Евгения Акимова
Возможности работы со сказкой в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Возможности работы со сказкой в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста
В последнее время агрессивное поведение детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Это волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы проявлений агрессивного поведения характерны для большинства дошкольников. Практически все дети иногда ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Однако, у определённой категории детей агрессивное поведение, как устойчивая форма поведения, не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Ребёнок, демонстрирующий агрессивное поведение, приносит массу проблем окружающим и самому себе. За последнее десятилетие во всём мире отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью над людьми.
Публикация «Возможности работы со сказкой в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Проблема агрессивного поведения ребёнка стала едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов и педагогов во всём мире. Изучению этой проблемы посвящено много исследований. Самое раннее теоретическое положение, имеющее отношение к агрессивному поведению предложено З. Фрейдом (1920, который рассматривал проявление агрессивного поведения как врожденное. Лоренц в своих работах (1966, 1964) писал что, агрессивное поведение берет начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание. Согласно данным теориям агрессивное поведение в той или иной форме всегда будет нас сопровождать. Ни удовлетворение всех материальных потребностей, ни устранение социальной несправедливости, ни другие позитивные изменения в структуре человеческого общества не смогут предотвратить зарождение и проявление агрессивного поведения.
В отечественной педагогике и психологии проблемой агрессивного поведения занимались : Л. С. Выготский, С. Я. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, М. М. Кольцова, В. С. Мухина, Т. А. Комиссаренко, Н. Д. Левитон и др.
Большое внимание также уделялось разработке способов преодоления агрессивного поведения. Данного вопроса касались: Л. И. Божович, В. С. Мухина, Т. А. Комисаренко, М. И. Лисина. Наиболее полно условия преодоления агрессивного поведения у дошкольников раскрыты в работах Р. В. Овчаровой, Е. Лютовой, Г. Мониной.
Данные ученые дали определение понятиям агрессия, агрессивное действие, агрессивное поведение, предложили классификацию видов агрессии и агрессивного поведения и формы их проявления, определили причины агрессивного поведения детей.
Однако в ходе анализа психолого-педагогической литературы нами не были обнаружены теоретически обоснованные возможности сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста, а также недостаточно полно выявлены педагогические условия коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия, средством которого является сказка. Это самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии, и один из самых молодых методов в современной научной практике. В человеческой цивилизации сказкотерапия имеет почтенный возраст – не одно тысячелетие. Однако в научном мире всего 12 лет. Поэтому многие психологи и психотерапевты хотят присоединить ее к другим методам. Для того чтобы стать направлением в практической психологии, сказка прошла большой путь. Сказка была и продолжает быть средством передачи опыта и знаний «из уст в уста». Является предметом исследований различных специалистов, продолжает служить многим психологам, психотерапевтам и педагогам как техника психологической помощи и обучения и коррекции различных психических нарушений, в том числе и агрессивного поведения. И, наконец, ее признали как особое явление в человеческой культуре.
Сказка – истинно русское направление. Она зародилась в России, и развивается отечественными специалистами. С одной стороны, это может несколько тормозить продвижение её на международный психологический рынок. Но с другой, она учитывает менталитет русского гражданина. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями, энурезами и т. д. Кроме того, использование сказки как средства терапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.
Представляется целесообразным в нашей работе уточнить понятие сказкотерапия. По мнению Агаты Грицкевич, сказкотерапия – это один из психологических методов, а также один из способов передачи опыта и знаний о духовной сущности человека, о социальной его реализации. Имея в своей структуре педагогическую направленность, сказкотерапия является воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Сакович Н. А. рассматривает сказкотерапию как форму познания и лечения души, а также, определяет её как форму глубинной психотерапии. Психолог Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева определяет её как «набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека», или «лечение сказками, мы имеем в виду совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе, и являются в данный момент психотерапевтическими».
Обобщив, приведённые выше, высказывания, можно сделать вывод, что сказкотерапия – это направление практической психологии и педагогики, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия людей друг с другом, используется как метод осуществляющий коррекцию психики ребёнка, его поведенческие реакции.
