Паршина Марина Сергеевна
Проект «Деревья родного края»
Проект с детьми от 4 до 5 лет «Деревья родного края»
Вид проекта : познавательно – исследовательский.
Продолжительность проекта : краткосрочный (3я и 4я неделя августа)
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Участники проекта :
Дети, воспитатели, родители.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Деревья родного края“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Воспитание любви и уважения к родному краю, природе является важнейшей составляющей нравственного воспитания. Чтобы воспитать хорошего гражданина, желающего оберегать и охранять природу, надо ее познать.
Цель проекта :
• уточнить и расширить представления детей о деревьях, их строении; в доступной форме рассказать детям о пользе деревьев.
Задачи:
Образовательные:
• формировать у детей представления о деревьях как о живых объектах природы;
• вызвать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из различных источников (книги, фильмы, дидактические, настольно-печатные игры и др. ; посредством опытно – экспериментальной деятельности.
• учить различать и называть деревья и плоды.
Развивающие:
• развивать способность устанавливать причинно-следственные связи;
• развивать любознательность, фантазию, воображение, интерес к живой и неживой природе.
Воспитательные:
• воспитывать эмоциональное отношение ко всему живому, умение видеть красоту природы;
Ожидаемый результат:
В ходе реализации данного проекта предполагается, что дети
• научатся различать, узнавать и называть деревья родного края (березу, осину, рябину, ель и сосну);
• разовьются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
• у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• продолжится развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей,
• появится понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе;
План реализации проекта :
1. Создание ситуации для мотивации проекта.
2. Опытно – экспериментальная деятельность.
3. Сбор и систематизация материала, распределение по видам деятельности.
Продукт проектной деятельности :
• создание гербария;
• коллективная работа «Осеннее дерево»;
• викторина «Что растет в лесу?».
Реализация проекта.
Образовательная область "Познание".
Цель: Расширять и уточнять представления детей о деревьях как о живых объектах природы. Дать детям представление о том, почему важно, чтобы вокруг было много зеленых насаждений.
1.«Деревья, которые нас окружают».
2.«Что растет в лесу?».
3. Экскурсия на экологическую тропу.
4. Сходства и отличия лиственных и хвойных деревьев.
Опытно - экспериментальная деятельность.
Цель: активизировать познавательный интерес к окружающей природе, обогащать личный опыт в познавательно – исследовательской деятельности, формировать навыки сравнения свойств различных материалов.
1. «Корень – устойчивость дерева».
2. «Кора разных деревьев».
3. «Кораблик путешествия» (свойства дерева).
4. Экспериментирование «Тонет – не тонет», «Что из чего?» (сравнение свойств дерева и металла).
Развивающие игры.
Цель: Развивать мышление, внимание, память.
1. «Угадай дерево».
2. «С какого дерева листок?».
3. «Четвертый лишний».
4. «Детки с какой ветки?».
5. «Так бывает или нет?».
6. «Подбери пару».
Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"
Цель: развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно – творческие способности.
1. «Осенний пейзаж» (рисование)
2.«Осенние деревья» (коллективная аппликация с использованием природных материалов).
3.«Гроздь рябины спелой» (аппликация).
4.«Елочка» (пластилинография).
5.«Белоствольная березка» (рисование).
Образовательная область "Речевое развитие".
Цель: Расширять словарь детей по теме; развивать диалогическую и связную речь, умение отвечать на вопросы полным предложением.
1. «Деревья, какие они?».
2. «Как родился листок у дерева?».
3. «Чем елочка похожа на ежика?»
4. А. Бунин «Листопад» (заучивание стихотворения).
Чтение художественной литературы.
Цель: Развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
1. А. Лопатина «Мудрость дерева»,
2. Е. Серова «Зеленая страна»,
3. А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый».
4. К. Чуковский «Елка», «Чудо-дерево».
5. К. Паустовский «Рассказы о природе»
Работа с родителями.
Цель. Привлечь родителей к реализации проекта, вызвать интерес к жизни детей в ДОУ.
1. Оформление фотоколлажа «Осенние прогулки».
2. Выставка поделок из природного материала «Осенняя фантазия».
3. Разучивание с детьми пословиц и поговорок о деревьях.
4. Организация наблюдений за деревьями в разное время года.
5. Рекомендации родителям «Берегите природу!»
Использованная литература
1. Дошкольная педагогика «Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в ДОУ» Сб. Детство-пресс, 2009
2. Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» ТЦ М. 2003
3. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
4. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
Отчет о проектной деятельности «Деревья родного края»
МАДОУ «Детский сад №14 «Умка»
август, 2017г.
Для развития творческой личности, которая способна к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности, мы реализовали краткосрочный творческий, познавательно-исследовательский проект «Деревья родного края».
Цель проекта - уточнить и расширить представления детей о деревьях, их строении; в доступной форме рассказать детям о пользе деревьев.
Актуальность. Воспитание любви и уважения к родному краю, природе является важнейшей составляющей нравственного воспитания. Чтобы воспитать хорошего гражданина, желающего оберегать и охранять природу, надо ее познать.
В непосредственно образовательной деятельности с детьми были проведены следующие познавательные занятия: «Деревья, которые нас окружают», «Что растет в лесу?», Экскурсия на экологическую тропу, «Сходства и отличия лиственных и хвойных деревьев», «Составление описательного рассказа о деревьях». Во время бесед – игр ребята научились различать, узнавать и называть деревья родного края (березу, осину, рябину, ель и сосну); испытывали большой интерес к рассказам о пользе деревьев. Практически все дети принимали участие в наблюдениях за живой и неживой природой и экспериментальной деятельности.
В целях поддержания интереса воспитанников к теме играли в дидактические и подвижные игры: «Угадай дерево», «С какого дерева листок?», «1,2,3 – к дереву беги», «Четвертый лишний», «Детки с какой ветки?», «Так бывает или нет?», «Подбери пару», также проводили наблюдения на экологической тропе, а увиденное рисовали и лепили.
Кроме того, разучивались пословицы и поговорки. Заучивались понравившиеся стихотворения о деревьях и кустарниках. Оживленными были обсуждения прочитанных произведений: А. Лопатина «Мудрость дерева», Е. Серова «Зеленая страна», К. Чуковский «Чудо-дерево» и др. Дети не остались равнодушными к героям рассказов.
Родителям предложены: консультация «В гармонии с природой», памятка «Экскурсии в мир природы», рекомендации «Берегите природу!». Также вместе с родителями собрали природный материал в уголок природы: листья, хвоинки, мох, кору деревьев.
Итоговым мероприятием провели викторину «Что растет в лесу?» и создали гербарий листьев, где дети проявили инициативу и творчество для решения поставленных задач.
Вывод. Проектная деятельность развивает познавательную активность детей, повышает мотивацию к самостоятельной деятельности, интерес к окружающему миру, активизирует способность делать выбор, находить нестандартные решения, воспитывает эмоциональное отношение ко всему живому, умение видеть красоту природы.
Берегите природу!
(рекомендации родителям).
Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его экологической культуры и экологического сознания.
Лес, как большая экологическая система, предоставляет для этого огромные возможности. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов и т. д. Для того, чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать ему защиту.
Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания.
Причины этому следующие:
1. Недостаток научных знаний о природе.
2. Несформированность экологического сознания у детей и родителей.
3. Отсутствие системы непосредственного общения с природой (прогулки в природу).
Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. Задача родителей - воспитать экологическую культуру, бережное отношение к лесу у детей.
Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса.
В воспитании у ребёнка бережного отношения к лесу нет, и не может быть мелочей. Сорванные просто так листья с деревьев, обломанные ветки, растоптанный в пылу преследования жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.
Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому, прежде всего, нужно показать познавательную и эстетическую ценность леса. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.
Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами.
• Беседуйте с детьми о лесе. Объясните детям необходимость бережного отношения к лесу ради блага всего живого на Земле.
•Покажите, что лес – один из источников достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что созданы природой.
• Приучайте детей не ломать кустарники, не портить деревья.
• Систематически объясняйте детям взаимосвязь природы и человека. Учите замечать красоту окружающей природы.
• Чаще организуйте совместные с ребенком прогулки в лес.
Поупражняйте детей в выполнении правил поведения в природе:
• В лесу надо ходить по тропинкам, т. к. можно наступить на насекомых.
• На утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои «ходы» и почва не рыхлится, а корни растений «задыхаются» без воздуха и постепенно отмирают.
• Нельзя разжигать костры, ломать ветки.
• Нельзя в лесу включать громкую музыку т. к. можно спугнуть птицу с гнезда.
• Нельзя разорять гнезд птичьих, заглядывать в гнезда, брать в руки яйца, птенцов.
Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила поведения в лесу.
Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.
Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.
Очень большое значение имеет чтение вслух книг о лесе, жизни лесных обитателей. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.
Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на чтение добрых стихов и рассказов о лесе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться к лесу.
Какими будут наши дети, зависит от нас.
Нужно, чтобы каждый из нас по-настоящему полюбил природу, лесные богатства. Сохранить зелень лесов, солнечный свет и свежий воздух, чистую воду - это значит обеспечить жизнь наших детей, внуков, правнуков. Сберечь наши леса нам должны помочь наши дети.