Бобырева Нина
Воспитательный ресурс развивающей предметно-пространственной среды ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательный ресурс развивающей предметно- пространственной среды ДОУ.
Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.
Публикация «Воспитательный ресурс развивающей предметно-пространственной среды ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшее оформление помещения» ноябрь 2022
С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную речевую двигательную и иную активность детей. Правильная организация развивающей предметно-пространственной среды
является одним из важных условий эффективной воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении. Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, а также развивать индивидуальность каждого ребенка.
Наполнить группу играми и игрушками недостаточно. Детский сад должен предоставлять ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания или желания, которое, наконец, осуществилось.
То, что ребенок видит вокруг себя, - важное условие эмоционального воспитания. Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе
Учитывая требования ФГОС для реализации развивающей среды, поставила цель.
Слайд 2.
Цель: создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности.
Слайд 3.
Задачи:
1. Создать возможность детям выбрать занятие по своим интересам;
2. Проявлять самостоятельность и инициативу;
3. Обеспечить условия для самореализации через различные виды детской деятельности (рисование, конструирование, проекты и пр.)
Для успешного решения поставленных задач вместе с коллегой создали в группе комфортную обстановку, что позволяет детям свободно проявлять свои желания и развивать способности и интересы.
Оборудование размещено по центрам так, что позволяет детям объединяться подгруппами, по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально- игровая деятельность). Предметно-пространственная развивающая среда в группе, обеспечивает безопасность жизни детей.
Слайд 4
В нашей группе оформляется стена времена года. Которая в зависимости от сезона дополняется, изменяется предметами и деталями, характеризующими время года.
Слайд 5.
Уголок природы: знакомит детей с доступными явлениями природы, сезонными изменениями. Результаты своих наблюдений за объектами природы дети отмечают в календаре погоды. Здесь же происходит закрепление знаний детей о днях недели, месяцах года.
В уголке природы находятся сказочные герои «Эколоята» -Тихоня, Шалун, Умница и Елочка каждый со своим характером, они учат детей заботится и защищать природу.
Слайд 6, 7.
Ребята очень заботливо и бережно относятся к каждому цветочку, каждому листочку. Детишкам очень нравится рыхлить землю, поливать цветы, убирать сухие листочки растений, находящихся в уголке природы.
Слайд 8.
Имеется сенсомоторный уголок, где дети учатся завязывать шнурки и плести косички. Современные дети не испытывают сложности в освоении телефонов и планшетов, но испытывают трудности при завязывании шнурков и застегивании застежек. Мы придумали не хитрую конструкцию с цветными шнурками, благодаря которой ребята осваивают плетение косички и завязывания шнурка на бантик.
Слайд 9.
Патриотический уголок «Моя Родина Россия» : способствует изучению родного края.
- карта России, поселка и области;
-государственная символика флаг, герб: родного поселка, района. области;
-портрет президента нашей страны, флаг, герб и гимн России;
- портреты главы поселка и области;
- иллюстрации «Народы России»;
- иллюстрации «Полезные ископаемые»;
- иллюстрации достопримечательности.
Все это способствует воспитанию у детей патриотических чувств.
Данный уголок помогает в организации занятий по краеведению.
Слайд 10.
Уголок «Тема недели» еженедельно обновляются в соответствии с тематической направленностью. Благодаря иллюстративному материалу дети учатся обобщать, сравнивать, узнавать новое. Например: Тема недели «Хлеб» дети узнают весь сложный путь от зернышка до пышной булки на столе. Сколько людей принимает участие в этом не легком процессе. Воспитывая тем самым уважение к труду взрослых. Знакомятся с новыми словами «сеялка», «элеватор» и др.
«Математический уголок» : представлен плакатами с цифрами, временами суток, геометрическими фигурами. Уголок каждый раз пополняется для закрепления материала, который был предложен на занятии по формированию элементарных математических представлений.
Слайд 11.
Уголок безопасности: отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность.
Слайд 12
«Уголок дружбы»
Необходимость в его создании возникла из-за частых ссор и обид.
Его цель: научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.
В уголке дружбе находятся: правила группы в картинках, которые мы постоянно проговариваем;
Мирилки - это короткие стишки для произношения и варежки для примирения.
«Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей.
И мириться нам скорей!
Если у детей возникла ссора, то они отправляются в уголок примирения, где им помогают варежки. Они одевают их и произносят слова мирилки и мирятся.
Слайд 13
«Добрые дела»
Цель: научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам; побудить детей к нравственным поступкам; воспитать чувства уважения к людям: доброжелательность, желание совершать добрые поступки и помогать товарищам.
Оборудование: коробочка со смайликами - лайками (на прищепках) и фотографии детей. А эффект потрясающий.
Смайлики – лайки можно получить только за добрые поступки и хорошие дела. Каждое хорошее дело и добрый поступок дети отмечают самостоятельно смайликами - лайками, которые сами прикрепляют к своей фотографии. В конце недели, дети видят свои добрые дела. Радуются и с гордостью хвастаются родителям. На вечернем круге мы обязательно обсуждаем хорошие поступки.
Слайд 14.
«Уголок эмоций»
Его цель: научить детей в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.
«Мешочки настроений» разного цвета (коричневый, красный, зеленый и желтый) и наполнения (шишки, синтепон, бумага картонная и целлофан) с мордашками различных эмоций.
Если у ребенка грустное настроение, то ему помогают «мешочки настроения». Ребенок находит «грустный мешочек» коричневого цвета на нем изображено лицо с грустным настроением, который наполнен (шишками) мешочек можно сжимать руками, пальцами оставляя там свои плохие эмоции, а мешочек зеленого цвета, наполненный синтепоном, поможет найти хорошее настроение.
Слайд 15.
Центр конструктивной деятельности организован так, чтобы дети могли строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строительный материал, разнообразное лего и конструкторы.
Слайд 16.
Центр книг: Играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее яркие иллюстрации.
Центр ИЗО: оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей: листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.
Слайд 17.
Центр театрализации (Настольный театр, магнитный театр, Бибабо и пальчиковый театр)
Театрализованные игры решают следующие задачи:
- Развивают артикуляционную моторику;
- Расширяют словарный запас;
- Развивают монологическую и диалогическую речь;
- Помогают обыгрывать знакомые сказки;
- Развивает общую и мелкую моторику.
Слайд 19,20,21.
Центры для сюжетно-ролевых игр:
«Больница», «Кухня», «Магазин», «Парикмахерская» : периодически обновляется.
Слайд 22. Приемная. Алгоритм одевания детей и информация для родителей.
Таким образом, созданная развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает полноценное, художественно - эстетическое, познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие детей. Даже в таких сжатых условиях как наша группа, которая является и спальней, и игровой, и столовой.