Лариса Ларина
Воспитывающее начало народных игр как средство гармоничного развития личности
▼ Скачать + Заказать документы
В детском быту есть свои традиции. Одна из них, наиболее живучая, - это заимствование игр детей друг от друга, младшего поколения от более старшего. К таким играм относятся: «Кошки-мышки», «Гуси-лебеди», «Коршун и цыплята» и другие. Кто придумал эти игры? Как они возникли?
На этот вопрос можно ответить: они созданы народом также как песни и сказки. По этому признаку они и называются народными и передаются из поколения в поколение. Как показывает практика воспитания, традиционное содержание многих народных игр до сих пор удовлетворяет интересам детей, отвечает на их жизненные запросы.
Публикация «Воспитывающее начало народных игр как средство гармоничного развития личности» размещена в разделах
Перенимают эти игры дети в детском саду, играя друг с другом именно в тех коллективах, которых организуются ими самими.
Какие же ценные педагогические свойства содержат народные детские игры, каково их воспитывающее начало?
Прежде всего, эти игры служат несомненным доказательством педагогического таланта и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства.
Поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определили последовательность игр от младенчества до более взрослого возраста ребенка.
Пока ребенок еще мал, все игры обращены индивидуально к нему. Его забавляют, развлекают несложными играми с звучащими, шумящими, красочными игрушками, играми - прибаутками. Туи и «ладушки» и «сорока-ворона».
Но вот ребенок научился ходить, бегать и характер игр резко меняется – появляются коллективные игры, в которых воспитывается чувство самостоятельности и вместе с тем объединения с другими детьми, известной зависимости от них. Ребенок при этом может испытывать много положительных чувств, которые возбуждает игра. Он радуется тому, что мышка не попалась мышке, сочувствует пойманному.
Можно точно сказать, что народные игру влияют на воспитание ума, характера, воли, развивает нравственные чувства, физически укрепляет ребенка. Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, чувства напряжены, действия организованы.
Народные игры, как правило, образны. Поэтому они увлекают детей преимущественно детей дошкольного возраста. Характерно то, что образ в игре не статичен. Происходит это в силу того, что в игре есть свой случай, событие, оно и составляет игру, именно его и переживает ребенок.
В игре «Коршун и наседка» коршуну нужно утащить цыпленка, а курице – защитить. В игре «Гуси-лебеди» волку нужно поймать гусей, а гусям убежать от него. Этот признак роднит народные игры с творческой детской игрой, где тети зачастую создают такой случай, событие, но там оно быстро исчезает под наплывом новых впечатлений.
Действия, составляющие игру, как правило, противоположны друг другу. Коршун ловит – наседка защищает. Ловит медведь – дети убегают. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения, осторожности – и этим увлекает детей.
Таким образом, народные игры – это неотъемлемая часть современного воспитания и используя их, мы способствуем более гармоничному развитию ребенка, его быстрейшему становлению как личность.