Зинаида Шмакова
Консультация для педагогов ДОУ «Интегрированные занятия в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Д/с №25»
Консультация для педагогов ДОУ
«ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ
В ДЕТСКОМ САДУ»
Старший воспитатель З. В. Шмакова
г. Ачинск
2019г.
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Общая характеристика занятий
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Интегрированные занятия в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В 70-е гг. встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся школ, преодолении противоречия искусственного расчленения по предметному признаку. Ученик не воспринимал целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Это привело к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении. В данный момент встает вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольного возраста, организации интегрированных занятий. Потребность в этом объясняется целым рядом причин.
1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
2. Интегрированные занятия развивают потенциал самих вос-питанников, побуждают к активному познанию окружающей дей-ствительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3. Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия раскрывают значительные педагогические возможности, снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный ин-терес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности подготовку образованных специалистов необходимо начинать с детского сада, младших классов, чему и способствует интеграция в ДОУ, начальной школе.
5. За счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для изучения иностранного языка, изобразительного искусства, музыки, для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительных занятий практической направленности.
6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовы-ражения, творчества педагога, способствует раскрытию его способностей. «Миру сегодня не достает своего собственного образа, потому что этот образ может быть сформирован при помощи универсальной системы значений — синтеза». Осуществленный на этом уровне синтез как взаимодействие, соединение (интеграция) выступает основным принципом построения содержания и приводит к такому важному познавательному ре-зультату, как формирование целостной естественно-научной картины мира. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах.
В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных видов занятий, часто одно подменяется другим или интегрированное занятие путают с комплексным, комбинированным.
Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметом анализа в нем выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных программах или разделах программы.
Н. Е. Васюкова, О. И. Чехонина дают следующую характеристику данным видам занятий.
Комбинированное — сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей
еду собой (после рисования идет подвижная игра).
Комплексное — реализация задач средствами разных видов деятельности ассоциативных связях между ними (беседа о правилах
пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме или в
игру «Пожарные на учении»). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.
Интегрированные — соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия, как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи). При этом на занятии воспитатель имеет возможность решить несколько задач развития. По сути, понятие «интегрированное занятие» рассматривается более широко, чем некая организованная форма обучения детей, имеющая фиксированное время и место в режиме дня.
НА. Ветлугина полагает, что комплексные занятия необходимо проводить как занятия итоговые или как занятия-досуги; Т. С. Комарова считает, что интегрированные занятия «<,. > направлены на формирование у детей навыков и умений при помощи разнообразных средств выразительности <. >» и, таким образом, могут быть направлены как на усвоение новых знаний, так и на закрепление. По мнению Н. Е. Васюковой О. И. Чехониной, на организованное обучение должно выноситься то содержание, которое не может быть освоено детьми самостоятельно (состав числа, принцип сохранения количества и др.). Если с этих позиций пересмотреть содержание и цели занятий, то большую часть из них можно вынести в неорганизованную деятельность по выбору детей (например, передача впечатлений в рисунке от экскурсии, праздника и др.). В форме интегрированных занятий целесообразно проводить обобщающие занятия, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких разделов.
Достаточно глубоко работа над построением интегрированных занятий осуществлялась в ШГПИ, педагоги которого подчеркивают, что в процессе таких занятий решаются разные задачи, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
Важно заметить, что методика проведения интегрированного занятия существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на интегрированных занятиях необходимо использовать различные методы и приемы. Наиболее эффективны из них следующие:
— сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;
— проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ. Используются задания типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др. Ребенок приучается спрашивать об одном и том же предмете по-разному;
— разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Как известно, чтобы понимать, например, произведение и со-знательно его воспринимать, дети должны различать его особенности содержания и выразительные средства.
Для интегрированных занятий характерна смешанная структура, являющаяся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур. Она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.
