Папки-передвижки

Восприятие психических явлений с целью фиксации происходящего и изучения психических процессов в образовании

Александр Владимирович Гришин
Восприятие психических явлений с целью фиксации происходящего и изучения психических процессов в образовании
▼ Скачать + Заказать документы

Наука – это, прежде всего, исследование, поэтому характеристики науки не исчерпываются определением предмета, она включает и определение ее метода.

Метод – это путь познания, способы, посредством которых

познается предмет науки. Все методы могут быть разделены на две

основные группы: субъективные и объективные. Субъективные методы основываются на самооценках или самоотчетах испытуемых,

а также на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом

явлении или полученной информации. К субъективным методам

относят наблюдение, опрос. К объективным методам – эксперимент и психодиагностические методы.

Публикация «Восприятие психических явлений с целью фиксации происходящего и изучения психических процессов в образовании» размещена в разделах

Принято также делить все методы на основные и вспомогательные. К основным относятся наблюдение и эксперимент.

К вспомогательным – тесты, опрос (интервьюирование и анкетирование, беседа, социометрия, метод анализа продуктов деятельности. Следует более подробно остановиться на том, что представляют собой эти методы.

Наблюдение – целенаправленное, обусловленное определенными задачами восприятие психических явлений с целью фиксации

происходящего. Основное требование – наличие четкой целевой

установки. В соответствии с целью должен быть определен план

наблюдения. Плановость и систематичность наблюдения составляет самую существенную черту его как научного метода (обеспечивает объективность). Преимущество состоит в том, что этот

метод позволяет изучать психические процессы в естественных

условиях. Основные требования:

1. Определение задачи и цели (для чего? с какой целью).

2. Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать).

3. Выбор способа наблюдения (как наблюдать).

4. Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи).

5. Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Недостатки наблюдения: большие затраты времени и трудности в интерпретации данных. Это пассивный метод, поскольку не

предполагает активного вмешательства исследователя в процесс

наблюдения. Для научного наблюдения характерна не простая

фиксация факта, а переход от его описания к объяснению. Б. Брехт

писал: «Учитесь не смотреть, а видеть».

Виды наблюдения: сплошное и выборочное, включенное,

стороннее, скрытое.

Эксперимент – это специально организованная исследовательская деятельность, которая проводится в заранее заданных

условиях. От наблюдения отличается активным вмешательством

исследователя в ситуацию.

Особенности эксперимента:

1. Исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него.

2. Экспериментатор может варьировать, изменять условия,

при которых протекает явление.

3. В эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов.

Виды эксперимента: констатирующий, формирующий; естественный, лабораторный. Констатирующий эксперимент – средство

исследования изучаемого явления. Формирующий эксперимент –

формирование изучаемого явления.

Обязательно наличие экспериментальной и контрольной

групп для проверки выдвигаемой гипотезы. Однако в эксперименте

возможны «подвохи» со стороны самого экспериментатора и испытуемых, а также факторы, которые могут исказить результаты

эксперимента (артефакты).

К ним относится «эффект Розенталя» – связан с ожиданиями

экспериментатора, который убежден, что реакции испытуемых

изменятся, он невольно передает свои ожидания испытуемым.

«Эффект Хоторна» если испытуемым известна принятая гипотеза, то вполне вероятно, что они непроизвольно или намеренно

будут вести себя в соответствии с ожиданиями исследователя. Во

избежание подобных «ловушек» используется двойной слепой метод, который заключается в том, чтобы испытуемых распределяли

по группам тайно, и они не догадывались о гипотезе. Существует

также модель злонамеренного испытуемого, когда испытуемые

действуют так, чтобы разрушить гипотезу. Представлены большой группой методов, которые называются психодиагностическими. Заключаются в том, чтобы фиксировать и описывать в упорядоченном виде психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по какому-либо признаку.

Собственно психическое отражение появляется

тогда, когда живой организм начинает реагировать на биологически

нейтральный объект (раздражитель). Психическое появляется тогда,

когда живые организмы приобретают способность реагировать не

прямо на биологически значимые раздражители, а на сигналы о существовании таких биологически значимых объектов. Такая реакция

получила название – реакция на сигнал. Отражение биологически

нейтральных свойств оказывается неразрывно связанным с качественно иной формой активности живых существ – поведением.

Практически все животные обнаруживают сигнальное поведение,

и на основании этого мы считаем, что у них есть психика.

Раздражимостью обладают все живые организмы, включая

растения. Чувствительностью обладают все животные, начиная

с простейших (инфузории, амебы). Психика в собственном смысле

этого слова появляется лишь тогда, когда у животных формируется

особая материальная структура, ответственная за отражение

нервная система.

Далее начинает развиваться психика животных :

1. Простейшие – сетчатая (диффузная) нервная система.

2. Дождевые черви – ганглиозная (цепочечная) нервная система; нервные узелки находятся в каждом сегменте, и у них уже

можно вырабатывать условные рефлексы.

3. Насекомые – их нервная система имеет уже три отдела:

головной, грудной и брюшной.

4. Следующим этапом становится появление центральной

нервной системы, разделение на спинной и головной мозг.

Обобщая сказанное выше, в филогенезе происходит постоянное усложнение среды обитания, что, в свою очередь, ведет к усложнению нервной системы. Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу

необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного

человека. И хотя видовые биолого-морфологические признаки

человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности.

В процессе исторического развития общества человек изменяет

способы и приемы своего поведения, трансформирует природные

задатки и функции в высшие психические функции (ВПФ) – специфические человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память,

абстрактно-логическое мышление); опосредованное применение

вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе

исторического развития (язык, письмо, счет). Это способность

человека овладевать собственной психикой. Под ВПФ Л. С. Выготский понимал способность человека заставить себя запомнить образовательный материал, обратить внимание на какой-либо предмет,

организовать свою умственную деятельность в образовании себя.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Восприятие психических явлений с целью фиксации происходящего и изучения психических процессов в образовании
Опубликовано: 27 августа 2024 в 20:47
+53Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Восприятие психических явлений с целью фиксации происходящего и изучения психических процессов в образовании» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД