Саша Морозова
«Такая разная вода». Конспект занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.
Тема занятия: «Такая разная вода»
Возрастная группа: подготовительная
Цель занятия: Формирование знаний о неживой природы (воды) с последующим закреплением знаний в экспериментальной деятельности и в дидактической игре на ИКТ оборудовании.
Задачи занятия:
Образовательная:
- Систематизировать знания об агрегатных состояниях воды (газообразное, жидкое, твердое, расширить знания об изменчивости воды
Развивающая:
- Развивать мыслительные операции: обобщение, синтез; произвольное внимание; диалогическую речь.
Воспитательная:
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу в процессе экспериментальной деятельности
Дополнительные задачи:
Игровые:
1. Расставить изображения агрегатных состояний воды в правильной последовательности.
Дидактическая:
2. Закрепить знания детей о состояниях воды.
Экспериментальные:
1. Экспериментальным путём расширить знания о различных состояниях воды.
Словарная работа: вода, лед, пар, конденсат.
Планируемый результат занятия: Систематизированы знания детей о состояниях воды, знания закреплены в экспериментальной деятельности и в дидактической игре на ИКТ оборудовании.
Подготовительная работа: наблюдение за погодными явлениями (дождь, снег, туман, беседы на тему «Круговорот воды в природе».
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа
Деятельность педагога Методы, формы, приёмы Предполагаемая деятельность детей Материалы и оборудование Планируемые результаты
1. Организационно-мотивационный Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия Собирает детей в круг «Здравствуй Небо….»
Загадывает загадки лед, вода, пар
-А что объединяет все это?
-А хотите ли вы узнать, где в обычной жизни мы можем увидеть все эти состояния воды?
Методы: наглядные: показ изображений, беседы словесные.
Формы: фронтальная.
Приемы: вопрос, загадки. Дети слушают и отгадывают загадку - Дети проявляют интерес, замотивированы на предстоящую деятельность.
2. Основной этап
2.1. Этап постановки проблемы Сформулировать гипотезу, в доступной для детей форме. Проблемная ситуация:
- Сможем ли мы в условиях группы поменять агрегатные состояния воды. Например: в кастрюле кипит вода и мы видим пар, в чайнике обычная вода, а в морозилке лежит лед.
Проблемный вопрос:
-от чего зависит состояния воды в природе? Методы: наглядные, словесные: беседа
Формы: фронтальная.
Приёмы:
вопросы Дети дают свои ответы и предположения-можем
- от солнца,от нагрева, от температуры - В ходе деятельности сформулирована гипотеза.
2.2. Этап ознакомления с материалом Создание условий для восприятия содержания проблемы. Включает видеоролик с интересными фактами о воде, её свойствах, составе. Презентация с изображениями и фактами о воде. Обсуждает просмотренное видео и по ходу вопросов делает микровывод совместно с детьми.
- О чем был видеоролик и презентация?
-Что такое вода?
Предлагает отдохнуть и провести физическую минутку. Методы: наглядные, словесные: беседа
Формы: фронтальная.
Приёмы: вопросы. Дети внимательно слушают выполняют данные им задания.
Видеоролик Овладение умением воспринимать новую информацию.
2.3. Этап практического решения проблемы Овладение действиями, способами решения проблемы - Мы разделимся на 2 группы. Я буду назначать исследователей на роль тех, кто будет контролировать эксперименты.
- Перед каждым экспериментом мы выдвинем гипотезу.
- Если гипотеза подтверждается, исследователь будет класть зелёную фишку в коробочку. Если гипотеза опровергается, то исследователь будет класть красную фишку.
1) «Температура воды»
- Может ли вода иметь разную температуру?
-Как мы можем это проверить?
- Перед началом нашего опыта, давайте вспомним технику безопасности.
- Я налила в 2 стакана воду. Аккуратно потрогайте её рукой и сделайте вывод. Вода в этих двух стаканах одинаковая или разная?
- Юные эксперты, какое ваше заключение.
(Вода в 1 стакане – тёплая, а во 2 – холодная.)
- Что же это значит? К какому выводу мы пришли?
(Что воду можно не только замораживать, но и нагревать.)
- Скажите, а как мы нагреваем воду в повседневной жизни?
(С помощью чайника)
- Мы провели опыт, скажите, опыт удался? Какую фишку мы кладем в коробочку?
2) «Круговорот воды в графине»
- Ребята, а может ли вода превращаться в пар? Как вы думаете?
- Что будет, если мы нальём горячую воду из чайника в графин?
- А сейчас мы это узнаем.
- Перед началом нашего опыта, напомню технику безопасности.
- Посмотрите, у меня есть два одинаковых графина и плёнка. Сейчас я налью в графин горячую воду и накрою графин целлофаном.
- Посмотрите, ребята, а что это идёт от воды?
(Это пар)
- А что с паром происходит дальше?
(Он оседает на стенки нашего графина)
- Мы провели опыт, он удался? Скажите, какую фишку мы кладем в коробочку?
- Какой вывод мы можем из этого сделать? (Вода может принимать не только форму льда, но и становится паром)
- Это называется конденсат.
3) «Лёд»
- В начале нашего занятия мы оставили лед в группе.
- Как вы думаете, что случилось со льдом?
- Давайте проверим.
- Подходите все сюда.
- Посмотрите. Что случилось с нашим льдом на столе?
(Он растаял)
- Исследователи, наш эксперимент со льдом удался? Наши теории подтвердились? Какую фишку мы кладем в коробочку?
-И что же это значит? Давайте сделаем вывод.
МИКРОИТОГ
- Ребята, что вы узнали из опытов? В каких состояниях может находиться вода? Словесный: объяснение.
Наглядный: показ способа действий
Практический: экспериментирование
Приемы: вопрос, уточнение. Дети слушают технику безопасности.
Дети трогают воду в 2 стаканах, правильно отвечают на вопрос, делают вывод.
Дети наблюдают за экспериментом, делают выводы. Фишки красные, фишки зеленые, коробочка, 2 стакана с горячей и холодной водой.
Фартуки
Фишки красные, фишки зеленые, коробочка, графин, плёнка.
Фишки красные, фишки зеленые, коробочка, лед в кубиках, тарелка. Дети овладевали способами решения проблемы посредствам проведения эксперимента и его фиксации. Закрепили ранее полученные знания с помощью дидактических игр.
2.4. Этап проведения дидактической игры на ИКТ Осуществить закрепление полученных знаний в процессе выполнения дидактической игры на ИКТ оборудовании Предлагает детям пройти к интерактивной доске и провести игру на ИКТ оборудовании.
Перед началом игры необходимо повторит технику безопасности при работе на ИКТ оборудовании.
Лиза, напомни ТБ.
Игра «Найти и проверь себя» Загадываю загадку, необходимо отгадать и сравнить ответ с изображением на экране.
На экране изображения с различными предметами, необходимо соотнести картинки по группам. Найти те изображения, где вода находиться в различных состояниях (газообразное,жидкое, твердое)
Словесный: объяснение, беседа
Наглядный: показ способа действий
Приемы: вопросы, уточнение, оценка, указание
Формы: групповая, индивидуальная Выполняют игровые действия, соблюдая технику безопасности. 3 игры на ИКТ оборудовании, стилусы, сухие салфетки для рук. Полученные в ходе занятия знания закреплены в процессе дидактической игры на ИКТ оборудовании.
3. Заключительный этап Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки - Ребята, чем мы с вами сегодня занимались?
- Что мы сегодня узнали? Какая может быть вода? Какие у воды могут быть состояния?
- Какие опыты мы ставили? Какой опыт вам понравился больше всего?
- Какие у вас появились трудности во время экспериментов?
- А что вам было легче всего делать?
- Если наши эксперименты вам не понравились, поднимите стаканчик со льдом, если вам всё понравилось, поднимите чайник с паром.
- Сегодня на занятии Петя и Даша были очень активные, а наши испытатели Катя и Миша были очень внимательными.
- Отлично, у меня для вас есть вот такие наклейки с Капелькой.
Методы: словесные: беседа
Формы: фронтальная.
Приемы: вопросы Дети отвечают на вопросы.
.
Дети делятся своими впечатлениями анализируют свою деятельность на занятии.
Вырезанные стаканчики со льдом и чайники с паром, наклейки с Капелькой. Овладение умением анализировать собственную деятельность и деятельность.