Швабауэр Миля Александровна
Возможности развития речи у детей дошкольного возраста в процессе патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Статья посвящена проблеме речевого развития детей дошкольного возраста в процессе патриотического воспитания. Показаны возможности организации различных видов деятельности дошкольников, которые способствуют интеграции данных направлений и дополняющих друг друга в процессе становления личности дошкольника как патриота и гражданина своей страны, любящего свою малую Родину, уважающего ее традиции и ценности, желающего изучать, сохранять, приумножать и передавать наследие своей страны будущим поколениям, умеющего отражать в своей речи чувства, эмоции, впечатления и имеющего желание взаимодействовать с окружающими, соблюдая принятые нормы. Обоснована необходимость в процессе патриотического воспитания использования различных форм и методов в комплексе на примере «Образовательного события», которое через эмоциональное воздействие способствует формированию всесторонне развитой личности.
Ключевые слова: дошкольный возраст, развитие речи; патриотическое воспитание; методы и приемы развития речи.
Актуальность речевого и патриотического воспитания дошкольников выражается в том, что на сегодняшний день многие дети не владеют информацией о своей малой Родине, стране, традициях, не умеют видеть прекрасное в окружающих простых вещах, не стремятся изучать историю родного края и места где они родились, не стремятся проявлять сострадание и понимание, уважение к чужому труду 1; 4. Кроме того, дети зачастую не умеют логично и последовательно излагать свои мысли, формулировать свое отношение к изучаемому объекту, красиво выражать свои чувства.
Задача педагога в дошкольной организации – создать условия для полноценного взаимодействия ребенка с окружающими его детьми и взрослыми, с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому возрастает необходимость речевого развития дошкольников 5, включающего:
- обогащение, уточнение и активизацию словаря, что будет способствовать умению ребенка точно и образно формулировать и озвучивать свои мысли в процессе взаимодействия;
- формирование у детей правильной речи, что сделает речь ребенка понятной для окружающих, что даст возможность доносить более информативные и сложные сообщения, которые отражают его переживания, эмоции, чувства;
- овладение звуковой культурой речи, что даст ребенку возможность комфортно себя чувствовать при общении со сверстниками;
- развитие связной речи, что позволит стать для окружающих интересным собеседником, рассказчиком;
- развитие умения применять в речи навыки общения (нормы этикета, что эффективно скажется на расширении круга людей, с которыми в дальнейшем ребенок сможет осуществлять коммуникацию, находить точки соприкосновения с собеседником, вступать в контакт с разными людьми.
Дошкольный возраст является благоприятным для формирования у детей различных знаний, умений и навыков. Именно в этот период дети наиболее открыты, эмоциональны, впечатлительны, проявляют искренность, доверие. Поэтому от того, какие эмоции ребенок проживет в детском возрасте, зависит развитие и становление его личности в будущем. Отсюда возрастает ценность дошкольного образовательного учреждения в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников как механизма, реализующего целенаправленную и системную работу по данному направлению.
Патриотическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении является сложным и в то же время важным педагогическим процессом, который затрагивает все стороны становления личности ребенка. В центре этого процесса находится работа по формированию у воспитанников нравственных чувств, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у них чувство собственного достоинства, положительные качества личности. Работа по патриотическому воспитанию направлена на формирование у детей понимания того, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне.
Однако данная работа невозможна без интегрированного подхода. В Федеральном государственном образовательном стандарте предусмотрено построение образовательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода и подразумевает непосредственную интеграцию содержания патриотического воспитания со всеми образовательными областями, реализуемыми в системе дошкольного образования 6. Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование у воспитанников чувства значимости в жизни своего государства, желания изучения и сохранения малой Родины, мотивации к бережному отношению к природе, отзывчивости к окружающим людям, представлений о нормах и правилах поведения в обществе. Через познавательное развитие у детей расширяется кругозор, они получают знания об истории Отечества, представления о художественной, этнической и политической культуре, у детей формируется гуманное отношение ко всем народам России. Данное направление способствует становлению личной гражданской позиции и активной жизненной позиции в будущем. Через образовательную область «Речевое развитие» дети познают мир родного языка, все его разнообразие и красоту русской речи, мир художественной литературы, различные жанры, особенности художественных произведений прошлого и настоящего. Физическое развитие детей дошкольного возраста направлено на формирование здоровой личности как физически, так и психически. Формирование здорового образа жизни также приводит ребенка к пониманию того, что каждый человек значим в жизни общества и государства в целом.
