Светлана Даниленко
Воспитательский час для учащихся «Мы — хозяева нашей природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательский час "Мы – хозяева нашей природы"
Цели: формирование доброго отношения к матушке Земле.
Задачи:
1. Обучающая: формирование чувство ответственности за все, что наносит вред окружающей среде.
2. Развивающая: развитие познавательного интереса учащихся.
3. Воспитательная : воспитывать в детях доброе отношение к природе, животным, любовь к родному краю.
Публикация «Воспитательский час для учащихся „Мы — хозяева нашей природы“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Природа, экология. Внеурочная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход мероприятия
Добрый день, друзья! Тема нашей встречи «Мы – хозяева нашей природы». Мы будем говорить с вами об ответственном отношении к природе и нас, людях, так как мы – ее хозяева.
Вряд ли найдутся люди, равнодушные к сказочной красоте леса, прекрасного в любое время года, к чистой зелени лужаек и рощ, к необозримому простору полей и степей. А кто не любит голубизну озер и рек, оправленную в изумрудную зелень берегов, кто не мечтает увидеть “остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озер”!
Природа для северных народов – высшая ценность, о которой они узнают не по радио или телевидению, а из самой жизни. Они чутко понимают природу, умеют ее беречь и мудро ею пользоваться. Этому умению у них сегодня должны поучиться все другие народы.
- Скажите имена, каких писателей Севера вам уже известны? ( Ответы детей: Юван Шесталов, Леонид Лапцуй, Роман Ругин, Иван Истомин, Айпин и т. д.). Молодцы!
Поэты и писатели Севера – это дети рыбаков, оленеводов, охотников (выставка поэтов). Это те писатели, кто родился на этой земле, кто рос, мужал и узнавал свой край, свою «малую родину», кто любовь к природе перенял от своих дедов, отцов и матерей, кто своё родство с природой, свою заботу о ней, долг перед ней впитал с молоком матери и несёт в сердце всю свою жизнь.
Но на суровых жизненных дорогах не растеряли они главные достоинства Человека – доброту души, чуткость ко всему живому, внимательное, доброе отношение к малой, суровой, северной, но самой дорогой Родине.
В своей поэзии они с любовью пишут о родной природе. Вслушайтесь, как торжественно, проникновенно и просто писал о северном крае ненецкий поэт Леонид Лапцуй:
Суров мой Север лишь на первый взгляд.
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый вас увидеть будет рад.
И обогреть душевной теплотою!
- Дети, скажите, есть ли у вас любимые места в ваших юртах? (Ответы детей)
- Да каждый из нас любит пройтись по лесным тропам, увидеть голубизну озер и рек, полюбоваться белыми ночами, мы не перестаем удивляться богатству нашей второй Родины.
Послушаем, как говорят поэты Севера о своем крае:
Ученик читает стихотворение:
Человек с Природой шел в сраженье!
Потоптавший тысячу невзгод,
Он шагал, веками, как саженью,
Времени отмеривая ход!
Победил и выси он и дали –
И, родную землю одаря,
Ей на грудь, как синие медали,
Понавесил новые моря!
Славьте, славьте, славьте Человека –
Только с ним приходит в мир Добро!
Так писало, кажется, от века
Не одно достойное перо.
Окружающий мир можно представить так, что каждая его вещь кажется живой и одушевленной. Мир природы, окружающей человека, может быть чистым, ухоженным, оберегаемым, то есть живым, жилым и обеспечивающим полнокровную жизнь всему в нём, в том числе человеку.
В результате сам человек либо живёт в полном согласии с природой, в экологически здоровой обстановке, поэтому сам здоров, работоспособен и жизнерадостен. Либо обречен, существовать в неблагоприятном, а то и опасном природном окружении с закономерно вытекающими из этого печальными последствиями.
Ученик читает стихотворение:
Но сегодня сто противоречий.
Населяют голову мою:
Надо ль, чтобы разум человечий
Был всегда с Природою в бою?
Неужели стоило рождаться.
Под его высокою звездой.
Только для того, чтобы сражаться.
С небом, и с землею, и с водой?
Разве, друг, тебе грозят, пугая,
Небеса, земля или вода?
Нет!
Нависла над тобой другая,
От тебя идущая беда.
Страшная открылась перспектива.
Перед нашей маленькой Землей :
В пламени неслыханного взрыва
Стать однажды пеплом и золой.
Рухнут скалы, испарятся воды,
Даже время остановит бег.
Выведавший тайну у Природы,
Что на это скажешь, человек?
Где бы ни жил ты на этом свете, –
Но другой планеты не найти.
Защити леса и реки эти,
И себя, и Землю защити!
(Роман Ругин)
- Чем встревожен поэт? ( Ответы детей: берегли и сохраняли природу, защищали)
Оздоровительная минутка:
В природе человека окружает – Земля, вода, воздух, солнце. Этот окружающий мир даёт нам здоровья. Давайте, поприветствуем доктора Природы. Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу, и в слух произнесите: «Я приветствую тебя, Земля!». Вытяните руки перед собой ладонями вперед: «Я приветствую тебя, Вода!». Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу: «Я приветствую тебя, Воздух!». Поднимите руки вверх ладонями вперед: «Я приветствую тебя, Солнышко!».