Изучив работы педагогов, использующих в своей работе сказку, можно выделить её особенности:
1) не имеет возрастных границ (в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада, песня и т. д.);
2) не имеет ограничений по шкале «нормальное – отклоняющееся развитие (Сказкотерапия используется в работе и с нормально развивающимися детьми, и с детьми, имеющими отклонения в развитии.);
3) применяется для разрешения самых разнообразных проблем (от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов.);
4) сказкотерапия «трех лик». Она имеет «лик» диагностический (арсенал проективных методик для исследования человека); «лик» воздействующий и «лик» профилактический (или развивающий).
Рассматривая сказку, как средство психологического воздействия на ребёнка, учёные указывают на её значение: направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем, в первую очередь, ребёнка; чаще всего сказка применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми;
По мнению Н. А. Саковича, сказка – это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. Это зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия.
В нашей работе воспитателей необходимо подчеркнуть значение сказки в работе с детьми, так как это является одним из центральных аспектов. Она помогает преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами; учит слушаться взрослых, помогать друзьям, уметь бороться за счастье; лечит; помогает лучше заснуть; помогает ребёнку обрести уверенность в себе, излечить детские страхи; корректирует воспитание; помогает познать жизнь, приобрести социальные навыки; восполняет пробелы индивидуальной истории ребёнка, и дополняет ее общечеловеческой информацией; позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение; отображает внутренний конфликт ребёнка и дает возможность размышлять над ним; формирует веру в позитивное разрешение проблемы; побуждает к размышлению; заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт; помогает понять и принять себя и мир; изменяет самооценку в желаемом направлении; рано приучает детей верно оценивать размеры явлений, дел и поступков и понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий.
Отсюда можно сделать вывод о том, что сказки могут направить энергию ребенка в правильное русло – русло самопознания и безграничного творчества. А также решить проблемы агрессивных детей, оказывая на них благоприятное воздействие.
Эффективность же сказки в дошкольном возрасте заключается в том, что именно в этом возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, позволяющая сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний. У детей сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Специалисты утверждают, что метафора обеспечивает контакт между левым и правым полушарием мозга. В процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл из сюжета, в то время, как правое полушарие свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества. Это необходимо учитывать воспитателям в своей работе. При этом уточним, что одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка.
Отметим, что сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста : потребность в автономности (самостоятельности, потребность в компетентности, потребность в активности. Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как: автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды; активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров; социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов: мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия); когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др. ; поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.
Рассмотрев вышесказанное, необходимо обратить внимание на особенности возраста, для которого в дальнейшем будет использоваться сказка, а именно – дети дошкольного возраста. Обобщив работы психологов, можно сделать следующие выводы. Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о мире. В процессе различных видов деятельности углубляется восприятие окружающего мира. «Характерна тяга детей к общению с взрослыми. К шести годам происходит важный перелом в морфологическом и функциональном развитии головного мозга. Повышается быстрота и прочность образования в коре больших полушарий. Внимание ребёнка ещё недостаточно устойчиво, непроизвольно, он часто отвлекается. Память отличается высокой степенью развития механического запоминания, связанного с буквально точным воспроизведением (на основе неоднократного повторения). Воображение достаточно развито». Также можно добавить, что шестилетний возраст – начальный период фактического склада черт личности, относительно устойчивых её проявлений. В этом возрасте начинается формирование нового типа поведения, который определяется представлениями детей о поведении и действиях взрослых людей.
Исходя из того, что в основном сказка характеризуется как произведение устного народного творчества, прозаического характера с установкой на вымысел, но имеющее реальную основу, выделяют три основных вида сказок. Сказка о животных самые простые, главные действующие лица в них – животные, которые своим поведением напоминают людей. Эти сказки вводят ребёнка в круг первых жизненно важных представлений, знакомят с характерами, взаимоотношениями людей, объясняют сущность многих явлений, то есть для сказки характерна социальная аллегория (перенос жизни человека на животных). В волшебных сказках наиболее ярко проявляется их фантастический характер, где всё необычно. Волшебные сказки делятся на 3 группы : героические, поиск диковинок, повествование о мачехе и падчерице. В начале сказки сразу выделяется главный герой, и все действия связаны с ним. Эти действия происходят в сказочном времени и сказочном пространстве. Образы героев имеют постоянную характеристику. Положительные герои – воплощение добра и истинной красоты, отрицательные – воплощение зла, которое в сказке наказывается. И последний вид сказки – это бытовая или новеллистическая. Она предельно приближена к реальной действительности с социальными и бытовыми проблемами. Герои сказок живут в реальном мире и побеждают благодаря уму и находчивости. Разнообразные сказки используются с разными заданиями: анализ сказки, рассказывание, сочинение, изготовление кукол, драматизации, рисования, игры и многое другое. Сказкотерапия как коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста строится либо на основе одной сказки, которая делится на части, либо это «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов.
Присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической реальности в обыденную. Такими ритуалами могут стать: манипуляции с волшебными предметами (волшебное кольцо, золотой ключик, зеркало Алисы и др.); проговаривание волшебных заклинаний или чтение волшебной книги; танцевально-двигательный ритуал и др. Детям очень нравиться проходить в сказку с помощью проводника. Как правило, у него есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире. Роль проводника могут играть куклы Феи, Эльфа, Старца, Гнома и др. Сказочное путешествие детей должно быть наполнено играми, позволяющими поближе познакомиться со сказкой.
Добавим также, следующее. Для более успешной коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста, подбирая сказку как средство, необходимо учитывать её содержание, т. к. она должна оказывать влияние на развитие интеллекта и коммуникативных навыков, восстанавливать отношения со сверстниками и родителями; повышать уровень саморегуляции и развивать игровую деятельность, улучшать самооценку. Она должна быть доброй, светлой, отражать правильные взаимоотношения в семье и способствовать развитию гуманного отношения к другим.
Таким образом, в процессе изучения психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу, что использование сказкотерапии будет эффективным методом коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста при создании определенных условий (П. Лебедько) :
ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни;
воспитатель должен читать сказку выразительно, эмоционально, с удовольствием;
необходимо создать благоприятную спокойную обстановку;
нужно побуждать детей делать выводы, подталкивать их к размышлениям, научить осмысливать сказку, находить в ней скрытые смыслы и жизненные уроки;
перед началом чтения прочитайте сказку самостоятельно;
учитывать особенности психического развития ребёнка и подбирать сказку соответственно возрасту;
каждое занятие должно завершаться обсуждением: чему научила нас сказка, и как эти знания и опыт будет использоваться в разных ситуациях.
Отметим, что сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста : потребность в автономности (самостоятельности, потребность в компетентности, потребность в активности. Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как: автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды; активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров; социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов: мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия); когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др. ; поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.
В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней агрессивности детей.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия.
В основу работы с детьми мы предлагаем несколько аспектов.
Приемы:
релаксационные техники – мышечная релаксация, глубокое дыхание, визуализация ситуации;
перевод деструктивных действий в вербальный план («остановись, подумай, что ты хочешь сделать»);
ввод правила: «Посчитай до 10, прежде чем перейдешь к действию»;
ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля;
словесная режиссерская игра, психогимнастика;
словесное рисование, словесное комментирование;
совместная словесная импровизация;
осознание своего гнева через сенсорные каналы: «На что похож твой гнев? Какого он цвета?»;
применение различных способов работы со сказкой (сказка по-новому, «салат из сказок», «сказка-калька», продолжи сказку по-своему);
рефлексия. Плакат «Сказочные дома». Предварительно готовится для каждого ребенка персонально лист бумаги формата А4 с изображением домиков. Количество окошек в домике должно соответствовать количеству занятий. Ребенок будет клеить «личико». Занятие понравилось – улыбающееся личико, не понравилось – грустное. Данная рефлексия рассчитана на весь курс коррекционных занятий.
Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время — каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось — могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:
- уважали всех и сверстников, и взрослых
- познакомились бы с тем, как преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами; слушаться взрослых, помогать друзьям, уметь бороться за счастье; лечить; как приобрести социальные навыки; появляются новые представления о людях, предметах и явлениях.
- были готовы помогать всегда и во всем
- учились бы верно оценивать размеры явлений, дел и поступков и понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий.
Вывод: задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к дальнейшим жизненным ситуациям.
Подробное рассмотрение содержания работы над агрессивностью дошкольного возраста позволяет отметить, что это многогранная проблема, которую необходимо решать уже здесь и сейчас.