Приложение МААМ

Возможности инклюзивного образования для дошкольников

амелина оксана
Возможности инклюзивного образования для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

ВОЗМОЖНОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

2.1 Организация деятельности в группе комбинированной направленности в дошкольном образовательном учреждении

Организация процесса инклюзивного образования – достаточно длительный и творческий процесс, требующий активной вовлеченности всех его участников, особенно в рамках реализации в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Публикация «Возможности инклюзивного образования для дошкольников» размещена в разделах

Основной структурной составляющей в процессе управления инклюзивным детским садом является совместность принятия решения участниками образовательного процесса и ответственность за их последствия.

Организация процесса образования путем создания классической структуры инклюзивного ДОУ определяет последовательность решения основных задач [10].

Структура управления инклюзивным процессом :

1. Научно – методический совет – форма командного управления ДОУ, решает стратегические и оперативные задачи.

В состав входят заведующая, координатор по инклюзии, руководители структурных подразделений ДОУ, старший воспитатель, ведущие специалисты.

Основная направленность деятельности – решение оперативных задач:

- анализ процессов дошкольного образовательного учреждения;

- выставление планов работы и принятие отчетностей от структурных подразделений ДОУ;

- контроль и анализ деятельности психолого – медико – педагогического консилиума - ПМПк;

- определение целей работы дошкольного образовательного учреждения и корректирование направлений работы.

Текущие вопросы научно – методический совет обсуждает на плановых совещаниях, организуемых заведующей ДОУ [20].

2. Психолого – медико – педагогический консилиум (ПМПк).

Цель создания – проведение психолого – педагогической оценки динамики развития ребенка и определение механизмов и конкретных способов реализации индивидуальной образовательной программы, ее разработка и определение успешности реализации.

В состав психолого – медико – педагогического консилиума в рамках инклюзивного ДОУ в обязательном порядке входит координатор по инклюзии – специалист, окончивший высшее учебное заведение специализированной направленности, прошедший дополнительную профессиональную подготовку в сфере инклюзивного образования.

Основная цель работы координатора по инклюзии – создание эффективного коммуникативного взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса. Данный аспект является залогом успешности включения детей с инвалидностью и их родителей в образовательный процесс, а также их адаптацию к учебной среде.

Обязанности координатора по инклюзии [1] :

- получение и обработка информации по развитию образовательного процесса и инструментов, необходимых для эффективной адаптации ребенка в учебном процессе;

- подготовка педагогического состава к работе с детьми с ограниченными особенностями здоровья;

- работа с родителями детей, не имеющими особенности в развитии, к включению в образовательный процесс с инклюзивной направленностью;

- работа с воспитателями групп по повышению навыков адаптации детей к среде образовательного процесса;

- оказание помощи ведущему психологу в создании и проведении коррекционных мероприятий;

- ведение журналов взаимодействия по каждому ребенку, контроль процесса заполнения текущей документации сотрудниками образовательного учреждения;

- организация и контроль проведения обязательной диагностики каждого учащегося с целью выявления динамики развития и определения основных направлений коррекционной работы;

- контроль отслеживания и фиксирования в личной карточке ребенка психолого – медико - педагогическим консилиумом достижений и прогрессов в развитии;

- организация коммуникаций с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья;

- организация консультаций детей с ОВЗ у специалистов – психолога, невропатолога и других;

- помощь в выборе образовательного учреждения следующей ступени развития, например, при переходе ребенка из детского сада в школу;

- организация и проведение мастер – классов, семинаров, тренингов с целью обмена опытом педагогического состава и родителей учащихся.

3. Педагогический коллектив инклюзивной группы. Состоит из воспитателей, логопеда, дефектолога, психолога, социального педагога и педагогов дополнительного образования.

Основная цель работы педагогического коллектива инклюзивной группы – организация коррекционного взаимодействия всех структурных составляющих педагогического процесса [11].

Основные направления деятельности:

- разработка последовательных этапов знакомства и овладения образовательной программой;

- участие в диагностике результатов психолого – педагогического анализа группы;

- разработка планов коррекционно – развивающей работы;

- планирование занятий в группах.

4. Родительский комитет. Состоит из родительского состава учащихся групп.

Основные направления деятельности:

- планирование, организация и реализация праздников, событий;

- анализ педагогических ситуаций и организация действий по их решению [12].

Основным условием успешной реализации данной программы является командная работа всего состава сотрудников. Становление и развитие инклюзивного ДОУ зависит от качественного взаимодействия и коммуникации между всеми структурными составляющими процесса.

В случаях, когда ребенок по каким – либо причинам не может посещать группу полного дня, создаются группы дополнительного структурного подразделения: центр поддержки развития ребенка, служба ранней помощи, консультативный пункт, группы кратковременного пребывания. Возраст пребывания детей в подобных группах – от двух месяцев до семи лет.

При приеме ребенка в дошкольное инклюзивное образовательное учреждение, в каждом обособленном структурном подразделении ДОУ проводится беседа с целью составления первичных рекомендаций по образовательной системе и диагностике адаптации ребенка.

