Морозова
Воспитательный потенциал школьного урока
▼ Скачать + Заказать документы
"Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом. "
Ян Амос Коменский
Учитель начальных классов МКОУ Вихоревской СОШ №1
Морозова Ольга Владимировна.
Выступление на муниципальной конференции «Актуальные вопросы воспитания»
Тема: Воспитательный потенциал школьного урока.
Если спросить у любого родителя –«Каким вы хотите, чтоб был ваш ребенок»?
Публикация «Воспитательный потенциал школьного урока» размещена в разделах
Скорей всего родители желают видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными, трудолюбивыми, аккуратными, честными и т. д. Родителям и дела нет до государственных стандартов школьных рабочих программ. Не мало важно, как чувствует себя ребенок на уроке, имеет ли контакт с ним учитель.
Уже далеко не секрет, что о работе учителя судят по урокам, которые он проводит. И вся жизнь учителя состоит из, этих уроков. Много методов, приёмов, типов уроков, учитель применяет, чтобы разбудить в ученике творческие возможности. И для этого хороши все методы — активные и пассивные. Но многое определяется личностью самого учителя. На своем уроке учитель – я актер и постановщик. Учительский труд очень сложен, потому что в его основе — человеческие отношения. Именно учитель ежедневно контролирует усвоение школьниками знаний, но ребята это не очень любят. Даже любимого учителя ученики вспоминают по праздникам. А какие эмоциональные перегрузки у педагога! Ведь воспитание детей требует терпения, сдержанности, доброты и т. д. На каждой минуте, секунде урока учитель воспитывает.
На уроках учитель учит не только основам наук, но и дружбе, верности, заботливости, терпению, милосердию, трудолюбию, взаимопомощи. Современный урок должен быть понятным для детей, весёлым, познавательным, разнообразным на котором учитель и ученик свободно разговаривают. Ребенок должен выйти с урока без стрессов, а с осмысленным усвоением знаний.
Именно школа, где ребенок поводит продолжительное время участвует в воспитательном процессе ребенка. По статистике более 10.000 уроков посещают ученики. Урок не только процесс обучения, на уроке постепенно формируются исполнительность, послушание, скромность. Каким бы не был урок : открытием новых знаний, рефлексии, или урок общеметодологической направленности, развивающий контроль.
Считаю главным чтоб на уроке были достигнуты поставлены цели, и ребята искренно были вовлечены в творческое, увлечённое путешествие в страну знаний.
Готовясь к урокам всегда закладываю воспитательные цели :
- воспитывать ответственность за результаты учебного труда, понимание его значимости;
- воспитание воли, умения преодолевать трудности, познавательной активности и самостоятельности, настойчивости;
- содействовать военно-патриотическому воспитанию;
- воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства;
-добиваться систематического выполнения домашнего задания, не допускающих перегрузки;
- воспитывать ответственность за результаты учебного труда, понимание его значимости, соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда;
- с целью физического совершенствования и сохранения здоровья, учащихся необходимо менять виды работы, следить за правильной осанкой, выполнять нормы освещения рабочего места, осуществлять проветривание кабинета, добиваться соблюдения чистоты;
- содействовать физическому воспитанию учащихся (заботиться о профилактике их утомляемости на уроке);
- обращать внимание на устранение типичных недостатков в воспитании учащихся (недисциплинированность, нетактичность, необязательность и т. д.);
Личный пример преподавателя никто не отменял, уметь создать на уроке деловую атмосферу при справедливом и уважительном отношении к каждому учащемуся.
Реализация воспитательного потенциала школьного урока достигается при условии:
При составлении плана урока продумываю виды деятельности учеников, чтоб они были сопоставимы с воспитательными целями.
Очень часто чтоб поднять воспитательный потенциал на уроке я озвучиваю детям - «Оценку выше сегодня получат те ребята, которые внимательно слушают учителя, а также слушают своих одноклассников».
Решения воспитательных задач в ходе каждого урока. На уроках литературного чтения хорошо подобраны рассказы, стихи, которые заставят детей по-новому взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои и чужие поступки. При работе с текстом еще раз прорабатывается гуманистическое мышление, терпимое отношение к чужим взглядам, позициям, образу жизни. Воспитываю любовь к природе непосредственно через понимание, что человек един с природой.
На своих уроках я стараюсь у ребят развить уже имеющийся у них жизненный опыт, увлечь, используя доступный материал, знакомясь с народными традициями, обычаями, праздниками, приобщить к ценностям народного творчества, (последнее событие — это масленичная неделя) т. к. в нём воплощение не просто прошлого культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души. Мы провели классный час, посвященный «Масленице», посетили краеведческий музей с народными играми на масленицу, приняли участие в конкурсе «Фольклор-зеркало культуры народа» участвовал весь класс, пели песню «Масленица». Народная культура воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, даёт ему высокие ориентиры в жизни.
И сейчас в данный момент в наше время проливается кровь на Украинской земле. И ради чего? Нельзя оберегать ребят от реальных событий, о трудностях, которые сейчас в нашей стране, а наоборот учить их преодолевать.
Воспитательный потенциал урока в себя включает :
С самого начало урока обращаюсь к ученикам с приветливой улыбкой, а можно и интригующим сообщением, или зашифрованной темой обращаю внимание на то, что это обязательно пригодиться им в жизни. Создаю комфортную, доброжелательную атмосферу.
Стараюсь сделать все 40 минут урока полноценными, чтоб дети прожили с пользой для себя все это время. Так как урок — это часть жизни детей. Вношу позитивные изменения в структуру урока так как понимаю решение воспитательных задач в ходе урока. Так у меня в классе два ребенка, которые занимаются лыжами, поэтому если мы решаем составные задачи на движение, то вставляем имена этих детей. И ребята с интересом составляют дистанцию, скорость и время для каждого участника движения. Возникшая нравственная ситуация на уроке заставляет задуматься об отношении к своим одноклассникам, родителям. В отличии от других предметов математика имеет более реальные явления. Поэтому основные воспитательные функции направлены на логическую культуру мышления, воспитывают в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство. Ведь школа не только учит, а еще и готовит к самостоятельной жизни. Текстовые задачи учебника содержат богатый материал для нравственного воспитания.
"Воспитание является искусством, а не ремеслом - в этом корень учительского дела". Л. Н. Толстой.
Если ребенка подбадривать он будет верить в себя. Ведь только в безопасности он будет верить людям. Конечно, я сама многому учусь, мне не хочется навредить или ошибиться ведь я авторитет для своих детей.
А правильно организованный субботник с музыкой, чаепитием, веселым настроением воспитывает экологическое мышление, коллективизм и другие общечеловеческие ценности.
Очень много интересных внеклассных мероприятий в нашем классе на которых ребята свободно высказывают свои мысли, сравнивают, играют. Не буду перечислят они традиционны и посвящены какому-нибудь событию, дате.
Любой урок несет огромный воспитательный потенциал, и поэтому на учителя возлагается большая ответственность – не навредить ребенку. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом, позволяет сделать материал актуальным, востребованным, интересным.
Литература:
1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : Учебник Под ред. Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О. В. - СПб. : Питер, 2017. - 480 c.
2. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров Л. В. Мардахаев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 817 c.
3. Интернер ресурсы.