амелина оксана
Возможности инклюзивного образования для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ВОЗМОЖНОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
2.1 Организация деятельности в группе комбинированной направленности в дошкольном образовательном учреждении
Организация процесса инклюзивного образования – достаточно длительный и творческий процесс, требующий активной вовлеченности всех его участников, особенно в рамках реализации в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Публикация «Возможности инклюзивного образования для дошкольников» размещена в разделах
Основной структурной составляющей в процессе управления инклюзивным детским садом является совместность принятия решения участниками образовательного процесса и ответственность за их последствия.
Организация процесса образования путем создания классической структуры инклюзивного ДОУ определяет последовательность решения основных задач [10].
Структура управления инклюзивным процессом :
1. Научно – методический совет – форма командного управления ДОУ, решает стратегические и оперативные задачи.
В состав входят заведующая, координатор по инклюзии, руководители структурных подразделений ДОУ, старший воспитатель, ведущие специалисты.
Основная направленность деятельности – решение оперативных задач:
- анализ процессов дошкольного образовательного учреждения;
- выставление планов работы и принятие отчетностей от структурных подразделений ДОУ;
- контроль и анализ деятельности психолого – медико – педагогического консилиума - ПМПк;
- определение целей работы дошкольного образовательного учреждения и корректирование направлений работы.
Текущие вопросы научно – методический совет обсуждает на плановых совещаниях, организуемых заведующей ДОУ [20].
2. Психолого – медико – педагогический консилиум (ПМПк).
Цель создания – проведение психолого – педагогической оценки динамики развития ребенка и определение механизмов и конкретных способов реализации индивидуальной образовательной программы, ее разработка и определение успешности реализации.
В состав психолого – медико – педагогического консилиума в рамках инклюзивного ДОУ в обязательном порядке входит координатор по инклюзии – специалист, окончивший высшее учебное заведение специализированной направленности, прошедший дополнительную профессиональную подготовку в сфере инклюзивного образования.
Основная цель работы координатора по инклюзии – создание эффективного коммуникативного взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса. Данный аспект является залогом успешности включения детей с инвалидностью и их родителей в образовательный процесс, а также их адаптацию к учебной среде.
Обязанности координатора по инклюзии [1] :
- получение и обработка информации по развитию образовательного процесса и инструментов, необходимых для эффективной адаптации ребенка в учебном процессе;
- подготовка педагогического состава к работе с детьми с ограниченными особенностями здоровья;
- работа с родителями детей, не имеющими особенности в развитии, к включению в образовательный процесс с инклюзивной направленностью;
- работа с воспитателями групп по повышению навыков адаптации детей к среде образовательного процесса;
- оказание помощи ведущему психологу в создании и проведении коррекционных мероприятий;
- ведение журналов взаимодействия по каждому ребенку, контроль процесса заполнения текущей документации сотрудниками образовательного учреждения;
- организация и контроль проведения обязательной диагностики каждого учащегося с целью выявления динамики развития и определения основных направлений коррекционной работы;
- контроль отслеживания и фиксирования в личной карточке ребенка психолого – медико - педагогическим консилиумом достижений и прогрессов в развитии;
- организация коммуникаций с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья;
- организация консультаций детей с ОВЗ у специалистов – психолога, невропатолога и других;
- помощь в выборе образовательного учреждения следующей ступени развития, например, при переходе ребенка из детского сада в школу;
- организация и проведение мастер – классов, семинаров, тренингов с целью обмена опытом педагогического состава и родителей учащихся.
3. Педагогический коллектив инклюзивной группы. Состоит из воспитателей, логопеда, дефектолога, психолога, социального педагога и педагогов дополнительного образования.
Основная цель работы педагогического коллектива инклюзивной группы – организация коррекционного взаимодействия всех структурных составляющих педагогического процесса [11].
Основные направления деятельности:
- разработка последовательных этапов знакомства и овладения образовательной программой;
- участие в диагностике результатов психолого – педагогического анализа группы;
- разработка планов коррекционно – развивающей работы;
- планирование занятий в группах.
4. Родительский комитет. Состоит из родительского состава учащихся групп.
Основные направления деятельности:
- планирование, организация и реализация праздников, событий;
- анализ педагогических ситуаций и организация действий по их решению [12].
Основным условием успешной реализации данной программы является командная работа всего состава сотрудников. Становление и развитие инклюзивного ДОУ зависит от качественного взаимодействия и коммуникации между всеми структурными составляющими процесса.
В случаях, когда ребенок по каким – либо причинам не может посещать группу полного дня, создаются группы дополнительного структурного подразделения: центр поддержки развития ребенка, служба ранней помощи, консультативный пункт, группы кратковременного пребывания. Возраст пребывания детей в подобных группах – от двух месяцев до семи лет.
При приеме ребенка в дошкольное инклюзивное образовательное учреждение, в каждом обособленном структурном подразделении ДОУ проводится беседа с целью составления первичных рекомендаций по образовательной системе и диагностике адаптации ребенка.
Одним из условий успешности освоения образовательной программы является включенность родителей в процесс: участие в консультациях, мастер – классах, семинарах.
Основными направлениями деятельности педагогического коллектива в инклюзивной группе являются :
- оценка первоначальных данных и возможностей ребенка для определения индивидуальной учебной программы;
- планирование образовательной программы с учетом потребностей каждого ребенка группы;
- организация совместной развлекательной и образовательной деятельности всех участников группы.
В процессе первоначальной диагностики базовых данных имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, в качестве инструментов применяется беседа и анкетирование родителей. Им предлагается заполнить опросник. «Ребенок оценивается собственными родителями, на основании чего строится вся последующая работа» [19, с. 12]. Полученные данные применяются для определения интересов ребенка, выявления его навыков самообслуживания, уровня интеллектуальных и социальных умений. Основной целью данного этапа является установление контакта с родителями будущих учащихся, знакомство с ребенком, определение основных направлений деятельности.
В процессе обучения ребенка в рамках инклюзивной группы дошкольного образовательного учреждения, специалистами детского сада – логопедом, дефектологом и психологом - регулярно проводится диагностика развития ребенка. Основным методом диагностики является наблюдение. С помощью него выявляются продвижения в совершенствовании навыков самообслуживания, коммуникации, развитие двигательных и речевых навыков и другие. Основными техниками наблюдений могут являться: дневники, карты заметок, журналы наблюдений.
Основными задачами метода наблюдения являются:
- определение особенностей развития ребенка в настоящее время;
- выявление ограничений, причиной которых являются особенности состояния здоровья;
- определение потребностей в областях развития: физической, эмоциональной, познавательной;
- определение основных целей семьи ребенка, выявление возможностей среды, в которой он находится [13].
Диагностика данных проводится регулярно и в комплексном режиме – каждым структурным подразделением инклюзивного ДОУ. На основании полученных результатов определяется программа, соответствующая образовательным и социальным потребностям ребенка.
В отличие от обычного образовательного дошкольного учреждения, где для всех детей организован единый распорядок дня, в инклюзивном ДОУ может быть использован другой подход.
Расписание инклюзивного дошкольного образовательного учреждения обязано учитывать последовательность занятий – расписание работы помещений, специалистов, индивидуальную программу образования каждого ребенка – как индивидуальные, так и групповые, а также задачи основной образовательной программы.
Расписание режима дня и недели может быть достаточно гибким и изменяемым по причине разнородного времяпровождения детьми в ДОУ – полный или сокращенный день. Составление расписания с учетом всех параметров – достаточно сложный процесс, который входит в обязанности старшего воспитателя и требует активного участия координатора и других специалистов, работающих в группах.
При практической реализации образовательной программы важно учитывать, что учебная деятельность группы может меняться в соответствии с динамикой развития каждого ее члена, например, при изменении психологической составляющей здоровья учащихся или возникновении дополнительных потребностей.
При планировании последовательности и структуры занятий важен учет необходимости чередования спокойных и активных игр, упражнений в помещении и на открытом воздухе, индивидуальных и коллективных видов деятельности, структурированного и неструктурированного обучения [18, с. 80]. В процессе реализации учебных программ проводится разработка разных форм активности, разноуровневых заданий, учитывая при этом особенности каждого ребенка.
Организация коллективной деятельности детей в условиях инклюзивного образования в ДОУ решает потребности в социализации и развитии всех детей, независимо от наличия или отсутствия особенностей развития. Основой такой деятельности является позитивная атмосфера взаимной поддержки и принятия особенностей каждого участника коллектива.
Организация совместной деятельности учащихся ставит следующие задачи:
- создание чувства единения всей группы, сплоченность коллектива, основанная на взаимном уважении и интересе к личности каждого участника, ее особенностям;
- формирование умения налаживать и поддерживать отношения с представителями разных групп;
- формирование умения поддерживать друг друга;
- развитие культуры общения;
- активизация способностей планирования собственной деятельности и обязанностей;
- развитие навыков познавательной, игровой, учебной деятельности;
- формирование навыков самообслуживания [14].
Практика инклюзивного образования реализуется в процессе осуществления образовательных программ и режимных моментов.
Содержание инклюзивного образования может быть реализовано с помощью следующих форм:
1. Индивидуальные занятия. Направлены на выявление и развитие индивидуальных способностей ребенка. Проводятся по специально составленному плану занятий для каждого ребенка.
Основной целью является оценка достижений ребенка, его базового состояния и выявление ближайших зон развития. Каждое занятие проводится с помощью специалистов – логопеда, психолога и других, в зависимости от поставленных задач.
Родители в обязательном порядке ставятся в известность о направленности занятий, а также о полученных в ходе исследования и работы результатах.
Вариацией проведения индивидуальных занятий может являться микрогруппа, в которой одновременно могут принимать участие от двух до четырех детей. В таких микрогруппах исследование проводится путем стимулирования игровой деятельности и совместных занятий, для чего могут быть применены дополнительные развивающие программы. Путем совместного решения заданий, дети учатся взаимодействовать друг с другом, искать верное решение, решать конфликтные ситуации, учитывать особенности друг друга.
2. Фронтальные формы организации активности детей. Решают как познавательные, так и социальные задачи. В рамках инклюзивного образования наиболее подходящей формой является «Круг» – специально организованное занятие, при участии в котором как дети, так и взрослые, играют совместно в доверительной спокойной атмосфере.
3. Детско – родительские группы. Занятия, комплексно включающие в себя разные направления деятельности: игры, песни, танцы, творческие занятия. Проводятся под руководством педагогов, психологов, музыкального преподавателя, инструктора по физической культуре [15].
Родители, принимая активное участие в таких мероприятиях, с одной стороны – поддерживают своего ребенка, оказывая психологическую помощь в освоении новых видов деятельности, с другой стороны – сами получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой. После занятия каждый может задать специалистам интересующие вопросы, получить поддержку, попросить совет или помощи.
4. Праздники, экскурсии, конкурсы, прогулки. Данный вид деятельности является важной составляющей в программе инклюзивного образования. Несут в себе не только развлекательную, но и информационную направленность, а также отвечают задаче сплочения коллектива.
5. Специально организованная среда. Основой являются элементы программ проблемного обучения. Среда выстраивается в соответствии с зонами ближайшего развития ребенка. Путем направления взрослых и самостоятельного поиска вариантов решения проблемы ребенок самостоятельно приобретает соответствующие навыки.
Определим показатели успешности внедрения инклюзивного обучения в условиях дошкольного образовательного учреждения комбинированной группы:
Дети, включенные в образовательный процесс :
- показывают положительную динамику в развитии;
- успешно прошли социальную адаптацию, посещение учебного заведения не вызывает у них негативных эмоций;
- получают необходимую социальную и психологическую поддержку в овладении образовательной программой.
Родители детей с ограниченными возможностями здоровья :
- понимают перспективы развития, уровень своей ответственности, стоящие задачи обучения;
- принимают активное участие в социальной жизни своего ребенка;
- поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении;
- активно коммуницируют с педагогами и психологами учебного заведения.
Родители всех детей – участников образовательного процесса инклюзивной группы :
- активно сотрудничают и поддерживают семьи детей с ОВЗ, педагогический состав, психологов [16].
Педагогический состав:
- принимает и следует административным положениям образовательного учреждения;
- активно использует как имеющиеся знания, так и инновационные технологии в образовательном процессе, принимает участие в разработке и реализации учебных методических программ;
- взаимодействует с родителями, координатором по инклюзии и специалистами сопровождения – педагогами и психологами;
- имеет положительный настрой в сфере реализации профессиональной деятельности;
- активно занимается саморазвитием и самообразованием в сфере своей специальности.
Специалисты сопровождения – педагоги и психологи:
- принимают активное участие в адаптации и развитии учащихся групп инклюзивной направленности;
- эффективно коммуницируют с психолого – педагогическим составом;
- планируют рабочие процессы в соответствии с поставленными целями и задачами [17].
Организация инклюзивного образования в дошкольном учебном учреждении – достаточно сложный, структурированный процесс, позволяющий детям с ограниченными возможностями здоровья обучаться в условиях, максимально приближенных к стандартным. Успешность реализации определяется прогрессивным положительным влиянием на всех субъектов учебного процесса.