Светлана Игнатова
Вовлечение детей и родителей в планирование образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Вовлечение детей и родителей в планирование образовательной деятельности
Автор: Игнатова Светлана Николаевна, воспитатель МДОУ Помоздинский детский сад № 4 «Солнышко»
22.10.2018
По ФГОС ДО образовательная деятельность в детском саду должна строиться на основе взаимодействия взрослых с детьми:
- учитывая интересы и возможности каждого ребенка,
- поддержки инициативы и самостоятельности детей,
Публикация «Вовлечение детей и родителей в планирование образовательной деятельности» размещена в разделах
- День победы. Планы, тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
А также должны быть созданы условия для участия родителей в образовательной деятельности.
4 года назад я изучила материалы Свирской Лидии Васильевны и заинтересовалась её идеей. Постепенно ввела в свою деятельность технологию совместного планирования.
С чего же начать планирование с детьми?
Можно в группе организовать небольшую выставку по теме. Дети с утра приходят, обращают внимание на новое, рассматривают, задают вопросы, начинают играть. Таким образом, дети аккуратно подводятся к теме нашей недели.
Затем собираемся на совместное планирование – детский совет, где используется модель трё х вопросов: что дети уже знают по данной теме, что хотят знать, и что будут делать.
Чтобы не было проблем, детский совет не должен быть слишком долгим. Для детей старшего возраста промежуток времени составляет до 20 минут. Право выбора, сидеть ли на полу или на стульчиках, остается за детьми. А детей, которые отвлекают друг друга необходимо сажать подальше друг от друга.
В планировании можно использовать схемы, которые означают тот или иной вид деятельности. План детей вывешивается в приёмной комнате, чтобы и родители были в курсе наших дел. Синим цветом обозначаем вид деятельности, зелёным записываем предложения, коричневым – имена детей, кто предлагал. А красным кружочком обозначаем выполненное.
Планируя работу вместе с детьми, мы получаем самостоятельно, а значит, осознанно и ответственно выбранные дела и действия – не нужно будет придумывать мотивацию. Она уже есть. Дети до начала действия уже знают, чем они могут заняться. Это придает дню определенность и продуманность.
В этом году было решено привлечь к планированию и родителей, ведь они такие же участники образовательного процесса. Предложения родителей также записываются.
Дети после совета сразу приступают к его выполнению. Находят материалы и атрибутику, играют в свои запланированные игры.
Также дети разделяются по подгруппам: одни конструируют, другие рисуют, делают аппликацию. Таким образом, создаются условия для свободного выбора детьми деятельности и партнеров по игре. Задача педагога: общение с каждым ребенком, поддержка инициативы, обеспечение игрового времени и пространства.
Привычка к самостоятельному выбору позволяет детям в дальнейшем принимать решения и успешно решать проблемы, становиться творческими и мыслящими личностями.
Выбор – это не награда, которая выдается детям после учебной работы, это их право. Дети никогда не научатся делать выбор, если взрослые не предоставляют им возможности делать этого.
Каждый день мы возвращаемся к нашему плану, подводим итоги: что сделано, а что ещё предстоит сделать. Также мы поддерживаем спонтанные игры детей. Например, мы не планировали что-то инсценировать, но после того как перед сном послушали сказку, детям захотелось её разыграть. Вечером дети подобрали атрибутику, необходимые материалы, выбрали себе роли и инсценировали.
Дети, вовлеченные в работу по своей инициативе, свободные в выборе средств, чувствуют уважение и имеют возможность выразить свою индивидуальность и проявить творчество.
Вместе с тем каждый день у детей должна быть возможность включиться в деятельность под руководством воспитателя. Могут быть предложены занятия, на которых все дети заняты одним обязательным делом – это музыкальные занятия, занятия по физкультуре, подготовка к празднику и т. д.
А родители также участвуют в образовательном процессе : приносят в детский сад поделки, картины, которые делали дома вместе с детьми. Участвуют в празднике, помогают в оформлении зала.
И в конце проекта мы анализируем наши действия. Что мы хотели, что сделали, что получилось, продолжать наш проект или закончить. И также в приёмной вывешивается результат проекта. Т. е. чем занимались всю неделю.
Совместное планирование с детьми имеет много положительных моментов: это и поддержка детской инициативы, активное взаимодействие с родителями, укрепление детскородительских взаимоотношений, обучение детей целеполаганию и построению своей деятельности.