Патриотизм ребенка-дошкольника отражается в его проявлении желания осуществлять взаимодействие с окружающим миром, людьми, умении сопереживать и отражать свои переживания в деятельности или речи.
Каждая возрастная ступень дошкольного детства характеризуется определенным набором средств и методов для воспитания и развития ребенка. Младший возраст интересен тем, что педагог и окружающие ребенка люди являются образцом поведения и деятельности. Большую роль здесь также играет устное народное творчество в виде потешек, закличек, сказок, песен и пр. В среднем дошкольном возрасте дети приходят к осознанию нравственных ценностей, возможности обобщения и представления своего жизненного опыта на понятном для них уровне. Также этот возраст характерен тем, что у воспитанников формируются представления о способах проявления отношения к окружающим, при этом они учатся понимать эмоциональное состояние человека и адекватно реагировать на его поведение. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется умение решать проблемные ситуации с помощью речи, активизируя при этом процессы мышления и воображения.
Становления патриотического воспитания начинается с прогулки. Каждая прогулка в детском саду сопровождается играми, в том числе народными. Играя в народные игры, дети проявляют внимание друг к другу, учатся слышать собеседника, что способствует формированию навыков общения, развитию фонематического слуха, пополнению словарного запаса детей и т. д.
В процессе знакомства детей с малой родиной педагог создает условия для того, чтобы дети научились видеть красоту родного края, места, где они живут, - города, района, улицы, двора. Помимо этого, дошкольники осваивают различные понятия, связанные с окружающим их миром: названия улиц, транспорта, значимых объектов культуры. Все это они учатся отражать в своей речи, делясь впечатлениями со сверстниками и взрослыми. Рассказы о природе родного края не только знакомят детей с флорой и фауной, которая присуща данному региону, но учат видеть в ней живую, чувственную сторону через деятельность персонажей, поскольку их описание и переживания наиболее понятны детям.
У дошкольников формируется представление о том, что они являются гражданами России, а их город – частью большой страны. При этом они принимают признанные в ней законы, нормы и правила поведения, в том числе речевого. В процессе патриотического воспитания дети осваивают язык, на котором говорят жители страны, знакомятся с особенностями речи людей других национальностей. Таким образом, дети учатся использовать в речи «вежливые» слова, принятые в их стране, принимают манеру общения и поведения в процессе взаимодействия с другими людьми.
Большое внимание в процессе патриотического воспитания уделяется эмоциональной стороне, поскольку патриотические чувства у детей проявляются как восхищение окружающим их. Также эта работа важна и при речевом развитии, поскольку через речь дошкольники учатся отражать не только свои впечатления, но и эмоции, которые они испытывали при знакомстве с объектом или явлением.
В практике детских садов на сегодняшний день используется большое количество средств, методов и технологий, которые направлены на патриотическое воспитание дошкольников и способных решить многие задачи. Например, работа по формированию патриотических чувств может осуществляться через приобщение к культурным ценностям родной страны и края. В процессе слушания и рассказа об истории и достопримечательностях происходит мотивация воспитанников к познавательной активности. Работа с различным наглядным материалом, фотографиями, репродукциями картин, иллюстрациями и пр. позволяет детям освоить и использовать в речи попятную для них лексику и лексические нормы, характерные для их родного края.
Важным является то, что патриотическое воспитание направлено на то, чтобы показать детям значимость связи между поколениями и традиций, передающихся от старшего поколения к младшим. Данная работа может быть организована в процессе различных выставок, отражающих не только историю родного края, но и семейные ценности. Примером может являться выставка «Игрушки моих родителей». Воспитанники через знакомство с любимыми игрушками родителей, бабушек и дедушек учатся уважать и сохранять семейные ценности, традиции. Это способствует формированию у детей уважение к своей семье. Помимо этого, данная форма организации мотивирует детей к речевой активности. Особую значимость здесь играет умение сравнивать, поскольку дети учатся не только описывать конкретную игрушку, но и проводить аналогию с другими, представленными на выставке, а также современными, отражать наблюдения в речи.
Различные дидактические игры, с содержанием, направленным на патриотическое воспитание, также будут способствовать развитию речи. Данную направленность могут иметь пальчиковые игры, включенные в различные режимные моменты. Например, пальчиковая игра «Семья», которая способствует обогащению лексического словаря и развитию мелкой моторики у воспитанников. В процессе игровой деятельности воспитатель мотивирует детей к речевому взаимодействию, это способствует закреплению навыков пользования инициативной речи, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка.
Во всех направлениях развития главенствующая роль отводится созданию развивающей предметно-пространственной среде. В данном случае она должна быть организована таким образом, чтобы среда, группы и дома составляли единое образовательное пространство 2. Таким образом, в группах появляются и пополняется центры детской деятельности, в том числе центр «Патриотического воспитания». Содержание центра включает в себя атрибуты, наглядные и дидактические материалы, способствующие формированию у детей представлений о символах страны и книги, в процессе обсуждения которых формируется диалогическая речь.
В центре чтения размещаются произведения устного народного творчества и произведения отечественных авторов. Беседуя о их содержании, дети учатся правильно формулировать свои мысли, выдвигать свои, что способствует развитию связной речи. В процессе слушания и заучивания отрывков из произведений, а также проигрывания их в театрализованной деятельности, у воспитанников формируется умение применять различные средства языковой и эмоциональной выразительности в различных ситуациях. Использование произведений устного народного творчества (пословиц, поговорок) в патриотическом и речевом развитии детей дошкольного возраста позволят создать условия для познания различных сторон жизни людей прошлого и настоящего времени, особенностей творчества в различные эпохи. Художественное слово во всем своем разнообразии дает глобальные возможности речевого развития детей, а устное народное творчество является значимым материалом для формирования патриотических чувств и нравственных ценностей. Поэтическое описание природы в произведениях детских авторов учит детей не только видеть прекрасное в окружающей природе, но отражать собственные наблюдения, выражать мысли не шаблонно, выбирать определения, которые могут точно описать те ощущения и впечатления, которые получил ребенок от осознания красоты природы. Именно художественные произведения учат детей использовать в своей речи метафоры и эпитеты в своих рассказах.
Сейчас большое внимание уделяется возрождению культурных ценностей – истории и особенностей старинных праздников, традиций, фольклора, художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. В детских садах также проводятся праздники различной направленности, где дети заучивают и воспроизводят стихи и песни.
Конечно, работа по патриотическому воспитанию осуществляется и непосредственно в процессе непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию. На таких занятиях педагогу необходимо создать условия для речевой активности дошкольников, поэтому возможно использование различных методов и приемов, к которым можно отнести:
- словесные: беседы, рассказы о Родном крае, составление рассказов с опорой на наглядность и без нее, чтение литературы различных жанров и пр. ;
- наглядные: рассматривание фотографий достопримечательностей родного края, города, иллюстраций в книгах о малой Родине и знаменитых людях, рассматривание презентаций, просмотр фильмов, прослушивание музыкальных произведений и пр. ;
- практические: продуктивные виды деятельности, коллективные работы, выставки, досуги, праздники и пр. ;
- игровые: дидактические, настольные, подвижные, артикуляционные игры и пр.
Интеграцию патриотического воспитания и речевого развития можно наблюдать при использовании проектного метода организации взаимодействия как с детьми, так и с их родителями. Поэтому в группе могут реализованы долгосрочные или краткосрочные педагогические проекты на темы: «Моя семья», «Животные наших лесов», «Мой город!» и пр. Проекты, подготовленные семьями воспитанников и представленные детьми в группе, способствуют формированию у них связной речи, обогащению словарного запаса, расширяют их познавательные способности и мотивируют на изучение нового.
Развитие речи в процессе патриотического воспитания осуществляется происходит в различных видах детской деятельности – игровой, трудовой, художественной, исследовательской и т. п. Все они позволяют углубить знания и понимания нравственных ценностей, вызвать у детей патриотические чувства. Осуществляется совершенствование способов выражения детьми своих мыслей, суждений, умозаключений, о чем говорит улучшение четкости, последовательности высказывания, появление эмоциональной окраски.
Еще одним примером организации работы по патриотическому воспитанию может быть образовательное событие, которое включает все вышеуказанные направления работы по патриотическому воспитанию. В основу образовательного события ложится история, в данном случае, связанная с каким-либо значим событием (например, День Защитника Отечества, и вся деятельность детей, родителей и педагогов направлена на то, чтобы подготовиться к этому событию и прожить его ярко и эмоционально. В процессе подготовки дети участвуют в различных видах совместной деятельности, что способствует формированию коммуникативных навыков и умений. Большую роль играет участие родителей. Включение в их образовательный процесс и подготовку к событию способствует налаживанию партнерских взаимоотношений между всеми участниками и обмену опытом, в том числе речевого общения, ведь взрослые являются примером и образцом речевого поведения для дошкольников. Особенностью данной работы является то, что вся она, как и процесс патриотического воспитания, направлена на появление у детей эмоции, формирование внутренней мотивации к деятельности 3. Через создание эмоционального взрыва (сюрпризный момент) у воспитанников появляется стремление познавать, изучать, получать новый опыт и применять его на практике. Результатом совместной деятельности участников образовательных отношений, как правило, является само событие (театрализованная постановка, праздник и пр.). Важным этапом для воспитания патриотических чувств здесь будет являться не только само содержание работы, но и рефлексия, в процессе которой педагоги создают условия, чтобы не только дети, но и каждый участник смог почувствовать себя частью целой команды, осознал, что именно с помощью его усилий удалось получить качественный результат и добиться поставленной цели. Основным инструментом формирования патриотических чувств выступает речь педагога, который в данном случае является не учителем, а партнером, проявляющим неравнодушное отношение к процессу и результату деятельности, разделяющего с детьми радость от того, что получилось сделать вместе, сообща, что удалось узнать нового и поделиться этим с другими.
Таким образом, можно сделать вывод, что патриотическое воспитание играет большое роль в становлении личности, оно позволяет детям освоить культуру своего народа, в том числе речевую. Речевое развитие эффективно происходит при изучении воспитанниками малой Родины, окружающей природы, культурного наследия родной страны и особенностей взаимодействия с окружающими. Задача педагога здесь – вызвать у детей желание осваивать, сохранять и передавать традиционные ценностные ориентиры будущему поколению. На наш взгляд, данная система работы может оказать методическую помощь педагогу при организации его деятельности в этом направлении.
.
Литература
1. Журбенко В. Н., Гредасова Е. М. Использование инновационных технологий на занятиях по патриотическому воспитанию в ДОУ // Инновационная наука. 2021. № 11-1. С. 115-118.
2. Закарян М. А. Проектирование развивающей среды дошкольной образовательной организации : Учебное пособие, М. : ООО «Сириус», 2020. 70 с.
3. Логинова Л. Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3-7 лет: методическое пособие / под ред. О. А. Шейн. Москва, 2021. 88с.
4. Плотникова А. А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на занятиях по развитию речи // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-ncyberleninka.ru a-zanyatiyah-po-razvitiyu-rechi (дата обращения: 06.03.2023).
5. Реализация образовательной области «Речевое развитие» : методические рекомендации / авт. -сост. И. Л. Кириллов. Самара : Вектор, 2020. 168 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюст России 14 ноября 2013 г. № 30384) (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minobr.gov-murman.ru/files/Pr_1155. (дата обращения: 25.02.2022).