Варава Олеся
Возможности использования музыкально-дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемый председатель и члены экзаменационной комиссии!
Представляем вам материал нашего дипломного исследования на тему: «Возможности использования музыкально-дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками».
(слайд №2) Актуальность темы дипломной работы обусловлена необходимостью дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки вопросов, связанных с возможностью использования музыкально-дидактических игр в коррекционной работе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к восприятию музыки. К сожалению, в настоящее время работа по музыкальному воспитанию в дошкольных учреждениях организуется не всегда на должном уровне. Очевидно, это объясняется недостатком материальной базы, недостаточным объемом готовых музыкально-дидактических пособий. Безусловно, что сама организация использования музыкально-дидактических игр требует от педагога понимания значимости и ценности музыкального развития детей, большого творчества и мастерства, умения и желания эстетично изготавливать и оформлять материал, а таковыми способностями обладает далеко не каждый музыкальный руководитель. (слайд №3)
Темочки:
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальное развитие
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Объектом исследования является психическое развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – влияние музыкально-дидактических игр на коррекционную работу с дошкольниками.
Цель дипломной работы заключается в том, чтобы помочь детям войти в мир музыки, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность влияния музыкально-дидактических игр в коррекционной работе. (слайд №4)
В связи с объектом и предметом выдвигается гипотеза, согласно которой использование музыкально-дидактических игр и упражнений окажет положительное влияние на развитие музыкальных, коммуникативных, социальных навыков для коррекции отклонений в поведении гиперактивных и неконтактных детей.
В соответствии с целью дипломной работы были определены следующие задачи: (слайд №5)
- раскрыть значение музыкальной терапии, музыкально - дидактических игр, обследовать методы их воздействия на психическое развитие детей дошкольного возраста;
- формировать знания о музыке с помощью изучения музыкально-дидактических игр;
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения у дошкольников.
(слайд №6) Исследовательская работа проводилась на базе детского дошкольного учреждения (Центр развития ребенка №8 «Золотой ключик» г. Знаменска) с детьми дошкольного возраста, поскольку для детей данного возраста игровая деятельность является ведущей.
Методы нашего исследования представлены на данном слайде.
1. Изучение психолого-педагогической литературы по музыкальному развитию дошкольников с целью обеспечения теоретической базы исследования;
2. Изучение документации дошкольного учреждения (календарные, поурочные планы, методическая литература);
3. Проведение педагогического эксперимента, содержанием которого явилось развитие у старших дошкольников музыкальных, коммуникативных, социальных навыков для коррекции отклонений в поведении гиперактивных и неконтактных детей.
Практическая значимость работы заключается в том, что составленная программа коррекционной работы с применением музыкально-дидактических игр и упражнений может быть использована в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных учреждений.
(слайд №7) В первой главе нашей работы нами были рассмотрены вопросы истории развития музыкотерапии, лечебного воздействия музыки, использования музыкотерапии в работе с детьми, рассмотрены методы музыкальной терапии, которые, в зависимости от степени участия пациента в процессе лечения делятся на пассивные (рецептивные) и активные методы музыкотерапии.
Музыкотерапия является наиболее древней и естественной формой коррекции эмоциональных состояний, которой многие люди пользуются (осознанно или нет) - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
Далее, нами была дана характеристика музыкального развития детей дошкольного возраста, в период с двух до семи лет, рассмотрены музыкально-дидактические игры и упражнения в воспитании дошкольников, которые способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса. Далее, нами рассмотрены музыкальные занятия как средства развития речи детей.
Во второй главе нашей работы мы рассмотрели методику использования музыкально-дидактических игр и упражнений в различных видах музыкальной деятельности и составили психокоррекционную программу с использованием элементов музыкально-дидактических игр и упражнений для обеспечения детям с отклонениями в поведении благоприятное и комфортное пребывание в дошкольном учреждении.
Занимаясь музыкой с детьми экспериментальной группы нашей целью являлось стимулировать общение детей посредством музыкальных занятий, ввести музыкальные игры и упражнения как средство развития у них музыкальных навыков (слухового внимания, чувства ритма, пространственных представлений, координации движений) и, самое главное, коммуникативных, социальных навыков для коррекции отклонений в поведении гиперактивных и неконтактных детей.
Опытно-экспериментальная работа велась в течение двух месяцев на базе детского дошкольного учреждения (Центр развития ребенка №8 «Золотой ключик») г. Знаменска. В ходе эксперимента была задействована группа дошкольников, которая составляла 18 человек.
