Лия Егиазарян
Воспитательное значение пения
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект - воспитательное значение пения.
Пение - это сложный процесс. И чтобы звук образовался правильно, важна координация слуха и голоса. Это значит нужно взаимодействие певческой интонации, слухового, мышечного ощущения. Для начала, чтобы петь, человек вспоминает и переживает музыкальное звучание. Потом он поёт как бы «внутри себя», мышечным напряжением.
Дети любят подражать разные интонации взрослых, звуки издаваемые животными, птицами, шумовые звуки. При этом слух контролирует все эти подражания.
Темочки:
Разные учёные, которые, изучают природу детского голоса, подчёркивают особое значение развитого слуха для правильного вокального пения. Когда мы говорим о слуховых дефектах, об отсутствии связи между слухом и голосом, это говорит о том, что есть проблемы со здоровьем и нужен врачебный осмотр. Работу с детским голосом надо начинать очень осторожно. Детский голос очень хрупкий механизм. В младшем возрасте нужно петь простые музыкальные фразы, для повторения детей, потому что ребёнок всегда старается подражать взрослым. Нужно петь чистым, интонационным голосом, или хорошо настроенным инструментом. Постепенно у ребёнка вырабатывается правильное и устойчивое слуховое внимание, и развивается ладо - высотный слух. Более в старшем возрасте дети знакомятся – разными, музыкально ритмическими, и звуковыми упражнениями, и у них развивается мелодический слух, они постепенно понимают, когда мелодия поднимается и когда мелодия спускается.
Когда движение в музыке по ступенькам, и когда прыжками верх и вниз.
В дошкольном возрасте у детей организм ещё слабый, голосовые связки не готовы к сложным музыкальным произведениям, дыхание тоже слабое. Поэтому выбирая песенный репертуар, надо все эти детали учитывать. Следует определиться диапазоном голоса каждого ребёнка.
И для начала, работать над правильным классическим пением, без изменённой вариацией мелодии. Чтобы ребёнок смог петь в эстрадной манере, или в какой либо другой, нужна определённая подготовка певческих навыков, слуховых возможностей, умение форсировать звучание. Основные задачи:
Формировать у детей умения и навыки для выразительного правильного пения, без фальшивого звучания. Учить детей слушать пение взрослого внимательно и правильно повторять мелодию, с правильным, ритмическим рисунком. Ребёнок должен стараться показывать эмоциональный характер песни мимикой, движением руки. Исполняя колыбельную, он должен показать нежность, заботливость, ласку, и понимать, что колыбельная успокаивает, помогает уснуть. Когда поётся марш – нужен другой настрой и характер. Нужно петь торжественно, устремлённо, отчётливо показать ритмический рисунок песни, темп. И чтобы дети всё правильно выполняли, нужно чётко им объяснить, что от них требует преподаватель. Надо с детства развивать у детей творческие способности, самостоятельному использованию знакомых песен в играх, умению знакомые песни использовать для игры на музыкальных инструментах. Обучение вокально – хоровым навыкам детей дошкольного возраста имеет некоторые особенности. Во время пения звук должен быть лёгким и звонким. Но дети не могут долго и громко петь. Они быстро устают. Это особенность их возраста. В младшем возрасте дети больше «говорят» чем поют. В старшем возрасте они поют, но не всегда чисто и напевно. Иногда они кричат, и звучание получается напряжённым. У детей дыхание слабое, и поэтому они делают вдох в середине слова. Много и правильно нужно работать над дикцией. От неправильного речевого развития ребёнка пение получается вялым, не чётким.
Из моей практики работы с детьми, могу заметить интересный опыт: детям легко понимать высоту звука, когда они зрительно видят или им показываешь руками движение мелодии. Они во время пения даже поднимают брови при показе высоты звука, или, наоборот, при низком звуке они на лице или руками показывают движение мелодии. Вокально-хоровые навыки усваиваются в процессе разучивания песен. В разных возрастах дети поют песни разные по сложности. Поют с сопровождением или без. Они должны по рисункам и по слуху знать и понимать, что нарисованный на нотной верхней линии кружок показывает высоту звука, что большой, белый кружок-это длительность звука, и когда слышишь – это звук, когда пишешь – это нота.
Для обучения песни, сначала нужно хорошо подготовиться. Анализировать песню, её характер, распределить части работ для обучения. Чтобы процесс был интересным, педагог должен заинтересовать ребёнка или текстом или красивой мелодией и исполнением песни. Конечный результат, зависит от правильной, интересной, и мотивированной работой над любим произведением.
После того, как выучили песню, её надо повторить и закреплять. Нужно работать над выразительным исполнением. И главное, чтобы ребёнок смог самостоятельно без помощи педагога исполнить эту песню.
Так как песни бывают разные, одни сложные, другие лёгкие для исполнения, это требует времени, терпения. При этом петь песню - это значит петь красивым голосом, с выражением, протяжным голосом, использовать динамические и тембровые возможности голоса. Чтобы петь красиво и правильно, ребёнок не должен отвлекаться, чтобы ребёнок не отвлекался, педагог должен проявить усилие для интересного занятия и для мотивации ребёнка.
При этом надо стремиться поддерживать эмоциональные переживания детей, создавать дружескую атмосферу в группе. Разные методы при, разучивания песни применяются для получения правильного звукообразования, чёткой дикции, чистой интонации, слитности пения и для правильного расходования дыхания.
В процессе звукообразования ребёнок должен петь естественным голосом. Надо работать над напевностью, т. е. петь и тянуть, увеличивать длительность звука. Голос и слух ребёнка формируется ещё специальными упражнениями.
Петь разные интервалы верх, вниз, после показа педагога, пение звукоряда верх, вниз. Ребёнок должен по слуху определить какое движение имеет мелодия – верх или вниз. Определить по звучанию интервала терция малая или большая. Уметь точно начинать песню после музыкального сопровождения. В раннем возрасте для выявления интереса к пению используются куклы или игрушки для показа. Игрушка должна соответствовать характеру песни. Это может быть персонаж или герой из песни. Можно индивидуально пригласить детей исполнять ту или иную песню. Дети очень часто в старшем возрасте сами исправляют ошибки, которые допускают их друзья во время пения. Педагог и дети хорошо понимают, что даже 2- 3 ребёнка, если поют не чисто, от этого страдает коллективное исполнение и качество песни. Хорошо помогает пение с небольшими группами детей, которые исполняют разные части песни. Это активизирует слуховое внимание детей. Иногда одна группа поёт куплет, другая- припев. Элемент соревнования вызывает желание спеть лучше. Усвоение навыка петь протяжно достигается показом правильного пения педагога. Развитию певческого голоса помогают небольшие упражнения из нескольких звуков, из разных слоговых сочетании. Все упражнения нужно повторять на каждом занятии. Особенно полезно петь без сопровождения. В процессе обучения пению развиваются творческие проявления. Ребёнку даётся возможность самостоятельно придумать песню для любимой игрушки.
Разные методы для обучения детей пению связаны общим воспитательным процессом. Используя разные методы для развития слуха, красивого певческого голоса, и протяжного пения, педагог обеспечивает становление музыкально и вообще творческо- развитой личности. Очень важный навык- правильное пение в хоре. Уметь слушать других, контролировать слуховое чувство, и добиться точности звучания.
Развивая музыкальные способности, голосовой аппарат, слух и красивое пение мы способствуем становлению разносторонней певческой деятельности.