Одним из условий успешности освоения образовательной программы является включенность родителей в процесс: участие в консультациях, мастер – классах, семинарах.

Основными направлениями деятельности педагогического коллектива в инклюзивной группе являются :

- оценка первоначальных данных и возможностей ребенка для определения индивидуальной учебной программы;

- планирование образовательной программы с учетом потребностей каждого ребенка группы;

- организация совместной развлекательной и образовательной деятельности всех участников группы.

В процессе первоначальной диагностики базовых данных имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, в качестве инструментов применяется беседа и анкетирование родителей. Им предлагается заполнить опросник. «Ребенок оценивается собственными родителями, на основании чего строится вся последующая работа» [19, с. 12]. Полученные данные применяются для определения интересов ребенка, выявления его навыков самообслуживания, уровня интеллектуальных и социальных умений. Основной целью данного этапа является установление контакта с родителями будущих учащихся, знакомство с ребенком, определение основных направлений деятельности.

В процессе обучения ребенка в рамках инклюзивной группы дошкольного образовательного учреждения, специалистами детского сада – логопедом, дефектологом и психологом - регулярно проводится диагностика развития ребенка. Основным методом диагностики является наблюдение. С помощью него выявляются продвижения в совершенствовании навыков самообслуживания, коммуникации, развитие двигательных и речевых навыков и другие. Основными техниками наблюдений могут являться: дневники, карты заметок, журналы наблюдений.

Основными задачами метода наблюдения являются:

- определение особенностей развития ребенка в настоящее время;

- выявление ограничений, причиной которых являются особенности состояния здоровья;

- определение потребностей в областях развития: физической, эмоциональной, познавательной;

- определение основных целей семьи ребенка, выявление возможностей среды, в которой он находится [13].

Диагностика данных проводится регулярно и в комплексном режиме – каждым структурным подразделением инклюзивного ДОУ. На основании полученных результатов определяется программа, соответствующая образовательным и социальным потребностям ребенка.

В отличие от обычного образовательного дошкольного учреждения, где для всех детей организован единый распорядок дня, в инклюзивном ДОУ может быть использован другой подход.

Расписание инклюзивного дошкольного образовательного учреждения обязано учитывать последовательность занятий – расписание работы помещений, специалистов, индивидуальную программу образования каждого ребенка – как индивидуальные, так и групповые, а также задачи основной образовательной программы.

Расписание режима дня и недели может быть достаточно гибким и изменяемым по причине разнородного времяпровождения детьми в ДОУ – полный или сокращенный день. Составление расписания с учетом всех параметров – достаточно сложный процесс, который входит в обязанности старшего воспитателя и требует активного участия координатора и других специалистов, работающих в группах.

При практической реализации образовательной программы важно учитывать, что учебная деятельность группы может меняться в соответствии с динамикой развития каждого ее члена, например, при изменении психологической составляющей здоровья учащихся или возникновении дополнительных потребностей.

При планировании последовательности и структуры занятий важен учет необходимости чередования спокойных и активных игр, упражнений в помещении и на открытом воздухе, индивидуальных и коллективных видов деятельности, структурированного и неструктурированного обучения [18, с. 80]. В процессе реализации учебных программ проводится разработка разных форм активности, разноуровневых заданий, учитывая при этом особенности каждого ребенка.

Организация коллективной деятельности детей в условиях инклюзивного образования в ДОУ решает потребности в социализации и развитии всех детей, независимо от наличия или отсутствия особенностей развития. Основой такой деятельности является позитивная атмосфера взаимной поддержки и принятия особенностей каждого участника коллектива.

Организация совместной деятельности учащихся ставит следующие задачи:

- создание чувства единения всей группы, сплоченность коллектива, основанная на взаимном уважении и интересе к личности каждого участника, ее особенностям;

- формирование умения налаживать и поддерживать отношения с представителями разных групп;

- формирование умения поддерживать друг друга;

- развитие культуры общения;

- активизация способностей планирования собственной деятельности и обязанностей;

- развитие навыков познавательной, игровой, учебной деятельности;

- формирование навыков самообслуживания [14].

Практика инклюзивного образования реализуется в процессе осуществления образовательных программ и режимных моментов.

Содержание инклюзивного образования может быть реализовано с помощью следующих форм:

1. Индивидуальные занятия. Направлены на выявление и развитие индивидуальных способностей ребенка. Проводятся по специально составленному плану занятий для каждого ребенка.

Основной целью является оценка достижений ребенка, его базового состояния и выявление ближайших зон развития. Каждое занятие проводится с помощью специалистов – логопеда, психолога и других, в зависимости от поставленных задач.

Родители в обязательном порядке ставятся в известность о направленности занятий, а также о полученных в ходе исследования и работы результатах.

Вариацией проведения индивидуальных занятий может являться микрогруппа, в которой одновременно могут принимать участие от двух до четырех детей. В таких микрогруппах исследование проводится путем стимулирования игровой деятельности и совместных занятий, для чего могут быть применены дополнительные развивающие программы. Путем совместного решения заданий, дети учатся взаимодействовать друг с другом, искать верное решение, решать конфликтные ситуации, учитывать особенности друг друга.

2. Фронтальные формы организации активности детей. Решают как познавательные, так и социальные задачи. В рамках инклюзивного образования наиболее подходящей формой является «Круг» – специально организованное занятие, при участии в котором как дети, так и взрослые, играют совместно в доверительной спокойной атмосфере.

3. Детско – родительские группы. Занятия, комплексно включающие в себя разные направления деятельности: игры, песни, танцы, творческие занятия. Проводятся под руководством педагогов, психологов, музыкального преподавателя, инструктора по физической культуре [15].

Родители, принимая активное участие в таких мероприятиях, с одной стороны – поддерживают своего ребенка, оказывая психологическую помощь в освоении новых видов деятельности, с другой стороны – сами получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой. После занятия каждый может задать специалистам интересующие вопросы, получить поддержку, попросить совет или помощи.

4. Праздники, экскурсии, конкурсы, прогулки. Данный вид деятельности является важной составляющей в программе инклюзивного образования. Несут в себе не только развлекательную, но и информационную направленность, а также отвечают задаче сплочения коллектива.

5. Специально организованная среда. Основой являются элементы программ проблемного обучения. Среда выстраивается в соответствии с зонами ближайшего развития ребенка. Путем направления взрослых и самостоятельного поиска вариантов решения проблемы ребенок самостоятельно приобретает соответствующие навыки.

Определим показатели успешности внедрения инклюзивного обучения в условиях дошкольного образовательного учреждения комбинированной группы:

Дети, включенные в образовательный процесс :

- показывают положительную динамику в развитии;

- успешно прошли социальную адаптацию, посещение учебного заведения не вызывает у них негативных эмоций;

- получают необходимую социальную и психологическую поддержку в овладении образовательной программой.

Родители детей с ограниченными возможностями здоровья :

- понимают перспективы развития, уровень своей ответственности, стоящие задачи обучения;

- принимают активное участие в социальной жизни своего ребенка;

- поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении;

- активно коммуницируют с педагогами и психологами учебного заведения.

Родители всех детей – участников образовательного процесса инклюзивной группы :

- активно сотрудничают и поддерживают семьи детей с ОВЗ, педагогический состав, психологов [16].

Педагогический состав:

- принимает и следует административным положениям образовательного учреждения;

- активно использует как имеющиеся знания, так и инновационные технологии в образовательном процессе, принимает участие в разработке и реализации учебных методических программ;

- взаимодействует с родителями, координатором по инклюзии и специалистами сопровождения – педагогами и психологами;

- имеет положительный настрой в сфере реализации профессиональной деятельности;

- активно занимается саморазвитием и самообразованием в сфере своей специальности.

Специалисты сопровождения – педагоги и психологи:

- принимают активное участие в адаптации и развитии учащихся групп инклюзивной направленности;

- эффективно коммуницируют с психолого – педагогическим составом;

- планируют рабочие процессы в соответствии с поставленными целями и задачами [17].

Организация инклюзивного образования в дошкольном учебном учреждении – достаточно сложный, структурированный процесс, позволяющий детям с ограниченными возможностями здоровья обучаться в условиях, максимально приближенных к стандартным. Успешность реализации определяется прогрессивным положительным влиянием на всех субъектов учебного процесса.

Публикации по теме:

Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУАнализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

Структура занятия по математике для детей с ОВЗ, ее возможности и ограничения Уважаемые коллеги! Настоящее время предъявляет нам свои требования – курсы повышения квалификации, переподготовка, да и просто самообразование,.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Отчёт о проведении мероприятий недели инклюзивного образования «Равные возможности — равные права» в средней группеОтчёт о проведении мероприятий недели инклюзивного образования «Равные возможности — равные права» в средней группе С 1 апреля по 5 апреля 2019года в средней билингвальной группе «Подсолнух» прошла Неделя инклюзивного образования «Равные возможности –.

Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права»Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права» Со 2 апреля по 6 апреля в младшей группе «Подсолнух» прошла неделя инклюзивного образования «Разные возможности – равные права». Целью данной.

Познавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образованияПознавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образования Познавательно-двигательное мероприятие "Ловкий грамотей" как форма инклюзивного образования. В настоящее время в связи с изменением в образовании,.

Скрытые возможности использования доминоСкрытые возможности использования домино Игра в домино расширяет кругозор ребенка, знакомит его с окружающим миром, развивает память, внимательность, быстроту реакции. Поэтому.

Консультация «Воспитание положительного отношения к труду в процессе экологического образования дошкольников» Мы живем в обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды-одна из самых актуальных. Почти все дети.

Возможности развития коммуникативных способностей детей со взрослыми Современный образовательный процесс в детском саду опирается на повышение коммуникативной, познавательной, исследовательской и творческой.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Возможности инклюзивного образования для дошкольников
Опубликовано: 29 ноября 2020 в 15:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возможности инклюзивного образования для дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем амелина оксана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД