Марина Пескова
Возможности мультфильмов как средства формирования представлений о безопасном поведении у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
АНОТАЦИЯ
Целью статьи является теоретическое обоснование мультфильмов как средство формирования представлений о безопасном поведении у детей среднего дошкольного возраста. Использование мультипликационных фильмов в процессе образования позволяет расширять у детей представление о безопасном поведении, воздействовать на их чувства, формировать алгоритм действий безопасного поведения мультфильм является наиболее эффективным способом подачи нового материала детям, так как позволяет воздействовать на два наиболее значимых органа восприятия: зрение и слух. Поэтому мультфильм имеет большой воспитательный заряд и является наиболее продуктивным наглядным материалом.
Публикация «Возможности мультфильмов как средства формирования представлений о безопасном поведении у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу по подготовке адаптированных к окружающей среде воспитанников, способных самостоятельно давать оценку возникающих ситуаций и строить свою деятельность с точки зрения безопасности. Данная задача требует от воспитателей формирование у дошкольников основ безопасного поведения. Ребенок должен осознанно действовать в различных ситуациях. У дошкольников в обязательном порядке необходимо развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать.
Характерной особенностью современного общества является активизация инновационных процессов в образовании. Меняется содержание, вводятся иные подходы, направленные на многогранное развитие детей. Задача педагога заключается в том, чтобы поддерживать познавательную и творческую активность ребенка, используя при этом новейшие технологии. Одной из таких и является использование мультипликационных фильмов в процессе образования. Мультфильмы позволяют расширять у детей представления о безопасном поведении, воздействовать на их чувства, формировать алгоритм действий безопасного поведения [3].
Очень важно использовать педагогические возможности мультфильма :
раздвижение рамок об окружающем мире, знакомство с новыми явлениями и ситуациями;
расширение лексикона и кругозора ребенка;
развитие памяти и мышления, фантазии и воображения;
демонстрация поведенческих примеров, которые способствуют социализации ребенка;
формирование оценочного отношения к миру;
развитие эстетического вкуса и чувства юмора;
реализацию эмоциональных потребностей.
Для использования мультфильма как средства воспитания необходимо учитывать следующие критерии:
соответствие «картинки» возможностям детского восприятия;
использование понятной, эмоционально окрашенной речи;
соблюдение требований сюжета, в соответствии возрасту детей;
правильная подборка персонажей мультфильма;
соблюдение нравственных норм [1].
Мультфильм — это сложный многогранный процесс, позволяющий раскрыть различные таланты детей : творческие, изобразительные, музыкальные, актерские и др. Раскрытие этих талантов позволяет развивать личные качества воспитанников: любознательность, самостоятельность, организованность, ответственность, трудолюбие и прочие.
По утверждению Р. Г. Казаковой мультфильм, отображающий актуальные для ребенка жизненные ситуации, доступные для его понимания события увлекает дошкольника, способствует вхождению, вживанию в экранные образы, тем самым у дошкольника складывается впечатление непосредственного присутствия в сюжете, что открывает новые горизонты и возможности для работы с детьми [2].
Последовательность образовательной работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников осуществляется посредством реализации разнообразных форм работы с привлечением мультфильмов. Мультфильмы наряду с живым словом воспитателя дошкольного образования дают возможность более наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни, привлечь их внимание, активизировать их познавательную активность.
Так беседы по формированию безопасного поведения, сопровождаемые яркими мультфильмами, дают возможность ребенку заглянуть туда, где в реальной жизни он не может оказаться. Чередование демонстрации теоретического материала на экране телевизора, мультимедийной установки и выполнения практических упражнений и заданий детьми помогают закрепить основные доступные возрасту правила безопасности жизнедеятельности.
Чтение художественной литературы в сопровождении с просмотрами обучающих мультфильмов позволяет демонстрировать воспитанникам не только правила поведения в различных жизненных ситуациях, но и примеры «неправильного» поведения с помощью отрицательных сказочных персонажей.
Театрально-игровая деятельность с детьми, в сочетании с мультфильмами позволяет искусственно создавать возможные опасные ситуации и почувствовать ценность своей жизни, необходимость оберегать свое здоровье, воспитывать готовность к четким действиям в непредвиденных обстоятельствах выполнению алгоритмичных правил безопасности доступных возрастным возможностям ребенка.
Дидактические игры с использованием мультфильмов знакомят детей с основными источниками опасности, позволяют уточнить и систематизировать уже сформированные представления о правилах безопасности жизнедеятельности.
Таким образом, мультфильм является наиболее эффективным способом подачи нового материала детям, так как позволяет воздействовать на два наиболее значимых органа восприятия: зрение и слух. Поэтому мультфильм имеет большой воспитательный заряд и является наиболее продуктивным наглядным материалом.
Можно сделать вывод о том, что целенаправленное и системное использование мультфильмов способствует формированию основ безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста, при условии правильного их отбора для использования и соответствие целям и задачам формирования безопасного поведения.
Список литературы:
1. Баринова, М. Н. О влиянии мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста / М. Н. Баринова, Т. В. Наумова [ТЕКСТ]// Культура и образование : электрон. науч. -практ. журн. — 2014. — С. 19.
2. Казакова, Р. Г. Смотрим и рисуем мультфильмы : метод. пособие [Текст]/Р. Г. Казакова, Ж. В. Мацкевич. — М. : Сфера, 2013. — 128 с.
3. Козачек, О. В. Современные мультфильмы и дети : средство воспитания или технология манипулирования? / О. В. Козачек [ТЕКСТ] // Здоровье и экология. — № 3. — С. 24-25.