Токмачева Нина
Воспитательные возможности рекламы с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Постепенно открывать детям глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми для больших…»
Я. А. Коменский
Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической и культурной жизни общества.
Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста, в частности, изучение рекламы воспитанниками является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее взрослых впитывают это социальное явление. Реклама оказывает огромное психологическое воздействие на ребенка, она меняет предпочтения, желания, вкусы детей.
Публикация «Воспитательные возможности рекламы с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В современном мире ребенок поневоле встречается с рекламой через телевидение, радио, интернет, баннеры, вывески в магазинах. Он узнаёт, что есть товары, которые привлекают его, что реклама вызывает желание приобретать.
Введение тематики «реклама» в образовательную деятельность с дошкольниками – это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночных отношениях и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.
Изучение темы «реклама» воспитанниками формирует такие нравственные понятия как честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Так, можно прийти к выводу, что рекламу тоже реально превратить в средство воспитания, результаты которого могут оказаться в жизни нужными и полезными.
Например, я расширила словарный запас дошкольников новыми для них словами «менеджер», «брокер», «товар»; в свою практику внедрила беседы - знакомства с детьми такие, как «Для чего нужна реклама?», «Какую работу выполняют рекламоизготовители?», «Всё ли необходимо приобретать, покупать из того, что предлагает реклама?». В силу возрастных особенностей и неимения должного жизненного опыта, старшие дошкольники с затруднениями высказывали свои мысли по такой сложной теме. Исходя из этого, мною был сформирован вывод: к сожалению, родителей в основном не интересует, не настораживает, как их собственные дети относятся к рекламе, какими интересами заполнена их жизнь.
В своей работе по данному направлению стараюсь наладить взаимодействие детей и взрослых различными способами и формами. Так, пришла идея провести опрос среди семей воспитанников, с целью определения отношения к социальному явлению – рекламе. Предложенные два вопроса «Как вы относитесь к современной рекламе и к рекламе вообще?» и «Нужна ли реклама?», как и предполагали педагоги, получили весьма неоднозначные, порой противоречивые ответы. Более половины респондентов подчеркнули, что без рекламы не может обойтись ни один уважающий себя человек, планирующий совершить важную покупку в целях улучшения своего быта и условий жизни.
Остальная часть опрошенных родителей категорически не воспринимают рекламу, отвечая «Реклама никому не нужна», «Хорошее в рекламе не нуждается!», «Она кругом – надоела уже!». С пониманием приняла позиции обеих сторон, так как, в свою очередь, обе правы. Тем самым сделала ещё один вывод, что реклама - явление противоречивое.
Совсем иное отношение к рекламе у детей : она увлекает своей красочностью, динамичностью и персонажами. Дошкольники, высоко заинтересовавшись чем-либо, тут же говорят: «Мама, купи!». Дабы избежать в дальнейшем споры и раздражения двух поколений, мною была организована экскурсия в одно из рекламных агентств города (не уточняю в какое – это же реклама). В ходе этой встречи рекламный агент познакомил участников экскурсии со спецификой работы персонала (художника, дизайнера, рассказал о видах рекламы (TV, печатная и т. д.). Но, самое важное, объяснил всем присутствующим главное правило, что продавцу надо продать всё, что у него есть и поэтому он так хвалит свой товар, чтобы мы его купили. В конце экскурсии дети пришли к мысли, что не надо покупать всё, что рекламируется, нужно неоднократно подумать: нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на её приобретение, практична ли она.
Наблюдая повышенный интерес к разнообразным темам экономической направленности у старших дошкольников, подобрала соответствующую литературу для обогащения и расширения их кругозора. Подспорьем послужили сказки:
- раскрывающие потребности в труде – р. н. с. «Жадная старуха»;
- отражающие труд людей - рнс «Хаврошечка», «Петушок и бобовое зёрнышко К. Д. Ушинского;
-помогающие понять «экономические» качества личности - р. н. с. «Лисичка со скалочкой», «Лиса и козёл», «Дудочка и кувшинчик» В. Катаева.
Педагогам тоже необходимо постоянно совершенствоваться и познавать новое – для себя я подобрала методическую литературу и труды таких педагогов современности, как А. Епанешникова, А. Смоленцевой, В. Мельниковой, А. Шатовой, Б. Райзберга.
Также разнообразила игровую деятельность своих воспитанников сюжетно-ролевыми играми по экономическому развитию, которые доступно изложены в книге «Играем в экономику» Л. Г. Киреевой: «Магазин игрушек», «Дороже- дешевле», «Супермаркет», «Товар-услуга» и т. д.
Например, игру «Рекламное агентство» я преобразовала в полноценное тематическое занятие и включила его в образовательную область «Познавательное развитие». Так, целью моего занятия «Рекламное агентство - мечты и желания» является формирование у старших дошкольников первичных представлений о рекламе - как продукте деятельности человека, как средстве сообщения информации о различных товарах. На каждом этапе подготовки к данному занятию ставила перед собой ряд задач, основываясь на методических рекомендациях А. Д. Шатовой:
- дать представление дошкольникам об истории рекламы, ее назначении;
-воспитывать уважительное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи и желание оказывать помощь товарищу;
- формирование предпосылок интеллектуальной инициативы, поисковой деятельности, самостоятельности в высказываниях.
Следуя образовательному стандарту дошкольного образования, определила структуру и ход НОД: организационный момент, обозначение проблемы и мотивация к деятельности, актуализация раннее приобретённых знаний из личного опыта детей, сообщение нового материала, самостоятельная деятельность детей, выход из игровой ситуации и рефлексия.
Наиболее доступным для детского восприятия является словесный метод подачи нового материала, то есть, беседа – неотъемлемая часть занятия, во время которой прочно устанавливается обратная связь. Сведения должны преподноситься кратко, содержательно, не загружая лишней информацией ребёнка. В данном случае, небольшой рассказ об истории рекламы и цели её назначения уместно вписался в ход НОД.
Отдельно отметим метод развивающего диалога, представляющий собой обсуждение с детьми проблемной или противоречивой ситуации, в результате которого появляются новые идеи и ставятся новые задачи. Развивающий диалог предусматривает не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и сами приходили к правильному ответу. Основная цель развивающего диалога — помочь развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления.
Познавательная активность у детей на современном этапе особенно актуальна, так как развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через практическую исследовательскую деятельность. Ежедневно дети познают всё новые и новые предметы, стремясь узнать их черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к её пониманию. Задание по оформлению рекламных щитов направлено на развитие внимания, памяти, творческого воображения, умения сопоставлять и анализировать.
Изобразительная деятельность здесь представлена в виде технологии «Рисунок по кругу», задачами которой принято считать сплочение детского коллектива, развитие креативности и композиционных умений, повышение самооценки дошкольника.
Продуктивная деятельность дошкольников представлена в виде коллективной работы, нацеленной на преобразование исходного материала и сочетаний материалов в конечный продукт, который будет соответствовать замыслу. В данном случае это некий проект, защита которого даёт детскому творчеству и инициативе раскрыться полномасштабно.
Так, вышеописанная НОД стала своеобразным завершающим этапом приобщения детей в игровой форме к процессу «производства» собственной рекламы.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное, познавательное развитие и художественно-эстетическое развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребёнка.