елена шумилова
Возможности речевого развития детей с ОВЗ в процессе совместной работы через различные виды театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №97 комбинированного вида»
Возможности речевого развития детей с ОВЗ в процессе совместной работы участников образовательных отношений через различные виды театрализованной деятельности, в соответствии с требованием ФГОС дошкольного образования.
Музыкальный руководитель: Бадагова В. Н.
Учитель – дефектолог: Шумилова Е. А.
г. Каменск - Уральский
Актуальность
Публикация «Возможности речевого развития детей с ОВЗ в процессе совместной работы через различные виды театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2023
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
В соответствии с введением ФГОС дошкольного образования, актуальным и приоритетным моментом является создание условий развитие дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребёнка. Основными целевыми ориентирами для его личностного развития является инициативность, самостоятельность и раскрытие творческих способностей.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
У детей с проблемами речевого развития игровые действия часто сопровождаются примитивной речью, они демонстрируют стереотипную игру, отражающую деятельность людей, а не их взаимоотношения и эмоциональное состояние. Это вызвано недостаточным жизненным опытом, низкой познавательной активностью, отсутствием творческого воображения, нарушением речи.
Чтобы помочь детям в преодолении этих проблем и достичь лучших результатов в обучении и воспитании, я решила уделить особое внимание театрализованной деятельности.
По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности (Т. Н. Дороновой, А. И. Бурениной, Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого развития и восприятия детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, выполняет психотерапевтическую функцию.
В настоящее время театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Тем не менее я считаю, что этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.
Театрализованная деятельность позволяет решать нам несколько задач, одновременно. Ведь традиционно театрализованная игра считалась видом творческой деятельности, в котором ребенок учится с помощью разных средств (жестов, мимики, движений и пр.) передавать действия героя, его эмоциональное состояние. Поэтому я выделила для себя две причины в решении этих задач:
Первая причина - Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению «школьного» типа, а игра ведущая деятельность детей до семи лет, которая и должна преимущественно использоваться педагогами.
Вторя причина - Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актера, его костюм и изобразительное пространство сцены. Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительского характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.
Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.
Поэтому возникла идея - создания системы работы по развитию речи детей с ОВЗ дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Гипотеза:
Если ежедневно включать театрализованные игры во все формы педагогического процесса, можно улучшить степень речевого развития детей с ОВЗ.
Цель:
Развивать связную и грамматически правильную речь средствами театрализованной деятельности, последовательно знакомить детей с различными видами театра, воспитывать интерес к театральному искусству.
Задачи:
1. Создание условий для творческой активности детей и родителей.
2. Последовательное знакомство детей с видами театра.
3. Совершенствование артистических навыков.
4. Работа над речью и интонацией
Задачи реализации проекта учителя- дефектолога
1. Учить детей применять речевые достижения в театрализованной деятельности.
2. Закреплять правильные речевые навыки.
3. Выработка самоконтроля речи.
4. Повышать интерес к слову через смысловой образ.
5. Преодолевать трудности произношения звуко-слоговых сочетаний.
6. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на художественный образ.
7. Воспитание в детях потребности нормированной речи в повседневной жизни.
8. Развивать интонационную выразительность речи.
Задачи реализации проекта музыкального руководителя
1. Формировать эстетический вкус ребенка в процессе театральной деятельности.
2. Развивать интонационную выразительность речи.
3. Создать естественную среду для развития фантазии и воображения у детей, отработки речевых и поведенческих навыков.
4. Побуждать детей с удовольствием и творчески передавать свои впечатления в пластической импровизации к исполняемой песне.
5. Побуждать художественно и творчески передавать выразительность театрального образа в фиксированных танцах, в инсценировках песен, во взаимодействии с другими
Участники проекта
дети группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР,
учитель – дефектолог, воспитатели,
родители, музыкальный руководитель.
Вид проекта
долгосрочный, творческий, групповой.
Срок реализации проекта
сентябрь 2014 – май 2015 года.
Ожидаемые результаты:
1. Значительное расширение, представлений детей о театральной культуре.
2. Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры.
