Елена Кондаурова
Консультация для педагогов «Воспитательное и развивающее значение игр и упражнений под музыку в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка – это действенное и эмоциональное средство воспитания. Поэтому необходимо, чтобы музыка звучала не только на занятиях, но и в повседневной жизни детского сада. Это может быть:
• Музицирование детей
• Слушание музыки в живом исполнении и в записи
• Утренняя гимнастика под музыку
• Игры и упражнения под музыку
• Развлечения, хороводы
• Празднование дня рождения и др.
Публикация «Консультация для педагогов „Воспитательное и развивающее значение игр и упражнений под музыку в детском саду“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Темочки
Уважаемые коллеги, включая музыку в режимные моменты помните: музыка усиливает энергетическую активность мозга! Она не должна звучать постоянно! Она не должна звучать громко, т. к. громкая музыка приводит к разбалансированию нервной системы!
Так как игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольников, мы с вами рассмотрим использование игр и упражнений под музыку в режимных моментах.
Основная цель использования музыкально-ритмических игр с дошкольниками – всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.
Задачи развития и воспитания детей при использовании музыкально-ритмических игр :
1. Развитие музыкальности.
2. Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание.
3. Развитие музыкального слуха, чувства ритма.
4. Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству.
5. Развитие памяти.
6. Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства.
7. Развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через движения и литературный текст.
8. Развитие двигательных качеств и умений координировать свои движения.
9. Развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности.
10. Формирование правильности осанки, красивой походки.
11. Развитие умения ориентироваться в пространстве.
12. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
13. Развитие способностей фантазии и импровизации.
14. Развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы, умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.
Музыкально-ритмические игры помогают детям выражать радость, переживать горе, расти и развиваться. Они связывают музыкальное творчество детей с практической деятельностью, с различными формами творчества.
Многие игры посвящаются раскрытию у детей какой-либо эмоции. Каждый ребенок придумывает движения для выбранной эмоции. Большое удовольствие у детей вызывает именно сочинение своих движений, где они могут выразить свои чувства в различной форме. Интересное наблюдение состоит в том, что в этом возрасте дети неохотно играют отрицательных персонажей, предпочитая изображать принцесс и принцев, но они с энтузиазмом сочиняют танец злости, становясь злой феей или злым волшебником, исполняя их танец.
Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать собственные чувства и принимать их у других.
Движения под музыку способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации, помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными, развивается интегративное качество «Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», которое проявляется в желании сообща заниматься музыкальной деятельностью, а в частности ритмическими движениями.
Для этого разработано много музыкальных игр и музыкально-хореографических этюдов, игр на развитие творческого воображения, игр-танцев, логоритмических упражнений и т. д.
Движения в сочетании с простыми музыкальными, песенками очень хорошо помогают ребенку почувствовать метро-ритм музыкального произведения, тишину (паузы) и окончание танцевального этюда. Что интересно в данной методике, это то, что дети прекрасно начинают слышать музыку, понимать ее, что способствует созданию гармонии в творческом процессе. Для создания таких игр используются любимые и знакомые всем детям стихи и песенки. Например, «Злая тучка», «Улыбка», «Паровозик из Ромашково» и др. Интересно то, что дети в процессе игры начинают сами импровизировать, добавляя новые, интересные движения.
Очень нравятся детям хороводные игры: «На носок…», «Мы пойдём на лево», «Лепим, лепим ком большой…» и др.
При ознакомлении с музыкальными произведениями можно использовать игры: «Подбери картинку», «Нарисуй музыку», «Угадай мелодию», «Что за зверь?», «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет?», «Два барабана», «Назови песню по картинке» и др.
Важной ролью воспитателя в развитии игровой музыкальной деятельности детей является создание проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям, развитие способности применять усвоенное в новых условиях. При этом художественное оформление усиливает впечатления детей. Например, разыгрывание этюдов: «Что может делать герой под эту музыку?». Под влиянием звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их выражать свои чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать формированию интереса к музыке и театрализованной деятельности.
На прогулке можно поиграть с детьми в игры, разученные на музыкальных занятиях : танец – игра «Медведь», упражнение «Ежик и барабан»; двигательное упражнение «Шла веселая собака», игра «Кот и мыши» и др.
Повседневная работа воспитателя с детьми, знание их интересов и способностей дает возможность воспитателю выполнять задачу качественно и ответственно. Совместная и самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.
Список литературы:
1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. - М. : Просвещение, 1985. – 191 с.
2. Воронова А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2006. -107 с.
3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2007.-126 с.
4. Новиковская О. А Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. Практическое пособие для педагогов и родителей. - С-Пб. : Корона-Принт, 2018.-272 с.
5. Слюсарь К. Н. Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет. – М. ; Гном и Д, 2007. — 80 с.