ЛЮБОВЬ ШМЫТКИНА
Возможности продуктивной деятельности по лепке в развитии исследовательского поведения дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Педагоги отмечают решающую роль обучения в творческом развитии ребенка, опираясь на «зоны ближайшего развития». В процессе обучения изобразительному искусству ребенок постигает выразительно-изобразительные средства, что позволяет ему тонко чувствовать, понимать произведения искусства. Знания, умения, навыки - не самоцель, а средство проявления активности, самостоятельности в решении творческих задач в различных видах изобразительной деятельности детей.
Темочки:
- Бросовый материал. Лепка
- Исследовательская деятельность
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Методические разработки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Одним из интереснейших видов изобразительной деятельности детей явля-ется лепка, в которой выразительность образа достигается путем создания объемных или рельефных форм из мягких материалов: глины, пластилина и др.
Занятия лепкой оказывают влияние на развитие личности ребенка-дошкольника. Приобщение к лепке позволяет детям понять труд художника как бы изнутри. В процессе знакомства со скульптурой, малой пластикой ребенок прикасается к истокам народной культуры, творчеству скульптора, что способствует развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формирует индивидуально-личностное отношение к произведению.
На занятиях дети познают свойства пластических материалов, учатся их преобразовывать, развивая мелкую моторику кистей рук, способность сравнивать пропорции на глаз, осваивая приемы передачи характерных движений воплощаемого образа. В процессе занятий осуществляется также воспитание сенсорной культуры ребенка. Дети учатся способам обследования объемных форм, познают их разнообразие, величину, про-порциональные отношения.
Творческая деятельность детей в лепке оказывает положительное влияние на психическое развитие : восприятие, наглядно-образное мышление, воображение.
В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах, благодаря чему изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности. Произведения народной пластики: глиняная игрушка, посуда из керамики, фарфоровые статуэтки - формируют художественный вкус зрителя, создают эстетически полноценную среду. Народная пластика обладает огромной силой эмоционального воздействия. Каждый раз, решая одну и ту же тему, мастер вносит что-то новое в характер формы, дополняет ее деталями, новыми элементами росписи, создавая неповторимый облик изделия. Как правило, народные мастера работают без предварительных эскизов.
Центры изготовления предметов народной пластики сосредоточены там, где находятся залежи природного качественного сырья – глины.
Глиняную игрушку дети лепят на занятиях по декоративной лепке. Навыки и умения, полученные детьми в процессе занятий декоративной лепкой, способствуют развитию творческих способностей, отчего их изделия становятся более выразительными по замыслу и исполнению. Вы-разительность работ зависит от того, насколько удачно ребенок передает форму и пропорции, вылепит мелкие детали украшения.
Малышей знакомят в основном с точеной деревянной игрушкой, начиная со средней группы, используют филимоновские и каргопольские игрушки, а в старшем возрасте все виды народной пластики. Народные игрушки благодаря своей богатой тематике оказывают влияние на замысел ребенка во время лепки, обогащают представление об окружающем мире, кроме того, расширяют возможности детей в сюжетной лепке. В декоративной лепке большое значение имеет работа над формой. В процессе эстетического восприятия народной пластики ребенок накапливает опыт творческого решения зрительно воспринимаемого образа.
Педагогу важно помнить, что изделия малой пластики разных народных промыслов имеют три основных способа исполнения: по частям -конструктивный, из целого куска - пластический, комбинированный -путем сочетания первых двух. Изображение животных: козликов, оленей, собачек, дети выполняют комбинированным способом. Туловище и ноги из целого куска, остальные детали примазывают к полученной форме. Сказочных птиц дети чаще исполняют пластическим способом, украшая налепом оперение. Изображения женских фигур исполняют комбинированным способом: юбку-колокол выполняют из диска, а туловище, голову, и шею вытягивают из целого куска. Отдельно раскатывают мелкие детали и исполняют руки в различных движениях. Приемы лепки той или иной группы игрушек педагог показывает полностью только тогда, когда детей впервые знакомят с ее исполнением. На последующих занятиях ставится задача активизировать детей - самостоятельно использовать в тематической лепке знакомый способ и прием.
Развитие детского творчества в лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками, соответствующими инструментами. Де-коративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке с помощью стеки, пальцев, влажной ткани, специальных перчаток.
Важной педагогической задачей является активность педагога в приобщении детей к искусству народных мастеров, использование в процессе обучения наряду со словесными, наглядными и практическими методами эвристического и исследовательского, обеспечивающих стимуляцию детей к поиску, желание сделать свои работы выразительными, оригинальными.
Одной из важнейших задач педагогической науки в настоящее время является формирование творческой личности. Решение этой задачи необходимо начинать в дошкольном детстве.
В творческой деятельности ребенка выделяют ряд этапов.
Первый, как и у художника, связан с возникновением замысла. Чем моложе ребенок, тем более неустойчив характер замысла. Большую роль в возникновении замысла и помощь в его реализации может оказать педагог.
Второй этап вынашивания замысла у ребенка свернут, он творит как бы в один прием. Успех реализации замысла у ребенка определяется тем, владеет ли он способами изображения, выразительными средствами рисунка, лепки, аппликации.
В творчестве ребенка важную роль играет третий этап - анализ результатов, на этом этапе необходимо создавать условия для максимальной активности детей в процессе осмысления результатов собственной деятельности.
Важную роль в развитии творчества играет образное мышление. В дошкольном возрасте психологи выделяют две стадии: наглядно-действенное и наглядно-образное. Наглядно-образное мышление опирается на зрительные представления. Огромную роль в формировании творческого замысла играет воображение. Оно обеспечивает создание новых образов на основе прошлых восприятий. Воображение тесно связано с образным мышлением. Основой для развития этих психических процессов является образное эстетическое восприятие, воображение человека зависит от богатства и разнообразия его опыта.