Музыкальные занятия проходили в музыкальном зале, оснащенном необходимым оборудованием, позволяющем проводить музыкально-дидактические игры на развитие всех музыкальных способностей. Развитию способствовала атмосфера доброжелательности, сотрудничества, взаимопонимания, которая устанавливалась между педагогом и детьми.
Для того чтобы использовать музыкально-дидактические игры и упражнения в коррекционной работе, необходимо знать, какова музыкальность каждого ребенка. Это можно выявить только в ходе многократных наблюдений и занятий. (слайд №8)
Поэтому эксперимент проходил по двум этапам:
- констатирующий
- формирующий
Обучение дошкольников в процессе этих этапов осуществлялось с учетом требований «Программы воспитания в детском саду». Однако в ходе формирующего этапа экспериментальной работы предусматривалось постепенное и систематическое введение музыкально-дидактических игр и упражнений в познавательный процесс, а также использование их в активной форме.
Констатирующий эксперимент был проведен в ходе типовых музыкальных занятий. Целью нашего эксперимента было выявить уровень музыкального развития детей и определить гиперактивных и малоконтактных детей. Этап проведения первичной диагностики включал в себя метод наблюдения, метод социометрии и использование музыкально-дидактических игр и упражнений.
Наблюдая за экспериментальной группой детей в процессе музыкальных занятий, мы старались выяснить кто из детей гиперактивный, а кто малоконтактный. В ходе наблюдения мы использовали критерии гиперактивности ребенка. (слайд №9) Во время музыкальных занятий одни дети почти все время одиноко сидели в уголке, всегда послушно выполняли распоряжения педагогов, но сами не проявляли никакой инициативы, становились вялыми, апатичными. Другие дети наоборот, чрезвычайно подвижны, все время бегали, крутились, не могли посидеть на месте, с трудом дожидались своей очереди во время игр, мешали другим детям.
Для того чтобы узнать, как члены коллектива относятся друг к другу на основе взаимных симпатий и антипатий, мы решили использовать метод социометрии.
Целью нашего социометрического исследования являлось выявление «социометрических позиций», то есть обозначения того, какое иерархическое место в группе занимают участники исследования. (слайд №10)
В своем исследовании мы применили методику «Два домика».
Социометрия, проведенная в группе старших дошкольников выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеет более или менее благоприятный статус. (слайд №11) Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.
На основании таблиц и рисунков можно сказать о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки, причем в группе мальчиков наблюдается разобщенность на две группы во главе с лидерами (Саши Б. и Вовы Т.). (слайд №12)
В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные.
Среди популярных членов группы можно выделить: Сашу Б., Вову Т., Таню К., Никиту Н.
Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей: Лизу З., Андрея К. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений.
Таким образом, мы выяснили, что в исследуемой группе два гиперактивных ребенка (Вова Т. и Саша Б.) и два неконтактных ребенка (Андрей К. и Лиза З.).
Для определения уровня музыкального развития детей исследуемой группы мы использовали музыкально-дидактические игры «Три цветка», «Три медведя», «Наши песни», «Музыкальные загадки».
Результаты констатирующего этапа эксперимента показаны в виде диаграммы. (слайд №13)
Из диаграммы видно, что проведенный этап эксперимента со старшими дошкольниками показал довольно низкий уровень музыкального развития.
Опираясь на критерии оценивания можно сделать вывод, что в процессе констатирующего этапа эксперимента, сравнительно небольшой процент детей достиг высокого уровня развития, а именно 11% (2 человека, при этом большее количество детей 67% (12 человек) так и осталось на начальном этапе развития. Средний уровень развития составляет 22% (4 человека).
На основании проведенного этапа эксперимента можно предположить, что при активном использовании музыкально–дидактических игр и упражнений можно добиться больших результатов в развитии музыкальных, коммуникативных, социальных навыков.
Для этого был проведен еще один этап эксперимента - формирующий, который проводился в виде игр-занятий и был направлен на развитие музыкальных, коммуникативных, социальных навыков для коррекции отклонений в поведении гиперактивных и неконтактных детей.
На занятиях мы использовали следующие упражнения:
1) Игры и упражнения, развивающие слуховое внимание. (слайд №14)
Для реализации наших задач мы выбрали музыкально-дидактические игры «Колобок», «Удивительный светофор», «Лесенка», «Танцующие молоточки».
2) Упражнения, развивающие чувство ритма.
В своей работе мы использовали игру «Веселые гудки». (слайд №15)
3) Упражнения, развивающие пространственные представления.
Для этого мы использовали игры «Построй поезд», «Найди свой домик», «Солнышко и дождик».
4) Игры и упражнения на развитие координации движений и мелкой моторики. (слайд №16)
Мы исполняли песни с показом действий («Курочка», «У ребяток ручки хлопают», использовали музыкально-речевые игры (потешки и прибаутки, народные детские песенки, игры-сценки.
5) Игры и упражнения, развивающие коммуникативные навыки.
Мы использовали для этого такой музыкальный материал как : игра «Зайчики и волк», муз. Е. Железновой; русские народные мелодии.
Результаты этого этапа эксперимента показали, что музыкально–дидактические игры и упражнения сочетают в себе все обучающие, развивающие и воспитательные функции. (слайд №17) После проведения формирующего эксперимента высокого уровня развития музыкальных, коммуникативных, социальных навыков достигли 72 % (13 детей, это в 7 раз больше, чем на предыдущем этапе эксперимента. Дети со слабым показателем музыкальных способностей и возможностей поднялись в своем развитии до среднего уровня, их количество составляет 17 % (3 детей). По сравнению с результатами констатирующего эксперимента совсем незначительное количество детей остались на начальном уровне развития, их количество составляет – 11% (2 детей).
Развитие музыкальных навыков у детей дошкольного возраста в формирующем эксперименте показал ряд высоких показателей, в результате чего:
- слуховое внимание детей стало более организованным;
- двигательные реакции стали организованными, согласованными с музыкой;
- появилась быстрая и четкая реакция на высокие и низкие звуки;
- ритм, передаваемый детьми, стал более точным не только в хлопках, но и в передаче его на музыкальных инструментах;
- улучшилась реакция детей на определении инструментов по тембровому и динамическому звучанию;
- в восприятии и исполнительстве улучшилась эмоциональная отзывчивость;
- значительно изменился подход к процессу обучения. Это отразилось в заинтересованности использования дидактического материала, в активности выполнения заданий, в применении умений и навыков, полученных на занятиях в самостоятельной музыкальной деятельности. В ходе занятий дети вели себя активно, свободно, непринужденно, процент утомляемости был очень низкий.
Таким образом, музыкальные занятия способствуют развитию творческих возможностей детей дошкольного возраста, дают им богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями. Своевременное же выявление отклонений в поведении детей и необходимая коррекция дает возможность создать оптимальные условия для развития всех сторон личности ребенка.
Экспериментальная работа показала, что результатами использования психолого-педагогических методов коррекции поведения ребенка дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности стало : (слайд №18)
- развитие коммуникативных навыков: с помощью музыки был преодолен эмоциональный дискомфорт, дети стали более контактными, дружелюбными, доброжелательными;
- слуховое внимание и память стали более устойчивыми;
- дети получили возможность выразить себя и быть при этом услышанными через зрительную, тактильную и двигательную передачу образа;
- у малышей лучше развивалась координация движений, мелкая моторика, пространственная ориентация и чувство ритма;
- дети научились самостоятельно высказываться о характере музыки; выделять такие средства музыкальной выразительности, как темп, регистр, динамика, тембр;
Занятия музыкой способствовали также созданию психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка.
Теоретический анализ и результаты экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
1. Проведенная работа показала, что именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкальных, коммуникативных, социальных навыков ребенка. Развитие у каждого ребенка этих навыков должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр.
2. Моделирование свойств музыкальных звуков средствами музыкально-дидактических игр способствовало накоплению у детей сенсорного опыта. Это позволило детям действовать не только под руководством педагога, но и самостоятельно;
3. Предлагаемые музыкально-дидактические игры, фрагменты занятий не являлись самоцелью, а лишь способствовали развитию творческих способностей;
4. Наработанный наглядный вспомогательный музыкальный материал позволил в простой доступной игровой форме дать детям представление о свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, научить различать гамму чувств, настроений, предаваемых ею.
5. Музыкально-дидактические игры сочетают в себе многие условия, которые особо благоприятствуют развитию детей. Их содержание структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию высотного и ритмического, динамического и тембрового слуха.
Мы пришли к выводу, что музыкальные задания, выполненные с помощью музыкально-дидактических игр и пособий, вызывает интерес, активность у детей, развивают самостоятельность в музыкальной деятельности.
Опытно-экспериментальная работа подтвердила гипотезу исследования: использование музыкально-дидактических игр и упражнений оказывает положительное влияние на развитие музыкальных, коммуникативных, социальных навыков для коррекции отклонений в поведении гиперактивных и неконтактных детей.
Практическая значимость работы заключается в том, что составленная программа коррекционной работы с применением музыкально-дидактических игр и упражнений и результаты экспериментального исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных учреждений.
Доклад окончен, благодарю за внимние.