Виктория Сизова
Восприятие художественного слова у детей дошкольного возраста при заучивании стихотворений
▼ Скачать + Заказать документы
Восприятие художественного слова у детей дошкольного возраста используя заучивание стихотворений.
В методике речевого развития особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихотворения. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма; детей привлекает к себе мир звуков. Помогаем детям запомнить стихотворение с помощью разнообразных методов заучивания, развиваем выразительность речи, чувство ритма, устную речь, воображение.
Публикация «Восприятие художественного слова у детей дошкольного возраста при заучивании стихотворений» размещена в разделах
Заучивание стихотворений –средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова.
В стихотворении мы рассматриваем две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (ритмичность,музыкальность). Необходимо научить ребенка понимать и воспринимать эти две стороны в их единстве.
Для заучивания стихотворения мы учитываем следующие требования:
краткость самого стишка и отдельных строк;
простота и ясность знакомых детям образов;
простота и четкость ритма;
При отборе стихов для заучивания учитывается их объем: 1-2 строфы для младших групп, несколько больше - для старших; разнообразие видов поэзии.
В старшем дошкольном возрасте мы совершенствуем умение осмысленно, отчетливо и выразительно читать наизусть стихи, проявлять инициативу и самостоятельность. При заучивании с детьми стихов перед нами стоят две задачи:
Учить детей читать стихи выразительно.
Добиваться хорошего запоминания стихов, т. е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.
Выразительным называется такое чтение, которое ясно, отчетливо передает мысли и чувства, выраженные в произведении. Выразительное чтение требует дословного знания текста, потому что пропуск или изменение порядка слов нарушает художественную форму. При разучивании можно использовать и другие виды памяти: зрительную,
осязательную, двигательную. При этом не нужно забывать, что самая сильная память –это эмоциональная.
Построение занятия по заучиванию стихотворения.
В начале занятия мы создаём эмоциональный настрой, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Проводим небольшую беседу, связанную с темой стихотворения. В ходе ее используются вопросы, напоминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста. Настроить детей можно и загадкой, картинкой, игрушкой. В старшем дошкольном возрасте можно использовать литературный портрет поэта. Заинтересовав детей и создав у них настроение мы называем жанр и автора.
После такой беседы происходит выразительное чтение стихотворения (наизусть) без установки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музыкальности, напевности, красоты стихотворения. От того, насколько выразительно прочитан текст, зависит восприятие его детьми.
Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи («По дубочку постучишь.», рус. нар. песня; И. Белоусов «Весенняя гостья»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Г. Виеру «Мамин день», А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый.» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Суриков «Вот моя деревня»). В подготовительной к школе группе детям интересно заучивать басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей» «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Ребята очень любят их слушать и рассказывать, хотя конечно им еще сложно понять аллегорический смысл басни. Но для этого мы проводим подготовительный анализ басни, подводим детей, с помощью сравнений с нашей повседневной жизнью, к пониманию басни.
Алексеева М. М., Яшина В. И методика развития речи и обучение родному языку дошкольников учебное пособие.