3. Пополнение и активизация словаря детей, в улучшении речевой памяти.
4. Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
Прежде чем начать работу над проектом, в начале года была проведена диагностика взаимодействия между педагогами родителями и детьми в тетрализованной деятельности. (на слайде)
Проанализировав результаты диагностики, был сделан вывод, что дети проявляют малый интерес к театрализованной деятельности, слабо владеют выразительностью речи, способностью понимать эмоциональное состояние другого человека.
Реализация проекта включает в себя 3 этапа
Первый этап – Накопительный
Второй этап – Творческий
Третий этап – Результат
На первом этапе: Провели мониторинг и выявили проблемы в речевом развитии дошкольников. Изучили методическую литературу по теме проекта с привлечением родителей. Провели опрос «Играете ли вы с ребенком в театр» и анкетирование для родителей «О роли театрализованной деятельности в расширении словарного запаса детей». Консультации для родителей «Поверь в свое дитя», «Домашний кукольный театр», «Живые камни», «Расскажи детям сказку», буклеты, консультации. Познакомили детей и родителей с театром, как видом искусства, с его разновидностями. Посетили совместно с родителями дворец культуры «Металлург», с целью просмотра театрализованной постановки «Осенняя мозаика» и просмотра спектакля «В гостях у сказки». Провели презентацию проекта на родительском собрании для внедрения в совместную деятельность.
Разработали : Рабочую программу «Волшебный мир театра» с приложением сценарии «Волшебный мир театра», «Сказки для дошкольников», «Театральная деятельность по экологическому воспитанию дошкольников», сценарии к сказкотерапии (Чудеса на пески) «Сказки устами детей». Проект с использованием предметов заместителей «Театр прищепок».
Создали: Картотеки игр и упражнений: «Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры». Картотеки мнемотаблиц.
Альбом: «Виды театров», папку передвижку «Мир театра».
На втором этапе мы привлекали к активному участию детей и родителей к мероприятиям по театрализованной деятельности в Детском саду (Драматизации, инсценировки, викторины, вечера развлечений).
Создали клуб с участием родителей «Сказка своими руками», реализовали проект «Бабушкин сундучок». Провели семейный конкурс «Игрушки – шумелки - самоделки».
Реализовали разработанный учителем – дефектологом проект по развитию речи «Театр прищепок» с использованием предметов заместителей и осуществили постановку сказок с детьми с ОВЗ с последующим показом родителям.
На третьем этапе – заключительном: С целью определения результативности реализации проекта была проведена итоговая диагностика речевого развития детей с ОВЗ, которая показала положительную динамику у дошкольников. Были подведены итоги совместной работы - (родители – дети – педагоги). Проведен заключительный фестиваль творческих семейных театров и создана совместная книга «Театр в жизни ребенка».
Логопедический мини – спектакль «Как на ярмарке мы были». Выставка рисунков «Моя любимая сказка».
Заключение
Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, педагогами и родителями. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах не боятся выступать перед зрителями. В лице родителей мы нашли поддержку не только в подготовительной работе (Изготовление декораций, атрибутов, костюмов, игрушек, но увидели в них талантливых постановщиков, артистов, воспитателей своих детей.
Мы смогли доказать родителям, что только в совместной деятельности можно лучше узнать своего ребенка, создать дружеские отношения между детьми и взрослыми. Проект позволил через творческую театрализованную деятельность улучшить речевое развитие детей с ОВЗ, раскрыть скрытые эмоциональные возможности.
Цель работы достигнута, поставленные задачи решены. Благодаря театрализованным играм дети стали более раскрепощенными, открытыми, улучшилась речь и взаимопонимание, расширился и обогатился опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях.
В перспективе совместно с социальными партнерами ДК «Металлург» планируем разработать проект «Организация совместных тематических культурно - досуговых программ», а сотрудников филиала библиотеки №17 привлечь к взаимодействию в проведению тематических занятий и работе семейного клуба «Бабушкин сундучок».
Надеемся, что наши усилия не пройдут даром. Дети войдут в большую жизнь, какими они станут, зависит от нас педагогов.