МААМ-картинки

Возможности речевого развития детей с ОВЗ в процессе совместной работы через различные виды театрализованной деятельности

елена шумилова
Возможности речевого развития детей с ОВЗ в процессе совместной работы через различные виды театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №97 комбинированного вида»

Возможности речевого развития детей с ОВЗ в процессе совместной работы участников образовательных отношений через различные виды театрализованной деятельности, в соответствии с требованием ФГОС дошкольного образования.

Музыкальный руководитель: Бадагова В. Н.

Учитель – дефектолог: Шумилова Е. А.

г. Каменск - Уральский

Актуальность

Публикация «Возможности речевого развития детей с ОВЗ в процессе совместной работы через различные виды театрализованной деятельности» размещена в разделах

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

В соответствии с введением ФГОС дошкольного образования, актуальным и приоритетным моментом является создание условий развитие дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребёнка. Основными целевыми ориентирами для его личностного развития является инициативность, самостоятельность и раскрытие творческих способностей.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

У детей с проблемами речевого развития игровые действия часто сопровождаются примитивной речью, они демонстрируют стереотипную игру, отражающую деятельность людей, а не их взаимоотношения и эмоциональное состояние. Это вызвано недостаточным жизненным опытом, низкой познавательной активностью, отсутствием творческого воображения, нарушением речи.

Чтобы помочь детям в преодолении этих проблем и достичь лучших результатов в обучении и воспитании, я решила уделить особое внимание театрализованной деятельности.

По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности (Т. Н. Дороновой, А. И. Бурениной, Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого развития и восприятия детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, выполняет психотерапевтическую функцию.

В настоящее время театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Тем не менее я считаю, что этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.

Театрализованная деятельность позволяет решать нам несколько задач, одновременно. Ведь традиционно театрализованная игра считалась видом творческой деятельности, в котором ребенок учится с помощью разных средств (жестов, мимики, движений и пр.) передавать действия героя, его эмоциональное состояние. Поэтому я выделила для себя две причины в решении этих задач:

Первая причина - Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению «школьного» типа, а игра ведущая деятельность детей до семи лет, которая и должна преимущественно использоваться педагогами.

Вторя причина - Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актера, его костюм и изобразительное пространство сцены. Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительского характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.

Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Поэтому возникла идея - создания системы работы по развитию речи детей с ОВЗ дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Гипотеза:

Если ежедневно включать театрализованные игры во все формы педагогического процесса, можно улучшить степень речевого развития детей с ОВЗ.

Цель:

Развивать связную и грамматически правильную речь средствами театрализованной деятельности, последовательно знакомить детей с различными видами театра, воспитывать интерес к театральному искусству.

Задачи:

1. Создание условий для творческой активности детей и родителей.

2. Последовательное знакомство детей с видами театра.

3. Совершенствование артистических навыков.

4. Работа над речью и интонацией

Задачи реализации проекта учителя- дефектолога

1. Учить детей применять речевые достижения в театрализованной деятельности.

2. Закреплять правильные речевые навыки.

3. Выработка самоконтроля речи.

4. Повышать интерес к слову через смысловой образ.

5. Преодолевать трудности произношения звуко-слоговых сочетаний.

6. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на художественный образ.

7. Воспитание в детях потребности нормированной речи в повседневной жизни.

8. Развивать интонационную выразительность речи.

Задачи реализации проекта музыкального руководителя

1. Формировать эстетический вкус ребенка в процессе театральной деятельности.

2. Развивать интонационную выразительность речи.

3. Создать естественную среду для развития фантазии и воображения у детей, отработки речевых и поведенческих навыков.

4. Побуждать детей с удовольствием и творчески передавать свои впечатления в пластической импровизации к исполняемой песне.

5. Побуждать художественно и творчески передавать выразительность театрального образа в фиксированных танцах, в инсценировках песен, во взаимодействии с другими

Участники проекта

дети группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР,

учитель – дефектолог, воспитатели,

родители, музыкальный руководитель.

Вид проекта

долгосрочный, творческий, групповой.

Срок реализации проекта

сентябрь 2014 – май 2015 года.

Ожидаемые результаты:

1. Значительное расширение, представлений детей о театральной культуре.

2. Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры.

3. Пополнение и активизация словаря детей, в улучшении речевой памяти.

4. Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.

Прежде чем начать работу над проектом, в начале года была проведена диагностика взаимодействия между педагогами родителями и детьми в тетрализованной деятельности. (на слайде)

Проанализировав результаты диагностики, был сделан вывод, что дети проявляют малый интерес к театрализованной деятельности, слабо владеют выразительностью речи, способностью понимать эмоциональное состояние другого человека.

Реализация проекта включает в себя 3 этапа

Первый этап – Накопительный

Второй этап – Творческий

Третий этап – Результат

На первом этапе: Провели мониторинг и выявили проблемы в речевом развитии дошкольников. Изучили методическую литературу по теме проекта с привлечением родителей. Провели опрос «Играете ли вы с ребенком в театр» и анкетирование для родителей «О роли театрализованной деятельности в расширении словарного запаса детей». Консультации для родителей «Поверь в свое дитя», «Домашний кукольный театр», «Живые камни», «Расскажи детям сказку», буклеты, консультации. Познакомили детей и родителей с театром, как видом искусства, с его разновидностями. Посетили совместно с родителями дворец культуры «Металлург», с целью просмотра театрализованной постановки «Осенняя мозаика» и просмотра спектакля «В гостях у сказки». Провели презентацию проекта на родительском собрании для внедрения в совместную деятельность.

Разработали : Рабочую программу «Волшебный мир театра» с приложением сценарии «Волшебный мир театра», «Сказки для дошкольников», «Театральная деятельность по экологическому воспитанию дошкольников», сценарии к сказкотерапии (Чудеса на пески) «Сказки устами детей». Проект с использованием предметов заместителей «Театр прищепок».

Создали: Картотеки игр и упражнений: «Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры». Картотеки мнемотаблиц.

Альбом: «Виды театров», папку передвижку «Мир театра».

На втором этапе мы привлекали к активному участию детей и родителей к мероприятиям по театрализованной деятельности в Детском саду (Драматизации, инсценировки, викторины, вечера развлечений).

Создали клуб с участием родителей «Сказка своими руками», реализовали проект «Бабушкин сундучок». Провели семейный конкурс «Игрушки – шумелки - самоделки».

Реализовали разработанный учителем – дефектологом проект по развитию речи «Театр прищепок» с использованием предметов заместителей и осуществили постановку сказок с детьми с ОВЗ с последующим показом родителям.

На третьем этапе – заключительном: С целью определения результативности реализации проекта была проведена итоговая диагностика речевого развития детей с ОВЗ, которая показала положительную динамику у дошкольников. Были подведены итоги совместной работы - (родители – дети – педагоги). Проведен заключительный фестиваль творческих семейных театров и создана совместная книга «Театр в жизни ребенка».

Логопедический мини – спектакль «Как на ярмарке мы были». Выставка рисунков «Моя любимая сказка».

Заключение

Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, педагогами и родителями. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах не боятся выступать перед зрителями. В лице родителей мы нашли поддержку не только в подготовительной работе (Изготовление декораций, атрибутов, костюмов, игрушек, но увидели в них талантливых постановщиков, артистов, воспитателей своих детей.

Мы смогли доказать родителям, что только в совместной деятельности можно лучше узнать своего ребенка, создать дружеские отношения между детьми и взрослыми. Проект позволил через творческую театрализованную деятельность улучшить речевое развитие детей с ОВЗ, раскрыть скрытые эмоциональные возможности.

Цель работы достигнута, поставленные задачи решены. Благодаря театрализованным играм дети стали более раскрепощенными, открытыми, улучшилась речь и взаимопонимание, расширился и обогатился опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях.

В перспективе совместно с социальными партнерами ДК «Металлург» планируем разработать проект «Организация совместных тематических культурно - досуговых программ», а сотрудников филиала библиотеки №17 привлечь к взаимодействию в проведению тематических занятий и работе семейного клуба «Бабушкин сундучок».

Надеемся, что наши усилия не пройдут даром. Дети войдут в большую жизнь, какими они станут, зависит от нас педагогов.

Публикации по теме:

История о необычной дружбе или как воспитать трудолюбивых детей в процессе организации совместной деятельности в огородеИстория о необычной дружбе или как воспитать трудолюбивых детей в процессе организации совместной деятельности в огороде В нашем детском саду есть огород. Его делали всем миром для каждой группы. Охраняет этот огород, как полагается, чучело, непременный атрибут.

Опыт работы «Лэпбук как средство речевого развития дошкольника посредством театрализованной деятельности»Опыт работы «Лэпбук как средство речевого развития дошкольника посредством театрализованной деятельности» Выполнил воспитатель: Цурган Анжела Вячеславовна; ГБОУ СОШ № 3 СП "Детский сад № 6"г. Сызрань. Лэпбук -это тематическая, самодельная, интерактивная.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» Пояснительная записка Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют.

Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» Вид проекта – творчески, познавательный. Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители. Продолжительность — среднесрочный.

Различные виды игры «Мемори»Различные виды игры «Мемори» Хочу рассказать вам об игре, которая пользуется большой популярностью в нашей группе. Это игра "Мемори". Для игры нужен набор парных карточек.

Развивающая среда, как условие развития интереса детей к театрализованной деятельности.Развивающая среда, как условие развития интереса детей к театрализованной деятельности. В дошкольный период игра является основным видом деятельности ребёнка. Одним из видов игровой деятельности является театрализованная игра.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Творческий отчёт «Различные виды самодельных театров»Творческий отчёт «Различные виды самодельных театров» Театрализованная деятельность в детском саду позволяет вовлечь детей в творческую активность, связанную с воплощением сюжетов на сцене.

Виды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2–3 лет. Уголок театрализованной деятельностиВиды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2–3 лет. Уголок театрализованной деятельности Виды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2-3 лет. Уголок театрализованной деятельности в группе раннего возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возможности речевого развития детей с ОВЗ в процессе совместной работы через различные виды театрализованной деятельности
Опубликовано: 17 апреля 2023 в 22:16
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возможности речевого развития детей с ОВЗ в процессе совместной работы через различные виды театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем елена шумилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД