Ольга Томилина
Опыт работы по вовлечению в воспитательно-образовательный процесс родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст. 18. п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.
Публикация «Опыт работы по вовлечению в воспитательно-образовательный процесс родителей» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно - образовательного процесса.
В нашей группе ежегодно разрабатывается план совместной деятельности с родителями воспитанников.
Основные задачи, которые я ставлю в своей работе, заключаются в следующем:
1) Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
2) Объединение усилий для развития и воспитания детей;
3) Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов.
А принципами взаимодействия с родителями являются :
1) Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
2) Индивидуальный подход. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится и человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3) Сотрудничество, а не наставничество. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать социальный статус родителей своих воспитанников, их настрой и ожидания от пребывания ребенка в детском саду. Ежегодно в сентябре проводятся анкетирование среди родителей воспитанников на тему : «Социальный портрет семьи». Анализ рисунков воспитанников на тему : «Моя семья», «Мой дом» также помогает понять, как относятся к ребенку дома.
Для осуществления сотрудничества с родителями воспитанников применяются такие формы и методы работы, которые мотивировали бы родителей идти на контакт, сотрудничать и, самое главное, чувствовать себя не просто наблюдателями, а активными участниками процесса.
В образовательном процессе нами используются традиционные формы работы с родителями такие, как:
- планирование и совместная работа на родительских собраниях;
- консультирование родителей, например «Как организовать домашнее занятие по рисованию и лепке»;
- родительские уголки, папки-передвижки, информационные стенды, памятки для родителей, такие как «Двигательная активность детей – фактор успешного развития», «Закаливание детей в домашних условиях», «Особенности развития речи детей», фотоальбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем»;
- проведение для родителей дней открытых дверей;
- участие родителей в создании и оформлении групповой предметно-развивающей среды (Центр Космонавтики);
- участие в культурно-массовых мероприятиях (Хоровод подвижных игр на Рождество);
- совместное проведение спортивных праздников «Папа, мама, я - спортивная семья»;
- участие в творческих выставках детско-родительских работ («Осенняя фантазия», «Новый год у ворот»);
- благоустройство прогулочной площадки (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление фигур из снега, украшение территории детского сада к Новому году);
- участие родителей в субботниках по благоустройству территории детского сада.
Вместе с тем, внедрены и инновационные формы работы с родителями :
- создан официальный интернет-сайт детского сада, где родители получают информацию на разные темы. Здесь размещены консультации узких специалистов, воспитателей по проблеме воспитания и развития детей разного возраста, советы старшей медсестры. А также размещены нормативные документы, информация о сотрудниках и работе ДОУ;
- созданы страницы групп ВКонтакте, в Инстаграме – это неформальное общение родителей и воспитателей, размещение фото и видеоматериалов о различных мероприятиях ДОУ, обмен информацией;
- группа в мессенджере WhatsApp. Общение родителей и воспитателей.
На сегодняшний день можно сказать, в нашем дошкольном учреждении сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители стали проявлять искренний интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка, посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.