяет развивать чувства, глубокие переживания и открытия ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Развивает память, мышление, воображение, внимание; позволяет обогащать и активизировать словарь детей, что является важным средством для подготовки детей к обучению в школе.

Театр – это средство эмоционально-эстетического развития детей в детском саду. Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает преодолеть ребенку робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, сформирует стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и сладких пятниц.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Ведущая педагогическая идея

Сущность инновационного педагогического опыта заключается в создании условий для развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности, в комбинировании элементов известных методик и технологий и использование интерактивных методов обучения.

Диапазон опыта

Диапазон опыта охватывает систему работы педагогов и родителей по воспитанию театральной деятельности дошкольников посредствам кружковой работы, выступлениям на праздниках, на занятиях (НОД, в свободной, самостоятельной деятельности.

Теоретическая база опыта

Проблема межличностного общения достаточно широко освещена в психолого-педагогической литературе. Значительные работы в этой области имеются у Л. С. Выготского, Л. А. Венгер, В. С. Мухиной и др. Вопросами деятельности и общения занимались Зимняя И. А и Мясищев В. Н. и др. Перед педагогами детского сада стоит проблема как можно более качественно и своевременно подготовить ребенка к общению - это серьезная и сложная проблема.

Навыки общения детей дошкольников закрепляются в игре. Игра, как ведущая деятельность дошкольника (А. А. Леонтьев, как практика развития (С. Л. Рубинштейн, как социальная по своей природе деятельность, возникшая из условий жизни ребенка в определенной социальной среде (Д. Б. Эльконин) как средство обогащения психического развития ребенка (А. В. Запорожец, как детская традиция (В. С. Мухина, как практика воспитания (Е. В. Субботский, Дж. Брунер, как неотъемлемая часть образа жизни и культуры народа (И. С. Кон, признается и исследуется мировым психологическим сообществом в качестве важнейшего компонента культурного развития ребенка.

В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л. С. Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л. И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредотачиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.

Таким образом, анализируя литературу, автор опыта пришёл к выводу, что игра является способом участия ребенка в жизни взрослых, благодаря чему у ребенка развиваются новые социальные потребности и мотивы, и формируются новые категории отношения ребенка к действительности.

Всё это может дать театральная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Т. И. Петрова отмечает, что, театрализованная деятельность как форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой.

Опираясь на работы Г. В. Комяковой, можно выделить формы и средства театрализованной деятельности для дошкольников. Слово «театр» в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова определяется как

1)искусство представления драматических произведений на сцене; само такое представление; 2) зрелищное предприятие, помещение, где представляются на сцене такие произведения подготовки самого праздника.

Таким образом, в основе успешной коммуникации дошкольников лежит их деятельность - либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность продуктивной деятельности.

Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении позволяет успешно развивать воображение, творческие способности детей, закладывает фундамент для дальнейшей работы по развитию эстетического вкуса дошкольников и подготовке их к учёбе в школе.

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т. е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л. С. Выготский)

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в систематизации средств и методов театрально - игровой деятельности с детьми дошкольного возраста.

Раздел 2

Технология опыта

Цель: совершенствование эстетического воспитания через развитие личностной культуры ребёнка и формирование всесторонне-развитой творческой личности.

Задачи:

- формировать у детей представления о театре, о разных видах театрального искусства, приобщение детей к искусству.

- пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;

- развивать способности дошкольников в театрализованных играх, музыкальных спектаклях и сказках, постановки кукольного театра;

- формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность;

- развивать формирование творческого воображения дошкольников через различные виды театрализованной деятельности.

В связи с этим важно строить свою работу так, чтобы на первый план выдвигалась художественно-эстетическая деятельность, обладающая наибольшими развивающими возможностями, соответствующая природе ребенка в преобразовании. Такой деятельностью для ребенка – дошкольника является, прежде всего, театрализованная, так какобъединяет все виды искусства: художественное слово, музыку, пластику, декоративно- художественное оформление.

На первом этапе своей работы, автор опыта изучила базовую программу дошкольного образовательного учреждения, методический материал, предметно - развивающую среду группы,составила перспективное планирование кружковой работы (кружок «Веселый балаганчик») для младшей, средней, старшей и подготовительной групп (Приложение 1).

Одновременно с диагностированием детей провела анкетирование родителей для того, чтобы выявить их педагогические знания, проблемы в общении с детьми.

Построение среды для театрализованной деятельности

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому, при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

*Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка.

*Особенности его эмоционально-личностного развития.

*Интересы, склонности, предпочтения и потребности.

*Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности [26].

В группе есть театральный уголок, куда входят пальчиковый, настольный, кукольный, театр рукавичек, театр на фланелеграфе, шапочки к театральным играм, ширма.

В методическую копилку подбирались игры на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, формирование речи, пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастики, сценарии сказок, театрализованные игр, этюды.

В системе использовала подвижные игры, такие как «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата» и т. д. Малышам предлагалось действовать не от себя, а от имени смелых кошек, ловких мышек, пугливых воробушков. Эти игры помогали развивать речь, воображение детей, готовили их к самостоятельной творческой игре. Много читала и рассказывала детям сказок, потешек и др. литературных произведений.

2-й этап – основной.

В организации театрализованных игр широко использовала практические методы обучения: игра, игровая импровизация (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера, упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика, инсценировки и драматизация.

Из словесных методов применяла рассказ, чтение, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.

Все методы и приемы использовала в комплексе, развивала внимание память, воображение, творческое воображение.

Содержание театрализованных занятий

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае не сводиться к подготовке выступлений.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

*Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

*Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

*Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).

*Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.

Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмами.

Методика работы с детьми в подготовительной группе

Работа с детьми шести лет в театрализованной деятельности осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям. Первое направление предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятию их сценического волнения и т. п. Второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировку, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработку мизансцен, овладение приемами грима и т. п.

Помощь маленькому актеру в работе над собой и над ролью является довольно сложной задачей. Педагог может эффективно решить ее при условии, что он не будет переносить в работу с детьми методы и приемы школ – студий актерского мастерства для взрослых. Т. Н. Доронова предлагает за основу театрализованной деятельности брать ведущую деятельность дошкольников – игру. Не смотря на то, что ребенок «играет в театр», а профессиональный актер действует по законам актерского мастерства, у них много общего. Художники - ведь это дети, которые не разучились играть.

Гении – это те, которые сумели не вырасти. Все, что не игра, - то не искусство. Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, очень важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний. С другой стороны, необходимо вооружить дошкольников элементарными приемами актерской техники [17].

Упражнения

Работа маленького актера над собой осуществляется в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия, которые после разучивания с педагогом надо вводятся в повседневные упражнения.

Упражнения для напряжения мышц:

- рубить дрова;

- волочить тяжелый ящик;

- нести очень тяжелый чемодан;

- дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его и быстро спрятать и т. п.

Упражнение на расслабление мышц:

- заснуть на стуле;

- сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды и т. п.

Упражнения на развитие воображения :

- передавать друг другу веревку, представляя, что это змея;

- передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженое»;

- передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать от туда что- либо воображаемое и обыгрывать это.

Работа над ролью

Работа маленьких актеров над ролью под руководством педагога строится следующим образом:

- знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события в ней главные).

- знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т. п.).

- распределение ролей.

Очевидно, что оправданным на сцене должно быть все: каждый поступок, каждый взгляд. Все действия должны иметь какую-то причину, быть целесообразным. Сценическое поведение ребенка должно быть мотивированным, имеющим внутренний смысл в рамках той роли, которую он исполняет.

В средней группе дети приняли участие в окружном фестивале «Северные сказки» За что получили диплом, а в подготовительной группе - международном конкурсе «Театрализованная деятельность», где заняли 1-е место

Театр и родители.

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.

Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

В своей работе активно привлекаю родителей к выступлениям на праздниках. В младшей группе родители участвовали на новогоднем празднике в сказке «Колобок», в средней группе в сказке «Три поросенка». Также родители принимают участие в изготовлении атрибутов для театра. Сделали шапочки, короны, веночки и т. д.

3-й этап – заключительный.

По окончанию основного этапа было проведено повторное диагностирование детей и анкетирование родителей.

Повторное диагностирование детей показало более высокий уровень знаний детей.

Опыт показывает, что в процессе подготовки к театральной деятельности, устанавливается тесный контакт между родителями и педагогом, что является хорошим примером для детей.

В результате проделанной работы дети стали общительными, раскрепощенными, принимают активное участие на занятиях. Больше стало развито воображение – это видно в театральных играх.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях.

С каждым годом у детей снижается уровень тревожности и негативных эмоциональных проявлений; возрастает уровень положительного эмоционального реагирования на происходящее по сравнению с предыдущим годом; повышается уровень эмоциональной стабильности. Считаю проведенную мной работу с использованием театрализованной деятельности результативной.

В результате систематической работы у детей старшего дошкольного возраста посредством организации театрально-игровой деятельности достигнуты значительные успехи:

Повысилась активность детей, их эмоциональная открытость.

Изменилось отношение к сверстникам: появилось стремление к установлению контакта с детьми;

Установились доброжелательные отношения как со сверстниками, так и со взрослыми.

На сегодняшний день можно сказать, что дети активно участвуют в праздниках и развлечениях. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детей в детском саду, научились выражать восхищение результатами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка, замечать успехи других детей и радоваться за них.

Библиографический список

1. Е. А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М. :2012г.

2. О. Г. Ярыгина «Мастерская сказок» М. :2010г.

3. А. Н. Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М. :2011г.

4. Л. Е. Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.

5. Е. В. Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М. :2012г.

6. А. Г. Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).

7. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников» М. :1983г.

8. Ю. Алянский «Азбука театра» М. :1998г.

9. Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр»М. : АРКТИ, 2002.

10. Е. В. Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации. М. :2009г.

11. Г. П. Шалаева «Большая книга правил поведения» М. :2007г.

12. А. Г. Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.

13. Е. В. Мигунова «Организация театрализованной деятельности в детском саду : Учеб. -метод. Пособие»; Великий Новгород, 2006.

14. О. И. Лазаренко «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика». Комплекс упражнений. М. :2012г.

15. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников».

16. А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

17. Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий».

18. Венгер Л. А. Что же такое способности? // Вопросы психологии. - 1994

19. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. Сбор-ник статей. -М. -Л. :Учпедгиз,1935

20. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1997

21. Комякова Г. В. Исправление речевых недостатков / Г. В. Комякова. — СПб: ГУКИ, — 1992.

22. Мухина В. С. Настольная книга воспитателя: Справочное пособие. – Минск, «Вышейшая школа», 1992

23. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.

24. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.

25. И. А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С. -П. :2012г/

26. Н. Б. Улашенко, «Организация театральной деятельности» Издательско-торговый дом Волгоград 2009г.).

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.

Мастер-класс с родителями «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Родители рассаживаются за столы. Ведущий становится за ширму, на руке – кукла из театра Би-ба-бо Лисенок. Герой появляется из-за занавеса.

Педагогический проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» по теме: Актуальность: К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно.

Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности План работы по самообразованию воспитателя МОАУГ №8 «Калинина 3» старшей группы на 2016-2017 уч. год. Нестругиной Елены Анатольевны Тема:.

Проект «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» 1 слайд: Название проекта 2 слайд: К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают.

Программа по саморазвитию «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности» Структура программы по саморазвитию: 1. Введение Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Савельева Н. А. Воспитатель Город Челябинск МБДОУ ЦРР Д/С №366 Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности 1 слайд. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь.

Развитие речи детей младшего возраста средствами театрализованной деятельностиРазвитие речи детей младшего возраста средствами театрализованной деятельности .

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Только тот сможет стать настоящим педагогом, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком. Я, Полина Юлия Вячеславовна работаю воспитателем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Опубликовано: 27 ноября 2016 в 12:32
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Берестова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД