Фокина Ирина Сергеевна
Консультация для родителей «Воспитываем культурно-гигиенические навыки у ребёнка с раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитываем КГН у ребёнка с раннего возраста
Консультация для родителей «Воспитываем культурно-гигиенические навыки у ребёнка с раннего возраста»
Публикация «Консультация для родителей „Воспитываем культурно-гигиенические навыки у ребёнка с раннего возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста играет важнейшую роль для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет усвоение правил и норм поведения, вхождение малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс откладывать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
Воспитание культурно—гигиенических навыков начинается в семье.
В раннем возрасте дети обладают большой подражательностью. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, несколько раз выполните поручение совместными усилиями. Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он еще не научился правильно есть ложкой. Будьте последовательны в своих требованиях. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом и лицо. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей. Так, если поручить ребенку, которому нет еще трех лет, самостоятельно завязать шнурки, то эта задача окажется для него слишком сложной. Не забывайте об игровых моментах. Например, в играх с куклой можно закрепить знания о последовательности в одевании, раздевании, умывании. Не торопите ребенка. Не упрекайте его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз. Помните, что к вечеру дети устают и их действия становятся медлительными. Старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Труд должен приносить ребенку радость. Тактично оценивайте результаты труда ребенка. Недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось.
Навыки детей становятся прочными, если они закрепляются постоянно. Главное, чтобы детям было интересно и чтобы они могли видеть результаты своих действий. Следующее условие – единство требований со стороны взрослых.
Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Малыш за столом.
Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Для того, чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к приёму пищи, старайтесь соблюдать некоторые правила.
Не делайте за столом замечаний, не упрекайте малыша за испачканную одежду, а наоборот, покажите ему, как выполнить действие, хвалите малыша за то, что он правильно взял ложку, аккуратно и хорошо поел и т. д.
Чтобы не ругать малыша за плохой аппетит, кладите небольшие порции еды, чтобы он мог действительно всё съесть. Лучше положить ребёнку добавки, если он не наелся, тем более, это повод ещё раз его похвалить.
Критерии опрятной еды.
- Правильно держать ложку (правой или левой рукой).
- Опрятно есть, пережевывать пищу с закрытым ртом.
- Не крошить хлеб.
- Не разговаривать с полным ртом.
- Пользоваться салфеткой.
- Пользоваться только своим прибором.
- Тихо выходить по окончании еды из – за стола.
- Благодарить.
Этот процесс можно сопроводить потешкой:
Час обеда подошёл,
Сели деточки за стол.
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
С аппетитом мы едим,
Большими вырасти хотим.
Учим умываться.
1. Завернуть рукава одежды ребенка.
2. Проверить температуру воды.
3. Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: «Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (дочки!» и т. п.
4. Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.
5. Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну, то другуюноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха.
6. Еще раз обмыть водой руки ребенка.
7. Закрыть воду.
8. Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.
9. Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.
10. Предложить посмотреть в зеркало: "Вот какой ты стал чистенький и красивый!"
При умывании взрослый называет все действия, которые происходят перед глазами ребенка (Это водичка. Вот как бежит водичка! Какая водичка? Теплая, прозрачная, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое).
Этот процесс можно сопроводить потешкой:
Водичка-водичка,
Умой мое личико:
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Учим пользоваться полотенцем.
1. Снять полотенце с крючка.
2. Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку.
3. Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части лица.
4. Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.
5. Вытереть вторую руку.
Все действия следует сопровождать оживленным разговором с малышом. А в конце,предложив показать ручки и пальчики зайке, мишке, спросить: «Какие теперь ручки?»
Ответить: «Сухие, чистые»
Этот процесс можно сопроводить потешкой:
Кто не моет руки с мылом
От среды и до среды.
На мохнатом полотенце
Отпечатаны следы.
Малыш одевается и раздевается.
Следующим важным навыком для ребенка является процесс одевание и раздевания.
С раннего возраста детей необходимо привлекать к процессу одевания. Сначала мы просто называем элементы одежды, для чего они нужны и на какие части тела их нужно надевать. Постепенно надо давать возможность детям поучаствовать в процессе одевания и раздевания самостоятельно.
Маленькому ребенку тяжело самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы или молнию, вывернуть рукава. Конечно, родители это сделают лучше, да и быстрее. Взрослым так удобнее: не надо тратить время на уговоры, объяснения, ведь надо спешить на работу! Но если взрослые помогают ребенку при малейшем затруднении, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция и нежелание трудиться: зачем одеваться самому, если мама сама всё застегнёт и завяжет?
Очень важно формировать у ребёнка навыки самостоятельного одевания: учить снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку. С возрастом эти навыки будут совершенствоваться, например, ребёнок научится не только надевать куртку, но и застёгивать на ней молнию. Также необходимо учить детей быть аккуратными, не разбрасывать одежду, складывать её на место.
Обучая ребенка одеваться самостоятельно, расположите на видном месте алгоритм одевания, чтобы ребенок контролировал свои действия.
Быстро научиться одеваться, справляться с пуговицами, молниями и шнурками ребенку будет проще, если развивать подвижность его пальчиков. В этом помогут игровые ситуации: «Одень куклу на прогулку», «Завяжи кукле ботинки», «Застегни пуговицы на папиной рубашке».
Для развития пальчиков ребенка можно использовать мозаику, шнуровку, прищепки, мелкие предметы, игры со счетными палочками, пуговицами, пальчиковую гимнастику.
Этот процесс можно сопроводить потешкой:
Полезен воздух для детей –
Скорее одевайся!
Зови гулять с собой друзей,
Прогулкой наслаждайся!
Учим пользоваться расческой.
- Знать свою расческу и место, где она лежит.
- Показать назначение расчески и формировать навык её использования.
- Учить спокойно относиться к процедуре причесывания.
- Позволять ребенку проявлять самостоятельность, исходя из его желания (Я сам).
- Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию.
- Исключить возможность пользования чужой расческой.
Этот процесс можно сопроводить потешкой:
Чешу, чешу, волосыньки,
Расчесываю косыньки.
Мама сделала укладку —
Причесала кудри гладко,
Ну и я возьму расческу,
Тоже сделаю прическу.
Учим пользоваться зеркалом.
- Знать, что такое зеркало и его назначение.
- Учить спокойно рассматривать себя в зеркале, не трогая его
руками.
Учим пользоваться носовым платком.
- Знать назначение носового платка.
- Самостоятельно брать платок и побуждать к его использованию (по необходимости обращаться за помощью).
- Постепенно формировать умение разворачивать платок.
Этот процесс можно сопроводить потешкой:
Зеркало даже
Темнеет от страха, Если в него
Поглядится неряха!
Таким образом, формирование культурно-гигиенических навыков — это необходимое условие успешного развития личности ребенка. Чем раньше ребенок освоит эту непростую науку, тем комфортнее ему будет в детском саду, тем увереннее он будет развиваться. Поэтому так важно придерживаться одинаковых требований к навыкам гигиены и самообслуживания в детском саду и дома, действовать совместно на благо ребёнка.