Анастасия Скокова
Вовлечение семьи ребенка в педагогический процесс посредством использования технологии проектирования
▼ Скачать + Заказать документы
Мы все знаем, что в последнее время родители не всегда могут уделить время своим детям. Это общая проблема нынешнего времени, так как мы вынуждены очень мобильно жить, думать, действовать… Дети, отданные в сад, зачастую оказываются один на один со всеми возникающими проблемами и чужими, по сути, людьми. Наши родители считают, что воспитатель может заменить их во всех аспектах воспитания. Но это далеко не так. Никто не заменит материнской теплоты и семейного очага. То, что ребенок получает дома, невозможно измерить. Это та жизненная база, на которой будет строиться вся жизнь этого маленького человека…
Публикация «Вовлечение семьи ребенка в педагогический процесс посредством использования технологии проектирования» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
Актуальность данной работы заключается в том, чтобы развить позитивное и доверительное взаимодействие детей, родителей и сотрудников детского сада, повысить психолого-педагогические знания у родителей. Если пришедшие к нам родители будут вплетены нами в воспитательно-образовательный процесс, то они смогут грамотно вести своих детей и в дошкольном возрасте, и при переходе в школу. Каким педагогическим методом удобнее воспользоваться? Исходя из того, что педагогический процесс в данное время все больше и больше склоняется к проектной и исследовательской деятельности, остановимся на методе проектной деятельности.
Основной целью взаимодействия дошкольного учреждения и семьи можно считать возникновение единого образовательного пространства, в котором будут созданы условия для саморазвития и самосовершенствования всех субъектов образовательного процесса. К условиям для организации единого образовательного пространства можно отнести:
• атмосферу сотрудничества и доверия между всеми участниками педагогического процесса;
• построение единого подхода к воспитанию, развитию ребенка;
• формирование условий для саморазвития взрослых;
• повышение психолого-педагогической грамотности родителей;
• укрепление уверенности родителей в собственных педагогических возможностях;
• расширение сферы участия родителей в организации жизни ДОУ;
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
При таком подходе к взаимоотношениям педагогов ДОУ и семей воспитанников, детский сад становится принципиально открытым для родителей.
Проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
Проектная деятельность для дошкольников предполагает активное взаимодействие детей друг с другом и с воспитателем. Но кроме этого в ДОУ набирают силу детско-родительские проекты, которые позволяют вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей. Эти проекты приводят к тому, что родители начинают лучше понимать внутренний мир своего ребенка, становятся ближе к своим детям, налаживается контакт с воспитателями и педагогами ДОУ.
Проектировочный этап предполагает постановку педагогами и родителями целей и задач и определение содержания совместной деятельности по воспитанию и развитию дошкольников в семье и детском саду. Постепенно педагог подводит родителей к обсуждению актуальных задач развития дошкольников, которые им предстоит решать сообща.
В основу создания образовательных программ для родителей должны быть положены следующие принципы (Л. Г. Петряевская) :
— принцип приоритетности влияния семейных отношений, семейного воспитания на становление личности ребенка;
— значимости внутрисемейных отношений как ведущего компонента воспитательного потенциала семьи;
— принцип единства и непротиворечивости воздействия семьи и образовательного учреждения в воспитании ребенка;
— принцип целостного развития ребенка, предполагающий отражение многообразия влияния семьи на формирование целостной структуры личности ребенка.
Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, как сделать родителей участниками воспитательного процесса и привлечь к проектной деятельности?
Прежде всего необходимо установить с родителями хорошие доверительные отношения. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если мы хотим стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, нам прежде всего необходимо установить активный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями.
Я расскажу вам о приёме, которым пользуются наши коллеги с целью организации позитивного общения с родителями.
«Принцип сэндвича».
Все мы знаем, сэндвич состоит из слоёв. Пусть всегда первым слоем будет – хорошая информация о ребенке. Педагогу всегда есть, что сказать хорошего о ребёнке. Например, Дима сегодня был дежурным и хорошо справился со своими обязанностями. У вас растёт помощник!
Мы видим, что первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй части. Второй слой сэндвича – сообщение негативной информации, либо обращение с просьбой к родителям.
И на третьем этапе педагог говорит о сильных сторонах ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивных решений проблемы. В общении с родителями необходимо показать им важность совместной деятельности с детьми. Одним из необходимых условий для того, чтобы родители с желанием и заинтересованностью участвовали в проектах, является понимание ими сути проектной деятельности. На собраниях мы объясняем родителям, что вся работа по проекту делится на 3 этапа :
1. Подготовительный этап.
2. Практический этап.
3. Заключительный этап.
На каждом этапе организуется определенная деятельность участников проекта. На первом этапе мы мотивируем родителей к участию в проекте : оформляем информационный уголок по теме проекта, раздаем памятки. Проводим опрос, что могут предложить сами родители и какую оказать помощь. На втором этапе проводим индивидуальные беседы с целью создания интереса и привлечения их к изготовлению: поделок, макетов, коллекций, газет, книжек-малышек, презентаций, мини-сообщений, материалов в мини-музей.
Подводим к тому, чтобы они вместе с детьми добывали информацию из различных источников (интернет-ресурсы, познавательные телепередачи, чтение художественной литературы, беседы, посещение музеев, выставок) для своих творческих работ.
На третьем этапе в нашей группе для родителей организуем «День открытых дверей». Например, торжественно открываем наш «Центр здоровья «Айболит» и аптеку, где каждая семья может презентовать свою работу. После этого организуется приятная и значимая для всех участников проекта «Минута славы» с поощрениями, фотосессией для портфолио группы.
И в заключении хочется сказать, что общение будет эффективным только если родитель видит работу педагога. Если работа педагога видна, родитель начинает уважать его.
Конечно, авторитет у родителей зарабатывается годами! Не сразу! Работайте с ними, организуйте интересные родительские собрания, рассказывайте им об успехах их детей, показывайте презентации и видеоролики о том, чем вы занимаетесь в течение дня, организовывайте интересный досуг, вовлекайте родителей в проектную деятельность. Главным здесь являются искренняя заинтересованность педагога, его творческий потенциал и умение увидеть, услышать и даже почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться», какие новые открытия совершить, а также стремление «заразить» интересами детей и их родителей.