В последние десятилетия в ходе освоения месторождений нефти и газа истреблялись леса, птицы, звери, рыба, разрушалась тайга, загрязнялись реки и озера. Важно помнить, что полезные ископаемые Севера – это не бездонная кладовая, из которой можно черпать безоглядно и бесконечно. Сверхплановая добыча, бесхозяйственное и расточительное использование запасов недр может привести к полному уничтожению их: загрязнение и отравление воды, загазованный воздух, гибнет лес и его обитатели. Потому очень важно не причинить природе вреда. По сегодняшний день состояния природы Севера вызывает тревогу общественности.
Писатели северных областей, своими произведениями призывают быть внимательными к окружающей природе, видеть во всем живом, прежде всего красоту, в самом обычном – оригинальное, удивительное, неповторимое.
Ученик читает стихотворение:
Кедровник начисто срубили,
А были кедры хороши!
Когда рубили,
Говорили,
Что рубят на карандаши.
Сквозь бурелом кустарник мелкий
Топорщит мятые листы.
Ушли испуганные белки,
Умчались с ними колонки.
Дымят встревоженные дали.
Ворчит обугленная гать.
Карандашей-то настрогали,
А что же ими рисовать?
(Михаил Андреев)
- Какой могла бы быть природа Севера, если бы люди относились к ней бережно и с любовью? ( Ответы детей: богатыми лесными дарами, чистым воздухом, изобилием рыб в речке).
Восторженное воспевание природы, всего живого писателями-северянами имеет глубокие жизненные корни, ибо на Севере человек и природа в наибольшей степени необходимы друг другу, чем и где бы то ни было.
А знаете ли вы правила поведения в природе, которые следует соблюдать, чтобы не наносить вреда всему живому на земле. (Ответы детей)
– Не кричи, не пугай животных и птиц. Они любят добрых детей.
– Не рви цветы. За тобой пройдут сотни людей, пусть они тоже полюбуются ими.
– Не ломай зря деревья, кусты, не делай надрезы. От этого они сохнут и погибают.
– Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.
– Не сори. Убирай за собой стеклянную посуду. Пожар может возникнуть от стекляшки.
• Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и все закопать.
• Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них.
• Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
• Не рвать большие букеты цветов, особенно беречь и не рвать цветы и растения, занесенные в Красную книгу (ландыш, подснежник, колокольчик, кувшинку и др.)
• Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
ПОМНИТЕ: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ С ОГНЁМ В ЛЕСУ!
Ученые с тревогой говорят о сложных проблемах охраны природы от хозяйственной деятельности человека, предупреждают об опасности гибели всего живого на планете Земля и призывают к активной борьбе человека против бездумного отношения к природе.
Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: “Мы – хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Учимся любить родную землю и понимать ее красоту. Но боль Земли пока остается…
Ученик читает стихотворение:
Леса топорщатся, и степь клубится.
Жара изводит, и снега блестят.
Богаты мы! Но считанные птицы
Над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озерах,
И считанные рыбы ждут в реке,
И восковые считанные зерна
Неслышно зреют в малом колоске.
Над запахом таежной земляники
Полночный филин ухает из тьмы.
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы.
(Р. Рождественский)
- Какие правила должны соблюдать люди, что бы растения и животные не исчезли? ( Ответы детей: соблюдать правила охоты, рыбалки).
Предлагаю, сейчас вам ответить на вопросы экологической викторины, которая называется «Почемучка».
1. Почему, если вырубить все деревья, погибнет лес? (В их дуплах живут мыши и гнездятся птицы, поедающие опасных для леса насекомых).
2. Почему в лесу нельзя шуметь, особенно весной и в начале лета? (Шум пугает птиц и других лесных жителей. Они могут покинуть насиженные места).
3. Почему нельзя срывать и пинать мухоморы? (Некоторые лесные животные используют мухоморы в качестве лекарства. Это например, лоси, олени).
4. Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы. (Охрана природы).
5. Распространенное вещество, встречающееся на земле в трех состояниях. (Вода).
6. Верхний слой земли, необходимый растениям. (Почва).
7. Организмы, которые встречаются во всех природных зонах и не могут жить без света, воды, воздуха. (Растения).
8. Зачем нужны заповедники? А у нас есть заповедник? Назовите его (сохранить богатство различных видов растений и животных, Юганский заповедник).
9. Почему только в виде исключения нужно подбирать животное, оставшееся в природе без родителей? (Если вы найдете маленькое животное или птицу и принесете их домой, а потом выходите, снова выпустите в лес, помните, что эти звери могут погибнуть. Дикое животное, привыкнув к человеку, теряет инстинкт самосохранения, изнеживается и, как правило, гибнет, оказавшись в условиях дикой природы).
10. Какие дела по восстановлению природных ресурсов вы можете сделать своими силами? (Посадить дерево, очистить водоем, сбор макулатуры и металлолома, запуск в водоем рыбы).
Птицы и звери, деревья, травы и цветы взывают к человеку, к каждому школьнику: сбереги, защити, сохрани! Сохрани, где стоишь, где живешь – на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки! И твоё личное сбереженное пространство родного края, помноженное на миллионы, станет богатым, цветущим и прекрасным пространством Отчизны».
1. Кого вы считаете хозяином природы? (Человека).
2. Какого человека вы можете назвать хозяином природы? (Доброго, заботливого, любящего природу).
Важно каждому помнить, что мы – хозяева природы, и думать о том, что же останется нашим потомкам.