Татьяна Заика
Воспитательский час «День Конституции»
▼ Скачать + Заказать документы
«Права и обязанности детей. Конституция РФ.
Государственные символы»
Ц е л и:
1. Познакомить с основным законом - Конституцией России;
2. Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;
3. Формировать представления о правах и обязанностях школьника.
Публикация «Воспитательский час „День Конституции“» размещена в разделах
Оборудование: изображение флага, герба России, конституция, аудиозапись гимна. Видеоматериалы (отрывки из мультфильмов, атрибуты к сценке, стенд к игре «Ромашка».
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята! Мы начинаем встречу, посвященную празднику, который отмечает наша страна 12 декабря.
-Я думаю, многие знают, о каком празднике пойдет речь сегодня. (День Конституции.)
-Да, Россия отмечает День Конституции.
(1 Ребёнок) Замечательный День Конституции!
Я хочу, чтобы нашу страну,
Обошли стороной революции,
Чтоб она не познала войну,
Пусть живет, процветает Великая,
Наша Родина, гордость и честь,
Неприятели пусть многоликие
Позабудут коварство и лесть.
(2 ребёнок)Много, много лет назад,
Как нам люди говорят,
Был придуман Он -
Конституции Закон,
И с тех пор за годом год
Его чествует народ,
За мораль и за порядок,
И не страшен нам упадок,
Кто законы соблюдает,
Тот, конечно, уважает
Конституцию, страну,
Родину свою одну!
Педагог:
-Мы с вами жители России и обязаны знать символы государства.
- Напомним, друг другу, какие государственные символы имеет наша страна. (Герб, флаг, гимн.)
-Что представляет собой наш государственный флаг? (Сообщение ребенка) Демонстрируется изображение флага
Государственный флаг России- прямоугольное полотнище с тремя равными по ширине горизонтальными полосами: белой, синей, красной. Верхняя полоса- белая, средняя- синяя, нижняя- красная. Считается, что белый цвет- выражает чистоту устремлений, синий- обозначает волю к миру,
Следующий символ- это герб. Так выглядит наш герб. (Сообщение о гербе. Демонстрация изображения)
Герб РФ представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Двуглавый орел- древний символ царских династий. Орел увенчан двумя малыми коронами и- над ними- одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла- скипетр, в- левой- держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона)
- Следующий символ- это гимн. (сообщение ребенка). Гимн- официально принятая торжественная песнь в честь государства. Музыка- Георгия Александрова, новый текст- Сергея Михалков. Гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины).Звучит герб Российской Федерации.
Государственная символика или её элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни. (посмотрите на экран)- перечислить (Герб РФ изображен на паспорте гражданина РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках. Флаг РФ изображен на государственных номерах автомобилей, на форме военнослужащих, милиции).
-Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные в о п р о с ы :
- Что люди могут делать и чего не могут?
- Что они обязаны делать и чего не обязаны?
- На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогали уст ранить хаос и неразбериху.
- Что же это такое – законы
Ребё нок: Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, но главный (основной) за кон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.
2. Знакомство с Конституцией.
Воспитатель. Итак, Конституция (показывает брошюру) - основной закон, по которому мы с вами живем.
- Что записано в Конституции? В Конституции записаны права наших граждан, та кие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из вас есть права и обязанности. А что же такое - право?
Ребёнок. Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.
Педагог: У детей тоже, как и у взрослых, есть права
Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
3. Права детей.
Педагог: Давайте вспомним, какие права есть у ребят.
Игра «Шляпа знакомств».
Педагог: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, откуда приехали (дети по очереди называют фамилию, имя, регион, у каждого из ребят есть свои фамилия и имя. А также гражданство. И они пользуются этим правом с рождения.
(просмотр фрагмента русской народной сказки «Петушок-золотой гребешок»
Воспитатель : Вспомнили сказку?
Дети: Да
Педагог: Как она называется?
Дети: Петушок - золотой гребешок.
Педагог: Что вы можете сказать про лису? Какая она? Почему она так поступила? Что ею было нарушено? (ответы детей)
Педагог: Молодцы, ребята, вы всё правильно сказали. Именно право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу и нарушила лиса-плутовка.
Многие столетия и даже тысячелетия в мире существовало рабовладение. Владельцы рабов считали, что не все люди равны. Например, люди с другим цветом кожи или рожденные в другой стране могли быть обращены в рабов. С ними и обращались не как с людьми, а как с существами второго сорта или как с неодушевленными предметами. Если рабовладелец жестоко относился к своему рабу, для него не было никакого наказания. Например, древнее государство, название которого Спарта, славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного осматривали и решали: если крепкий, здоровый ребенок – пусть живет, а если родился слабым, больным – бросали его со скалы.
Ребё нок: Ай –болит (мультфильм)
Он под деревом сидит
Приходи скорей лечиться
И корова и волчица
И жучок, и червячок
И медведица!
(К. Чуковский "Айболит")
Воспитатель : О ком идет речь? Что он делает? О каком праве он вам напоминает? (ответы детей)Право на медицинское обслуживание)
- Отрывок из мультфильма Приключения Буратино. (Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.)
- Отрывок из мультфильма о школе «Задняя парта» (Право на учебу)
-Отрывок из мультфильма «Петя Пяточкин» (на отдых и досуг)
-Отрывок из мультфильма «Волк и телёнок» (Защита от незаконного употребления наркотических средств)
-Отрывок из мультфильма «Гадкий утёнок» (Право на равенство или защита от дискриминации)
-Мультфильм о правах детей с ограниченными возможностями
Воспитатель : А сейчас, ребята, посмотрите, что нарисовано на плакате? Правильно, цветок. Ромашка.
Он не цветной. Сейчас мы его «разрисуем» .
Игра «Имею право на»в серединке слова «имею право на», на лепестках дети записывают те права, которые знают разными цветами.)каждый выходит сам.
-Итак, какие права записали?
Педагог: Ребята, скажите, а у человека есть только права? (Нет, и обязанности тоже)
Давайте посмотрим эпизод из нашей с вами жизни. Сценку подготовили наши дети.
Семья: бабушка вяжет, мама готовит, папа смотрит телевизор. Забегает сын Миша
Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать: С грязными руками за стол! Помой руки!
Сын: Это насилие над личностью!
Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать: Помой посуду, сынок.
Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын: Это проявление жестокости, папа. Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
- Скажите, прав ли сын в этой семье?
- Согласны ли вы с тем, что были нарушены его права?
У каждого человека есть не только права, но и обязанности. Какие обязанности, по- вашему, есть у детей?
(соблюдать правила личной гигиены, помогать старшим, добросовестно учиться. И т. д.)
Итак, ребята, о чём было наше занятие? О чём мы говорили?
Всем спасибо. До свидания.