Юлия Ухорева
Воспитательный час «Загадки природы родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Яйская общеобразовательная школа – интернат психолого – педагогической поддержки»
(Кузбасс)
«Загадки природы родного края»
(сценарий внеклассного занятия)
Воспитатель : Ухорева Ю. Ю.
(1 квалификационная категория, стаж 12 лет)
Яя, 2018 год
Составила Юлия Юрьевна Ухорева, воспитатель МКОУ «Яйская общеобразовательная школа – интернат психолого – педагогической поддержки».
Юлия Юрьевнв Ухорева – Загадки природы родного края // Сценарий. – 2018. –
Публикация «Воспитательный час „Загадки природы родного края“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Сценарий составлен для обучающихся 7 класса в форме устного журнала, в нём рассказаны интересные факты о природе Кузбасса, представлены дидактические, занимательные игры и задания.
Данный сценарий предназначен педагогам и воспитателям специальных образовательных школ – интернатов.
Содержание
Пояснительная записка…4 стр.
Конспект занятия…. 5- 10 стр.
Список литературы…11 стр.
Пояснительная записка
В современных условиях проблема экологического воспитания школьников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в этот период происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир, заботиться о своем родном крае, уважать историю возникновения природных достопримечательностей.
Тема: «Загадки природы родного края».
Цель:
- формирование интереса воспитанников, к прошлому Кузбасса, к его уникальности, загадочности и неповторимости.
Задачи:
- познакомить воспитанников с загадочными природными местами Кузбасса;
- способствовать развитию ВПФ (памяти, внимания, восприятия, мышления) через дидактические игры и задания.
- воспитывать любовь к своему краю, чувство ответственности и гордости за свой край;
- воспитывать умение работать в паре;
Оборудование: журнал, карта Кузбасса, разрезные карточки, дидактические игры, иллюстрации загадочных мест Кузбасса.
Форма проведения: устный журнал.
I. Вступительное слово.
- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Я рада вас, видеть всех. Сегодня нас ждет путешествие в загадочный и неповторимый мир природы нашего края. И наш воспитательный час так и называется – «Загадки природы родного края». Ребята, вы знаете, что Кемеровской области 26 января исполнилось 75 лет и наше с вами занятие будет посвящено именно нашей области. В нашем путешествии нам поможет вот такой журнал, который называется «Загадки природы Кузбасса», а к журналу прилагаются разноцветные конверты. А что в них мы скоро узнаем.
- Скажите мне, а загадки природы Кузбасса и Загадки природы родного края – это одинаковые названия? Правильно и в том и другом случае говорится о нашей Кемеровской области.
- А как вы думаете, что вас ждет в этом путешествии?
-О чем мы с вами сегодня будем разговаривать? Правильно о загадках природы, о том, что может быть в природе интересного, загадочного, о том чего вы не знаете.
-Ребята, Кузбасс по праву считается одним из самых аномальным и загадочным местом на территории России? А на сколько, мы сейчас и узнаем.
II. Основная часть.
- Предлагаю, вам открыть первую страницу нашего журнала. Али, пожалуйста, открой, и прочитай что на ней написано.
Первая страница посвящена Музею – заповеднику «Томская писаница».
- Вы, слышали про такой музей? Томская писаница – музей под открытым небом, находится в Яшкинском районе Кемеровской области.
- А почему -Томская? Потому что расположена на берегу реки Томь. Почему писаница? Потому что главным сокровищем музея являются наскальные рисунки возрастом 4-2 тыс. лет до н. э. Это природный – исторический комплекс, на территории которого есть разные памятники, которые рассказывают об истории и культуре первых обитателей Сибири.
- Ребята, а что же загадочного в этом музее? Это образование наскальных рисунков. Древние люди брали в руки камни и долбили ими другие камни, так появлялись наскальные рисунки. Это очень длительная и кропотливая работа.
- А для чего они – это делали? Так много – много лет тому назад люди записывали события, которые происходили в их жизни. Главным персонажем этих рисунков является – гордый красавец лось. Он был добычей для человека. Древние люди поклонялись этому красивому животному, считая его олицетворением силы, мощи, энергии. Посмотрите мордочки каждого животного четкая и такая живая. Всего насчитывается примерно 280 наскальных рисунков.
- Как, вы, думаете, а вы можете сделать такие наскальные рисунки? Нет, ребята, не можем, потому что если мы будем бить, камнем о камень у нас ничего не получится, а если возьмем дрель или зубило он просто расколется.
Что загадочного и интересного в Томской писанице? Потому что до сих пор всем интересно, как люди делали наскальные рисунки.
А теперь давайте откроем конверт и посмотрим, что там
Задание 1. Вопрос – ответ.
Детям предлагаются карточки на них варианты ответов 1, 2, 3. Какой ответ правильный ту карточку и поднимают.
1. Как правильно называют музей – заповедник?
А) Сибирская звонница
Б) Кемеровская писаница
В) Томская писаница
2. В каком районе Кемеровской области находится музей?
А) Яйском районе
Б) Яшкинском районе
В) Ижморском районе
3. Что загадочного и интересного в Томской писанице?
А) Красивая природа
Б) Наскальные рисунки
В) Наскальные Сосульки
4. Что такое Томская писаница?
А) Уникальный музей под открытым небом
Б) Название парка
В) Название деревни
5. Какое животное изображено на наскальном рисунке?
А) Олень
Б) Лось
В) Медведь
Молодцы, ребята, справились. Ну что идем дальше.
- Саша Н. чему посвящена следующая страница?
Правильно Азасская пещера.
Азасская пещера памятник природы расположена в дремучей тайге Таштагольского района, и представляет собой большой грот общая протяжённость 7 км и шириной 20 – 30 метров. Размеры пещеры поражают. Посмотрите на картинку туристов совсем невидно. Из пещеры вытекает ручей Азасс. Как часто рассказывают охотники, лисы не редко становятся первооткрывателями труднодоступных пещер.
Не так давно Азасская пещера стала известна широкому кругу людей: местные охотники сообщили о замеченных у пещеры человекообразных существах. При приближении людей неведомое чудище скрылось в глубине пещеры, оставив большие следы на песке.
- Как вы думаете, ребята, а кто это мог быть? Правильно, снежный человек или по-другому его называют йети. По утверждению российских и американских учёных, проводивших ДНК – анализ найденных в Кемеровской области волосков, существование снежного человека можно считать доказанным.
- С пещерой связаны и другие аномалии. Охотники давно заметили, что возле пещеры нет никаких насекомых. Ни оводов, ни слепней, ни мошек. Местные жители считают, что это тоже из - за «снежного человека» - его запах отпугивает насекомых и животных. Вот такие чудеса происходят у нас в Кузбассе.
Теперь давайте посмотрим, что в конверте?
Задание 2. Творческое задание.
Предложить воспитанникам группы собрать из разных предложенных вариантов снежного человека.
Ну что ж, ребята, а теперь я предлагаю, вам отдохнуть, но не просто отдохнуть, но и подумать. Перед, вами, на доске развешаны наборы букв, ваша задача из этих букв собрать слова. А в конце мы должны, сказать какое отношение имеют эти слова к нашей теме.
( Предлагаются слова: Родина, Россия, Сибирь, Кузбасс, Кемерово, пгт Яя, наш край).
Молодцы справились, теперь я предлагаю перевернуть страничку, пожалуйста, Лера С. Что же написано здесь? Правильно, «липовый остров».
Ребята, как, вы, понимаете – это выражение?
Правильно, остров – это участок суши, окружённый со всех сторон водой. А липы это деревья, а какие это деревья хвойные или лиственные?
Т. е среди тайги, среди хвойного леса, расположился участок лиственного леса - липы. Поэтому его и назвали липовый остров. Расположен он в Новокузнецком районе.
- А чем же этот остров нам интересен и загадочен, знаете? В тайге в Горной Шории можно встретить совсем необычное для наших сибирских лесов дерево – липу сибирскую, уникальную рощу, сохранившуюся со времен доледникового периода.
- Ребята, а что такое доледниковый период? (Т. е то время когда не наступил ледниковый период).
Липы, которые здесь растут, не имеют аналогов в Сибири. Давным давно в доледниковый период липа росла довольно широко в Сибири. Тогда климат был довольно теплый, но великое оледенение, а затем резкое похолодание и смена климата вытеснили теплолюбивые растения (дуб, бук, клен, ясень, грецкий орех). Прежние деревья исчезли, и только одна липа пережила все невзгоды.
Предполагается, что во время ледникового периода, часть липового леса осталась не тронутой, и когда ледник отступил, образовался «липовый остров», т. е его возраст несколько миллионов лет. Посмотрите на картинку в наш журнал.
- А теперь я предлагаю заглянуть в конверт и узнать что же там.
Задание 3. Подбери слова.
Воспитанникам предлагается набор слов, им надо выбрать только те, которые подходят к «липовому острову».
Слова: доледниковый период, окруженный водой, уникальная роща, полуостров, возраст лип несколько лет, великое оледенение, в тайге Лесной Шории, в Горной Шории, липа московская, липа сибирская, сибирские леса, алтайские леса, возраст несколько миллионов лет.
-Молодцы, ребята справились. Пойдем дальше.
Что написано на следующей странице, Вова, читай? Правильно д. Иткара.
-Вы, слышали о такой деревне? Нет, тогда я вам расскажу, что же в ней загадочного и интересного. Деревня Иткара находится в Яшкинском районе Кемеровской области, через деревню протекает речка Иткара. Деревня была образована в 1648 году, сейчас в ней несколько десятков дворов. Ну, что же в ней такого, что о ней постоянно говорят, пишут и её посещают? В деревне расположены достопримечательности.
И первая из них это Иткаринский четырёх метровый водопад. Воды источника низвергаются с одного из уступов крутого берега реки Томь. Его воды содержат мало солей, поэтому её можно пить без ограничений. Посмотрите ребята, какая красота. На этом берегу есть заросшая травой опушка. Опушка была когда – то, по легенде, местом жительства крестьян, спасающихся от частых набегов кочевников. Они подрубали свои землянки (т. е обрушивали свои дома) и уходили глубоко под землю в толщу, выжидая ухода врагов и тем самым спасая свою жизнь.
Вторая достопримечательность в этой деревне растет черный тополь, его толщина составляет шесть обхватов, за что его называют «сибирским баобабом».
- А, вы, знаете, что за дерево баобаб? Баобаб – это тропическое дерево с очень толстым стволом, которое растет в Африке. Я хочу, чтобы, вы сравнили эти два дерева. Похож наш «сибирский баобаб» с африканским баобабом? Чем? Правильно толстым стволом и высотой. Черный тополь – это южное растение и в данном месте не должен расти. Возраст тополя примерно 150 лет. Время в этой деревне как – будто остоновилось.
Вот такая замечательная деревня со своими природными достопримечательностями. А теперь, давайте, обратимся к последнему конверту.
Задание 4. Найди на карте.
Я вам предлагаю карты и мы на них должны найти и отыскать по тем сведениям, которые я вам буду говорить примерное место деревни Иткара.
- Как, вы думаете, карта какого региона лежит перед вами?
- Давайте найдем, где на карте север?
- А где на карте запад?
- Найдем северо – запад?
- В каком районе находится д. Иткара?
- Ну, а теперь найдем Яшкинский район.
- Давайте рядом поставим точку и напишем д. Иткара.
- Молодцы, ребята.
III. Заключительная часть.
Ну, и закрылась последняя страница нашего журнала. Как назывался наш журнал? Правильно, «Загадки Природы Кузбасса», а можно сказать загадки природы нашего края? Конечно, потому что Кузбасс и есть наш родной край. Удивителен и загадочен мир природы Кузбасса. А кА вы думаете нужно ли нам беречь нашу природу? Вам понравилось наше путешествие? Я хочу сказать, в Кузбассе есть ещё много загадочных мест – это Татульские скалы, скала «Царские ворота, тиссульская принцесса и др. Поэтому наше путешествие мы можем продолжить в следующий раз, если вы, конечно захотите.