Структура интегрированных занятии отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:
— четкость, компактность, сжатость учебного материала;
— продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
— взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
— большая информативная емкость учебного материала, используемого на занятии;
— систематичность и доступность изложения материала;
— необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Примерная структура занятия
1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос: «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).
2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для
решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе
и жизни человека и т. д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной
Интегрированные занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные занятия также предполагают обязательное развитие творческой активности воспитанников. Это позволяет использовать содержание всех разделов программы, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
К основным особенностям интегрированного занятия относится синтез :
— содержания изучаемого материала, теоретического и прак-тического обучения;
— предметов образовательного цикла между собой;
— деятельности двух или более педагогов и др. Интегрированные занятия построены на принципах интеграции как внутри, так и межпредметной, посредством:
— интеграции содержания учебного материала с целью раскрытия сущности знаний, представлений;
— методов обучения с целью всестороннего изучения объектов, явлений;
— теории и практики с целью практического использования полученных детьми знаний.
По мнению ВТ. Фоменко и Е. Ю. Сухаревской, интеграционные процессы в дошкольном образовании проявляются в трех уровнях: внутри-, межпредметном, межсистемном и обладают высокой или слабой степенью интеграции, что существенно влияет как на отбор содержания, так и на конкретные технологии педагога.
Исходя из этого, мы можем дать характеристику интегрированному занятию :
— является одним из направлений межпредметной интеграции;
— имеет среднюю степень интеграции;
— структурирование материала осуществляется через горизонтальный тематизм;
— форма имеет смешанную структуру;
— предметом анализа выступают многоплановые объекты, ин-формация о сущности которых содержится в различных разделах; сохраняется самостоятельность каждого раздела со своими целями, задачами, программой; в процесс познания включаются все анализаторы, что обеспечивает прочность образования условных связей в познании ребенком окружающей действительности.
Педагогические возможности интегрированного занятия :
— формирование в единстве знаний и умений;
— коммуникативность умений;
— повышение интереса к учению;
— снятие напряженности, страха, неуверенности.
Преимущества интегрированных занятий заключаются в том,
что они:
— способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
— в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
— углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
— основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах;
— эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах
музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.
Закономерности интегрированного занятия (О. С. Бадовская) :
— все занятие подчинено авторскому замыслу;
— занятие составляет единое целое, этапы занятия — фрагменты целого;
— этапы и компоненты занятия находятся в логико-структурной зависимости;
— отобранный для занятия дидактический материал соответствует замыслу;
— цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает не только структурную, но и смысловую связанность.
Соблюдение этих закономерностей позволяет рассматривать занятие
как научно-деловое построение, в котором важны:
— комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими;
— соотношение изученного и изучаемого;
— соединение отдельных зачетов в один общий.
При организации и проведении занятия возникают определенные сложности.
К трудностям проведения интегрированного занятия можно отнести :
— сложность отбора учебного материала;
— подробное структурирование занятия;
— проблема личной совместимости педагогов;
— общий подход к оценке знаний и умений детей;
— согласованное применение одинаковых терминов и понятий.
Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей — проявление творческой активности педагога.
Методика подготовки и проведения интегрированных занятий
Перед началом работы по осуществлению интеграции в ДОУ К. Ю. Белая рекомендует выполнить ряд важных действий;
— определить области знаний, интегрирование которых целе-сообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения;
— проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна;
— учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста;
— определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования;
— выявить основной принцип построения системы интегрированных занятий (например, тематический) и распределять задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним;
— продумать развивающие задачи;
— использовать разнообразные виды деятельности, имеющие возможность интеграции друг с другом (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики);
— учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой);
— использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т. д.);
— учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.
При планировании и организации интегрированных занятий педагогу важно учитывать следующие условия:
— обязательный учет содержания базовой программы детского сада;
— в интегрированном занятии объединяются блоки из различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного занятия. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации;
— при разработке занятия необходимо выделить главное и
использовать знания из смежных разделов, способствующих усвоению основного материала, устранять дублирование, использовать опережающие дифференцированные знания;
— при планировании требуется тщательный выбор типа и структуры занятия, методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии;
— интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные
виды деятельности в ходе занятия. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности воспитанников на занятии;
— при планировании и проведении интегрированного занятия педагогами (ведущими занятия по разным разделам программы) требуется тщательная координация действий;
— необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на интегрированном занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические :особенности детей группы;
— на интегрированных занятиях целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения,
комплексные задачи, задания и т. д.
Одним из важных принципов планирования интегрированного
занятия — определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта. Большое значение на интегрированных занятиях придается развитию у ребенка коммутативных способностей как одного из важнейших факторов его готовности к школе.
Интегрированные занятия — важнейшая часть системы межпредметных связей. Каждое из этих занятий ведут два и более
педагогов. Материал таких занятий показывает единство процессов, происходящих в окружающем мире, позволяет воспитанникам видеть взаимозависимость различных наук. Поэтому одной и первоначальной деятельностью ДОУ по осуществлению культурологического подхода в интеграции образования являются интеграция и координация деятельности специалистов ДОУ (музыкального руководителя, педагогов дополнительного образования, инструктора по физической культуре, последняя первоначально может строиться только на взаимосвязи содержания образования через интегрированные занятия и ин-тегрированные мероприятия (праздники, досуги). Суть интеграции педагогов в обучении детей состоит в ее межпредметной и междеятельностной основе при реализации программного материала.
Наибольший эффект интегрированные занятия дают, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система. Целесообразно разрабатывать систему интегрированных занятий параллельно с образовательной программой ДОУ.
Работу над созданием такой системы можно проводить по этапам:
— согласование учебных программ (разделов) по направлениям деятельности;
— обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения;
— вопросы оплаты интегрированных занятий;
— взаимные консультации педагогов различных дисциплин по вопросам изучения одних и тех же процессов, явлений, тем, проблем в курсах учебных дисциплин;
— планирование тематики и развернутых планов занятий.
Таким образом, на первом этапе создания системы интегрированных занятий в ДОУ согласуются образовательные программы (разделы программы) по содержанию, обсуждаются и формулируются общие понятия, взаимные консультации педагогов. Затем необходимо рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений, объектов, предметов, категорий в различных разделах программы. И, наконец, планирование тематики и конспектов интегрированных занятий.
Интегрированное занятие решает не множество отдельных задач, а их совокупность. Формы занятия могут быть различны, но в каждом должно быть достаточно материала для упражнения «деятельных сил» ребенка, данных ему от природы. Интегрированное занятие требует от педагога тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности личностного общения, когда дети положительно воспринимают педагога (уважают, любят, доверяют). И педагог, в свою очередь, больше даст детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная.
Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование, самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей, проявление творческой активности педагога.
Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Необходимо стремиться, чтобы каждый цикл интегрированных занятий осуществлял какую-либо продуктивную деятельность, создавал коллективные композиции в виде игр-драматизаций, театральных представлений, картин или литературно-музыкальных композиций.
Однако следует учитывать, что любая интеграция не может загнить классический образовательный процесс в ДОУ по основным разделам программы, она лишь соединяет знания. Это значит, дети смогут получить все новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже имеющихся знаний и представлений.
В содержании каждого раздела программы и образования в целом представлены три взаимосвязанных блока: знания, эмоции и познавательные мотивы, способствующие интеграции познания, новому синтезу информации, получаемой ребенком, тем самым, формируя у него не разрозненные знания о мире, а его целостную картину.
Анализ интегрированного занятия
В ходе анализа педагог получает возможность взглянуть на своё занятие как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с группой и конкретными воспитанниками. Это — рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Критерии оценки эффективности интегрированного занятия :
- качество знаний по теме (направлению и др.) : полнота, правильность, осознанность;
- умение устанавливать взаимосвязи объектов, явлений и процессов;
отношение воспитанников к объекту, явлению, занятию.